Классификация форм дизартрии

         Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет 4 степени речевых нарушений у детей.

Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выделяются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

Четвертая, самая тяжелая – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: тяжелая – полное отсутствие речи и голоса; среднетяжелая – наличие только голосовых реакций; легкая – наличие звукослоговой активности. (И.И. Панченко, 1979)

 

     И.И. Панченко и Л.А. Щербакова на основе клинико-фонетического анализа произносительных расстройств речи выделяют восемь основных постоянно встречающихся форм дизартрического нарушения речи:

1. спастико-паретическая (ведущий синдром – спастический парез);

2. спастико-ригидная (ведущие синдромы – спастический парез и тонические нарушения управления типа ригидности);

3. гиперкинетическая (ведущий синдром – гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии);

4. атактическая (ведущий синдром – атаксия);

5. спастико-атактическая (ведущий синдром – спастический парез и атаксия;

6. спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром – спастический парез и гиперкинез);

7. спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром – спастический парез, атаксия, гиперкинез);

8. атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром – атаксия, гиперкинез). [8]

В основу современной классификации дизартрии положены принцип локализации, синдромологический подход, степень постоянности речи для окружающих. Наиболее полная дифференциация форм дизартрии принадлежит Е.Н. Винарской, которая в своей работе «Дизартрия» систематизировала их в виде таблицы. [2]

 

 

       

 

Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина и др.).

  Выделяют следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую. [18]

В настоящее время распространёнными являются минимальные дизартрические расстройства (МДР) – это нарушение речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи.

Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин «стёртая дизартрия», предложенный О.А. Токаревой (1969). В иностранной литературе для подобных нарушений используется термин «речевая или артикулярная диспраксия развития».

Выбор термина остаётся дискуссионным, так как имеющееся терминологической обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологическую самостоятельность данной группы речевых расстройств.

Все симптомы при МДР проявляются в не резко выраженной форме.

Основной симптом МДР – стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

     Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

   Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей этой группы наблюдается нарушение формирование интонационной структуры предложения.

У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении фонематического анализа.

Дети этой категории представляют собой неоднородную группу, как по проявлению неврологической симптоматики, так и по уровню речевого развития. В зависимости от проявления неврологических симптомов и состояния нервно- мышечного аппарата органов артикуляции можно выделить 3 группы детей с МДР, которые отмечаются у детей с ДЦП:

   I - с правосторонним гемипарезом;

   II - с левосторонним гемипарезом;

   III – с легким двухсторонним парезом.

По уровню развития лексико-грамматического строя и связности речи детей можно условно разделить на 2 группы:

    I –МДР, сочетающиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    II – МДР, сочетающиеся с общим недоразвитием речи. [5]

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: