Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений

Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

5) Страхование рисков

Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

НПФ выполняет следующие функции:

• разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

• заключает пенсионные договоры;

• аккумулирует пенсионные взносы;

• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;

• заключает договоры с управляющим фонда;

• формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

• ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

• производит выплаты негосударственных пенсий;

• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

• предоставляет информацию о своей деятельности.

Вкладчики НПФ имеют право:

1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;

3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

НПФ обязан:

1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

3) переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

4) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.

В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля (схема 1).

Государственный контроль   Управление  

Внутренний контроль

           

Федеральная служба по финансовым рынкам

  Совет фонда  

Попечительский Совет фонда

   
           

Государственная налоговая инспекция

 

НПФ «Надежда»

 

Служба внутреннего контроля

   
       
Центральный банк России      

Ревизионная комиссия

    Аудитор      

Специализированный депозитарий (хранение и контроль ценных бумаг фонда)

   

а)Национальная ассоциация пенсионных фондов б)Профессиональная лига НПФ

  Независимый актуарий  

 

     

 

  Внешний контроль  

 

Схема 1 – Система контроля

Государственный контроль. В системе государственного контроля ключевая роль отведена уполномоченному федеральному органу, функции которого в настоящее время закреплены за Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).

ФСФР лицензирует деятельность НПФ, регистрирует Правила фонда, осуществляет общий государственный надзор за деятельностью всех негосударственных пенсионных фондов и компаний, управляющих их активами. К компетенции ФСФР относится контроль за соблюдением нормативно-законодательных требований по всем параметрам деятельности фонда, начиная от делопроизводства и заканчивая профессиональной подготовкой специалистов НПФ.

Все фонды в обязательном порядке предоставляют в ФСФР годовую, квартальную и ежемесячную отчетность о своей деятельности, достоверность которой проверяется в ходе выездных комплексных проверок фондов специалистами ФСФР.

Гарантия исполнения фондом своих обязательств по выплате пенсий – это формирование пенсионных резервов в необходимом объеме, который достигается путем инвестирования пенсионных резервов. Законодательством РФ определены требования к составу и структуре, а также способам инвестирования пенсионных резервов, при этом установление ограничений происходит на нескольких уровнях: в законах РФ, в постановлениях Правительства РФ, в правовых актах ФСФР, в договоре доверительного управления с управляющей компанией.

Цель этих ограничений – защита интересов вкладчиков и участников в ходе инвестирования путем создания системы управления рисками, позволяющей достигать достаточного уровня доходности и при этом не брать на себя неоправданных рисков. Помимо ФСФР, контроль за деятельностью фонда осуществляют Центральный банк РФ и налоговая служба.

Федеральная служба по финансовым рынкам

Лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также уведомительная регистрация фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Регистрация пенсионных правил фонда и всех изменений к ним в соответствии с установленным уполномоченным федеральным органом порядком.

Обязательная отчетность фонда перед уполномоченным федеральным органом в соответствии с установленным им порядком.

Обязательное представление в уполномоченный федеральный орган аудиторского заключения и результатов актуарного оценивания.

· Проведение проверок фондов комиссиями уполномоченного федерального органа.

· Участие представителей уполномоченного федерального органа в работе ликвидационной комиссии фон.

Вневедомственный контроль. Соблюдение фондом установленных нормативов инвестирования пенсионных резервов, помимо ФСФР, в ежедневном режиме (режиме реального времени) контролирует специализированный депозитарий, имеющий соответствующие лицензии.

Специализированный депозитарий на основании первичных документов, подтверждающих каждую операцию по размещению пенсионных резервов, контролирует деятельность фонда и управляющих компаний, инвестирующих пенсионные резервы фонда. Специализированный депозитарий представляет в ФСФР отчетность о ежедневных результатах контроля. Такая система позволяет оперативно отслеживать и устранять малейшие отклонения от нормативов при инвестировании пенсионных резервов НПФ. Таким образом, специализированный депозитарий осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов НПФ.

Законом РФ «О негосударственных пенсионных фондах» установлена обязанность каждого фонда ежегодно проходить проверку у независимого аудитора и независимого актуария. Последний проводит актуарное оценивание фонда, цель которого – дать ответ на вопрос, выполнимы ли обязательства фонда перед его участниками. Независимый актуарий проводит актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. Независимый аудитор осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ.

Заключения независимого аудитора и актуария являются неотъемлемой частью годового отчета фонда в ФСФР.

Годовой отчет и бухгалтерский баланс НПФ в обязательном порядке публикуются в периодической печати.

Внутренний контроль. Итоги работы фонда за год проверяет ревизионная комиссия, рассматривает и утверждает совет фонда. Члены ревизионной комиссии не являются сотрудниками НПФ.

Итоги работы НПФ выносятся на обсуждение попечительского совета фонда, состоящего из представителей вкладчиков и участников.
В соответствии с требованиями законодательства в НПФ создана служба внутреннего контроля, которая подчиняется непосредственно совету фонда. В функции службы внутреннего контроля входит мониторинг всех основных финансовых, юридических и технологических аспектов деятельности фонда.

а) Совет Фонда

Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.

б) Попечительский совет

Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.

в) Ревизионная комиссия

Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.

Общественный контроль. Все большую роль в системе надежности НПФ играют общественные объединения фондов – Профессиональная лига НПФ и Национальная ассоциация НПФ, в рамках которых вырабатываются правила и стандарты деятельности НПФ, а также осуществляется контроль за соблюдением членами этих организаций законодательства и указанных стандартов.

Нормативные документы органов государственной власти, регулирующие деятельность НПФ, наиболее значимые внутренние нормативные документы, определяющие деятельность негосударственного пенсионного фонда «Надежда», а также иные документы, касающиеся обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения представлены в приложении 3.

1.2. Бухгалтерский учет во вновь созданной организации.

Бухгалтерская служба является частью единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями организации. Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией. В рассматриваемом НПФ «Надежда» организационно-правовая форма – линейная.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, т.е. Исполнительный директор.

1) Схемы организации бухгалтерской службы. Разработка положения о бухгалтерии

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов – регистров бухгалтерского учета и документов внутренней отчетности.

Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает:

а) разработку организационно – распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);

б) составление графика документооборота;

в) создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;

г) формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения квалификации);

д) создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма ведения учетного процесса)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» закрепил обязательность ведения и организации бухгалтерского учета во всех организациях неза­висимо от формы собственности.

При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а при его отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а так же организация учетного процесса.

Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером, согласовывается с заинтересованными должностными лицами и утверждается руководителем организации. Срок действия утвержденного положения о бухгалтерии не ограничен. Но его содержание может быть изменено после реорганизации организации, после переименования или изменения структуры бухгалтерии. После внесения изменений в положение о бухгалтерии оно должно быть вновь утверждено приказом руководителя организации.

Положения о бухгалтерии показывает важность этого документа, четко расписывающего порядок рабо­ты подразделения. Это документ сложный, многопрофильный. Чем тща­тельнее, детальнее он разработан, тем четче строится и легче организует­ся в дальнейшем работа бухгалтерии. Оформляется Положение на общем бланке, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководите­лем фонда.

В приложении 4 приведено Положение о бухгалтерии НПФ «Надежда».

2)  Форма организации бухгалтерского учета. Структурная организация бухгалтерской службы

Под формой организации бухгалтерской службы понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании определенных учетных регистров аналитического и синтетического учета в виде карточек, ведомостей и книг, их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей. Формы бухгалтерского учета отличаются одна от другой рядом признаков:

1. количеством применяемых регистров, их внешним видом, назначением и содержанием учетных регистров;

2. взаимосвязью и сочетанием хронологических и синтетических записей, синтетических и аналитических регистров;

3. последовательностью и техникой учетных записей в учетные регистры;

4. степенью использования средств оргтехники, механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.

Формы бухгалтерского учета определяют:

- комбинация учетных регистров: первичный документ – карточка – ведомость – регистр – главная книга;

-  последовательность записей в первичной учетной документации;

- логическую связь между учетными регистрами.

Форма организации бухгалтерского учета выбирается организацией самостоятельно, и в течение отчетного периода принятая форма не должна изменяться, что фиксируется в учетной политике. В настоящее время в России применяется несколько форм бухгалтерского учета:

1. простая форма (рисунок 1)

     
 

 


Рисунок 1 - Простая форма бухгалтерского учета

2. мемориально-ордерная (рисунок 2);

 

 

 


Рисунок 2 - Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

3. автоматизированная (рисунок 3);

 

 


Рисунок 3 - Автоматизированная форма бухгалтерского учета

4. журнально-ордерная (рисунок 4);

 

 

 


Рисунок 4 - Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

В НПФ «Надежда» применяются журнально-ордерная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.

Исходя из формы организации учета определяется в основном и структура бухгалтерского аппарата. Под структурой бухгалтерского аппарата понимаются состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции. Иными словами, под структурой бухгалтерского аппарата принято понимать де­ление его на составные части на основе принципов разделения труда, то есть специализации функций отдельных частей или работников бухгалте­рии и кооперации их совместных усилий. Различают два основных вида разделения труда — предметное и функциональное.

Предметное (иногда его называют линейным, или оперативным) разделение труда основывается на принципе обособленности выполняемых ра­бот или операций, при котором весь определенный цикл совершает от нача­ла до конца один работник или определенная часть аппарата бухгалтерии. Достоинство предметного разделения труда заключается в приближе­нии учетного аппарата к объектам учета, вследствие чего увеличиваются знание о характере закрепленного за работником (группой работников) участка работы, персональная ответственность за выполнение обязанно­сти и т. д.

Функциональное разделение предполагает централизованное построе­ние учетного аппарата и выполнение каждым работником или опреде­ленной частью аппарата однородных совокупностей функций либо опе­раций. Например, учет заработной платы в этом случае выполняется сле­дующим образом: один работник (или группа работников) принимает и проверяет первичные документы, второй исчисляет по этим документам заработную плату, третий составляет учетные регистры и т. д.

Применение того или иного принципа разделения труда зависит от объема учетных работ. Часто происходит смешенное разделение труда исходя из преимуществ первого пли второго видов и конкретных условиях в работе бухгалтерии.

В НПФ «Надежда» используется предметное разделение труда.

На структуру бухгалтерского аппарата влияют также численность работников, объем учетно-отчетных и контрольных работ, их значимость и сложность. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимо­сти от объектов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтер­скому учету. В соответствии с расчетным количеством бухгалтеров и формируется ее организационно-штатная структура.

Закон «О бухгалтерском учете» предусматривает четыре варианта организационных форм веде­ния бухгалтерского учета:

- бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (рисунок 5);

 

 

 


 

 

Рисунок 5 - Бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером

- штатную должность бухгалтера (рисунок 6);

 

 


Рисунок 6 - Введение бухгалтерского учета бухгалтером

- передачу па договорных началах ведения бухгалтерского учета центра­лизованной бухгалтерии, специализированной организации или бух­галтеру-специалисту (рисунок 7);

 

 


Рисунок 7 - Ведение бухгалтерского учета специализированной организацией или бух­галтером-специалистом

- ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации (рисунок 8).

 


Рисунок 8 - Ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации

Эти формы выбираются руководителем в зависимости от объемов ра­боты организации. Соответствующая форма ведения бухгалтерского учета закрепляется в организационных документах. В НПФ «Надежда» организационная форма бухгалтерской службы представлена как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (приложение 5).

3)  Разработка должностных инструкций

На основании Положения о бухгалтерии, в котором указаны возло­женные на нее задачи и функции, определяют общий объем работ (мож­но воспользоваться «Межотраслевыми укрупненными нормами времени на работы по бухгалтерскому учету для отраслей промышленности») и соот­ветственно устанавливают численный и должностной состав бухгалтерии. На каждого предполагаемого работника (вакантную должность) должна быть составлена должностная инструкция.

При составлении должностных инструкций необходимо воспользоваться в первую очередь Сборником тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих, утвержденным Министерством труда Российской Федерации. Поскольку бухгалтерский учет ведется повсеместно, должности сотрудников бухгалтерии относятся к об­щеотраслевым должностям служащих. Для организаций бюджетной сфе­ры тарифно-квалификационные характеристики с отнесением их к разрядам оплаты труда на 18-разрядную Единую тарифную сетку (ЕТС) носят обяза­тельный характер. Однако, учитывая, что данный нормативный документ обеспечивает ра­циональное разделение труда, правильный подбор, расстановку и использо­вание кадров, единство в определении должностных обязанностей работни­ков и предъявляемых к ним квалификационных требований, он может быть рекомендован к использованию в организациях любых форм собственности.

В вводной части Сборника тарифно-квалификационных характери­стик раскрыто содержание требований к каждой должности.

Взяв за основу характеристику из тарифно-квалификационного справочника, уже значительно легче составить должностную инструкцию для кон­кретного работника бухгалтерии. Исходя из объема и специфики работы должностные обязанности, указанные в тарифно-квалификационной характеристике той или иной должности, могут быть распределены между несколькими работниками бухгалтерии. И наоборот, с внедрением технических средств и сокращением численности персонала круг обязанностей служащего может быть расширен по сравнению с установленным соот­ветствующей тарифно-квалификационной характеристикой.

Должностная инструкция — индивидуальный документ, хотя и разра­батывается на основе типовых тарифно-квалификационных характери­стик. Конкретные должностные инструкции для данной организации (фирмы) всегда имеют свои особенности, так как любая организация обладает своей спецификой в направлении деятельности или объеме ра­бот.

При наличии должностной инструкции, в которой определены требования к вакантной должности, отделу кадров легче подобрать необходимого работника. При приеме на работу претендент на должность знако­мится с инструкцией, кругом своих обязанностей и может сразу соотне­сти с ними свои возможности.

При зачислении на должность принимаемый работник должен расписаться в инструкции. Его роспись означает, что с инструкцией он озна­комлен и обязуется ее выполнять. В трудовой договор может быть вклю­чен пункт с обязательством выполнения работы в соответствии с долж­ностной инструкцией.

При большом объеме работ они должны быть четко распределены между указанными в штатном расписании работниками бухгалтерии.

Должностные инструкции, составленные на всех работников бухгалтерии (как и на всех работников организации в целом), четко разграничивают их права и обязанности, исключают дублирование и в то же время, если это будет предусмотрено в инструкции, обеспечат взаимозаменяемость.

В штатном расписании должны быть указаны общее количе­ство работников бухгалтерии, наименование должностей, основ­ные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный бухгалтер должен обоснованно опре­делить количество работников бухгалтерии и степень их квали­фикации. В дальнейшем проводится аттестация работников бух­галтерии, по результатам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т.п. Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае бо­лезни, отпусков и т.п.

При освобождении должности в случае перевода работника или увольнения, до приема нового работника старую должностную инструк­цию следует внимательно проверить и, если необходимо, внести коррек­тивы, уточнить перечень работ или добавить те обязанности, которые дополнительно будут возложены на вновь принятого работника. Напри­мер, новый работник бухгалтерии должен вести документацию с исполь­зованием приобретенной компьютерной программы, ему дополнительно вменяется проведение экспертизы ценности документов или страховоч­ное копирование данных и т. д. Все это должно быть учтено в его долж­ностной инструкции до зачисления на работу.

Должностная инструкция оформляется по типу общего бланка, под­писывается руководителем структурного подразделения (главным бухгал­тером) и утверждается исполнительным директором фонда. В приложении 6 приведены должностные инструкции главного бухгалтера и кассира НПФ «Надежда».

Наличие в организации необходимого пакета законодательных и нор­мативно-методических документов, хорошо составленные организацион­ные документы (Положение о бухгалтерии и должностные инструкции на ее сотрудников) обеспечат четкое выполнение одной из важнейших управленческих функций — бухгалтерского учета.

4)  Организация документооборота в НПФ

Порядок документооборота в организациях регламентиру­ется Положением о документах и документообороте в бухгалтер­ском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105.

Документооборот — это создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, пере­дача в архив первичных документов в бухгалтерском учете.

Движение документов с момента их создания до уничтоже­ния регламентируется графиком документооборота.

Работу по составлению графика организует главный бухгал­тер. В соответствии с пунктом 8 Положения по ведению бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Феде­рации руководитель утверждает график документооборота в составе учетной политики организации.

График должен устанавливать на предприятии рациональный документооборот, т. е. предусматривать оп­тимальное число подразделений и исполнителей для прохожде­ния каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Унифицированной формы графика документооборота нет. Каждое предприятие составляет его самостоятельно в зависимо­сти от количества сотрудников, видов деятельности и способа организации бухгалтерского учета. Для составления графика документооборота применяются различные методики:

1.Описание процесса учета по рабочим местам учетных служб. По ито­гам такого описания составляются перечни входящих и исходящих документов по каждому рабочему месту учетных работников. Затем происходит группировка документооборота по подразде­лениям, объединяемая затем в общую схему документооборота по организации в целом.

2. Составление перечня работ по созданию, проверке и обработке документов с указанием должностей испол­нителей и сроков выполнения работ.

На начальном этапе работы по составлению графика документооборота главный бухгалтер устанав­ливает круг лиц, которые обращаются с первичными документами. После составления графика до каждого лица, участвующего в доку­ментообороте, официально доводятся правила оформления первичных документов и сроки их представления в бухгалтерию. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности ис­полнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.

Работники фонда создают и представляют докумен­ты, относящиеся к сфере их деятельности, по графику докумен­тооборота.

Ответственность за соблюдение графика документооборо­та, а также ответственность за своевременное и доброкачествен­ное создание документов, своевременную передачу их для отра­жения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Госкомстат России разрабатывает формы унифицированных первичных документов. В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, ут­вержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.99 № 20, в унифицированные формы первичной учетной документа­ции за исключением форм по учету кассовых операций, утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости мо­жет вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм пер­вичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответству­ющим организационно-распорядительным документом органи­зации.

Специ­фика деятельности организации может предполагать примене­ние таких документов, форма которых не предусмотрена в этих альбомах. В этом случае формы таких документов утверждают­ся организацией и должны содержать обязательные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель по согласованию с глав­ным бухгалтером.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для от­ражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержа­щихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Документы, которыми оформляются хозяйственные опера­ции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в мо­мент совершения операции, а если это невозможно, то непос­редственно после ее окончания.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы ис­правления могут вноситься лишь по согласованию с участника­ми хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны вести бухгалтерский учет имуще­ства, обязательств и хозяйственных операций путем двойной за­писи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включен­ных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Чтобы систематизировать и накапливать информацию, со­держащуюся в принятых к учету первичных документах, и отра­жать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчет­ности, предприятиями должны вестись регистры бухгалтерского учета.

Подобные регистры ведутся в специальных книгах (журна­лах, журналах-ордерах, ведомостях), на отдельных листах и кар­точках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бух­галтерского учета в хронологической последовательности и груп­пироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регис­трах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обес­печиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего ис­правление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, — государственной тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установлен­ную законодательством Российской Федерации.

Для упорядочения количества издаваемых и получаемых до­кументов рекомендуется вести номенклатуру дел. Каждый полученный документ, пройдя обработку, подши­вается в папку-дело.

Все папки, находящиеся в подразделении, образуют номен­клатуру дел. Список дел оформляется следующим образом:

1) индекс дела (номера на папке) может состоять из присво­енного подразделению номера и внутреннего номера;

2) наименование дела (заголовок);

3) количество дел в папке (заполняется при формировании папки);

4) срок хранения;

5) примечание (может указываться, на основании какого из перечней устанавливается срок хранения документов).

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив. До передачи их в архив организации они должны храниться в бух­галтерии в специальных помещениях или закрывающихся шка­фах. Главным бухгалтером назначаются лица, ответственные за сохранность данных документов.

Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, ме­таллических шкафах или специальных помещениях, позволяю­щих обеспечить их сохранность.

Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, ком­плектуются в хронологическом порядке и должны быть перепле­тены.

Организации обязаны хранить первичные учетные докумен­ты, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами орга­низации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие докумен­ты учетной политики, процедуры кодирования должны хранить­ся организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в пос­ледний раз.

Ответственность за организацию хранения учетных доку­ментов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности несет руководитель организации.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер организации.

Изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгал­терских отчетов и балансов у предприятий, учреждений может производиться только органами дознания, предварительного следствия прокуратуры и судами на основании постановления, предварительного следствия прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Фе­дерации. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вруча­ется под расписку соответствующему должностному лицу пред­приятия. С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут снять копии с изымаемых доку­ментов с указанием оснований и даты их изъятия.

В случае пропажи или гибели первичных документов руко­водитель предприятия, учреждения назначает приказом комис­сию по расследованию причин пропажи, гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются предста­вители следственных органов, охраны и государственного пожар­ного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организации.

График документооборота НПФ «Надежда» приведен в приложении 7.

5) Рабочий план счетов в НПФ

Также негосударственные пенсионные фонды ведут бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, в который дополнительно введены отдельные счета. Применяемый фондом План счетов устанавливается Учетной политикой фонда.                                                                           Для учета расчетов по пенсионным выплатам в соответствии с условиями пенсионного договора в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий для негосударственных пенсионных фондов вводятся счет 74 «Страховые выплаты» и счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей».                                                          К основным счетам (субсчетам) бухгалтерского учета в негосударственных пенсионных фондах относятся:

· 08 “Вложения во внеоборотные активы”

· 26 “Общехозяйственные расходы”

· 50 “Касса”

· 51 “Расчетный счет”

· 58 “Финансовые вложения”

· 72 “Страховые взносы”

· 72-1 “Расчеты по пенсионным взносам”

· 74 “Страховые выплаты”

· 74-1 “Расчеты по негосударственным пенсиям”;

· 74-2 “Расчеты по выкупным суммам при досрочном расторжении договора”;

· 74-3 “Расчеты по наследуемым выкупным суммам”

· 76 “Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами”

· 79 “Внутрихозяйственные расчеты”

· 79-1 “Расчеты по договору доверительного управления имуществом”

· 83 “Добавочный капитал”

· 83-1 “Совокупный вклад учредителей”

· 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”

· 86 “Целевое финансирование”

· 86-1 “Целевое финансирование на покрытие расходов Фонда”

· 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей”

· 89-1 – “Резерв будущих пенсионных выплат”;

· 89-2 – “Резерв наследуемых сумм”;

· 89-3 – “Резерв выкупных сумм при расторжении договоров”;

· 89-4 – “Пенсионный страховой резерв”

· 91 “Прочие доходы и расходы”

· 96 “Резервы предстоящих расходов”

· 96-1 “Резервы покрытия пенсионных обязательств”

· 96-2 “Страховой резерв”

· 99 “Прибыли и убытки”

· Забалансовые счета

· 009 “Обеспечения обязательств и платежей выданные”

· 010 “Износ основных средств”.

6) Учет средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности Фонда

Совокупный вклад, внесенный учредителями (вклад учредителя) негосударственного пенсионного фонда, отражается по кредиту счета 83 “Добавочный капитал”, субсчет “Совокупный вклад учредителей”, и дебету счетов учета денежных средств.

Для обобщения информации о состоянии средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности Фонда, поступивших от вкладчиков в виде целевых взносов, благотворительных взносов и других законных поступлений, используется счет 86 “Целевое финансирование”, субсчет “На покрытие расходов Фонда”.

По кредиту счета 86 “Целевое финансирование”, субсчет “На покрытие расходов Фонда”, отражаются:

- поступления целевых взносов вкладчиков, благотворительные и прочие законные поступления от юридических и физических лиц - в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств;

- отчисления нормированной части дохода от размещения пенсионных резервов (15 - 20%) для обеспечения уставной деятельности Фонда - в корреспонденции с дебетом счета 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”;

- доход от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, направляемый на покрытие издержек Фонда, - в корреспонденции с дебетом счета 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

Аналитический учет по счету 86 “Целевое финансирование” ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Расходы Фонда на ведение уставной деятельности обобщаются на счете 26 “Общехозяйственные расходы”. По дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы” отражаются расходы Фонда, связанные с оформлением пенсионных договоров, размещением пенсионных резервов, с осуществлением управления Фондом, а также другие виды расходов, включаемых в смету, утверждаемую Советом Фонда.

Амортизационные отчисления на объекты основных средств не начисляются. Начисление износа на объекты основных средств Фонда отражается на забалансовом счете 010 “Износ основных средств”.

Расходы Фонда на ведение уставной деятельности ежемесячно списываются с кредита счета 26 “Общехозяйственные расходы” в дебет счета 86 “Целевое финансирование”, субсчет “На покрытие расходов Фонда”.

Аналитический учет по счету 26 “Общехозяйственные расходы” ведется по видам расходов (по статьям смет).

Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете при использовании счета 86 «Целевое финансирование»:

Дебет 51 Кредит 86 поступление целевых взносов от вкладчиков;

Дебет 72 Кредит 86 отчисление пенсионных взносов не более 3%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от размещения пенсионных резервов не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от инвестирования пенсионных накоплений не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 поступление дохода от использования имущества фонда;

Дебет 86 Кредит 26 списание расходов фонда на ведение уставной деятельности.

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: