Анализ безубыточности производства

Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Эта информация имеет весьма существенное значение для руководства, так как одной из наиболее важных переменных, влияющих на совокупный доход от продаж, издержки и прибыль, является объем производства. По этой причине выходу продукции уделяется особое внимание, поскольку знание этой зависимости позволяет руководству определить критические уровни выпуска, например уровень, при котором прибыль будет максимальной, или уровень, при котором не будет ни прибыли, ни убытков (то есть точку безубыточности).

В международной практике используют 3 метода определения точки безубыточности:

§ Метод уравнения;

§ Метод маржинального дохода;

§ Графический метод.

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:

Р = Q · Ц – Q · Зпер – Зпос                                    (3)

Рr – чистая прибыль от реализации

Q – количество единиц продукции (12000 шт.);

Ц – цена единицы продукции (120 руб.);

Зпер – переменные расходы, на единицу продукции (28,06 руб.);

Зпост – постоянные затраты на объем.

Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности (К 0 – критический объем реализации), определяется исходя из условия Р = 0:

                                (4)

 

Метод маржинального дохода основывается на формуле:

Мд = Ц – Зпер                                        (5)

Мд = 120 – 28,06 = 91,94 руб.

Если рассчитать маржинальный доход в относительном выражении к цене (при расчете на объем реализации – к выручке), тогда по этой формуле значение порога рентабельности получаем в стоимостном выражении.

Рассчитаем точку критического объема производства в стоимостном выражении:

                                          (6)

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размеров премий, стимулирующих реализацию продукции, проведением рекламных компаний.

Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объёмов производства на основе построения графиков: бухгалтерской модели безубыточности, графика валовой прибыли (маржинального дохода), графика прибыли и объёма производства.

При подготовке или использовании информации для построения графиков безубыточности необходимо знать принятые допущения, на основании которых эта информация подготовлена. Если эти допущения не учитывать, то можно сделать серьезные ошибки и неправильные выводы при анализе. Вот эти важные допущения:

– Все другие переменные остаются постоянными.

– Единственное изделие или постоянная номенклатура реализованных изделий.

– Прибыль рассчитывается по переменным издержкам.

– Совокупные издержки и совокупный доход являются линейными функциями объема производства.

– Анализируется только возможный диапазон объемов производства.

– Издержки можно точно разделить на постоянные и переменные составляющие.

График бухгалтерской модели безубыточности наглядно показывает изменение совокупных расходов в зависимости от объема выпуска при одновременном выделении из них постоянных расходов. График выручки от реализации пересекается с совокупными расходами в точке безубыточности.

График бухгалтерской модели безубыточности построим на рис. 1.

Рисунок 1 – График безубыточности

 

На графике валовой прибыли наглядно показано изменение переменных затрат в зависимости от объема выпуска продукции, а также изменение совокупных затрат и выручки от реализации. Постоянные расходы не выделяются.

График валовой прибыли построим на рис. 2.

 

Рисунок 2 – График валовой прибыли

 

График рентабельности показывает, на какой именно по счету продукции предприятие начинает получать прибыль. Убытки предприятия показаны со знаком «-» на оси ординат, а прибыль, соответственно со знаком «+».

Рисунок 3 – График прибыли и объема производства

 

Таким образом, для обеспечения безубыточности производства изделия «Топорик хозяйственный», при существующей структуре затрат и цене, ОАО «ММЗ» необходимо в год реализовывать 9259 изделий на сумму, не менее 1 111,1 тыс. руб..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: