Игры с простыми правилами

Детям раннего возраста трудно выполнять правила действий. Но в игре овладение правилом происходит легко и естественно. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Во многих играх правила как бы заключены в роли. Действуя от имени игровых персонажей, ребята учатся незаметно для себя контролировать и регулировать своё поведение. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в раннем возрасте.

«Вот сидит лохматый пес»

Вариант

Взрослый берет собачку – игрушку, садится на стульчик, закрывает мордочку собачки ладошками и произносит слова: «Вот сидит лохматый пес, в лапки свой укутал нос. Тихо, смирно он сидит, то ли дремлет, то ли спит? Подойдем, его разбудим и посмотрим, что же будет».

На последние слова дети медленно подходят, трогают собачку (будят). Собачка в руках взрослого  просыпается, гавкает и догоняет детей. Дети бегут в другую сторону. Не следует слишком пугать малышей, но в, то, же время нужно создать ощущение опасности. Когда малыши освоят правила этой игры, можно переходить ко второму варианту.

Вариант

Взрослый предлагает ребенку взять игрушку - собачку - и помогает произнести текст. Сам ведущий направляет с одной стороны поведение ребёнка с собачкой, а с другой – остальных участников игры.

«Я по полю шла»

Дети стоят свободно. Взрослый предлагает одному из детей взять в руки 2 камушка разного цвета (например, розовый и голубой). На слова: «я по полю шла (шёл) и два камушка нашла (нашёл), розовый и голубой (взрослый помогает ребенку ходить между детьми.

На слова: «Угадай-ка, где какой?», ведущий ребенок подходит к одному из детей и предлагает угадать цвет камушка. В этом возрасте детям важен процесс игры, поэтому на цвет они внимания обращают мало, берут камушки и начинают играть по очереди.

«Гуси» (упрощенный вариант)

Дети стоят стайкой в одном конце зала или игровой площадки, на другом конце лежат обручи или начерчен круг (домики).

Взрослый произносит слова: «Гуси, гуси»

Дети – «Га-га-га», взрослый – «Есть хотите?»

Дети – «Да, да, да»

Взрослый – «Так летите же скорей!

Дети – «Серый волк озорной, не пускает нас домой!»

Волк сидит между детьми и домиками (в середине зала), ловит детей на слова: «Не пускает нас домой»

«Солнышко и тучка»

Взрослый произносит известные стихи В.Маяковского: «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям!»

Затем взрослый предлагает детям «понарошку»:

· поиграть с воздушным шариком,

· намочить цветы (можно бумажные сбрызнуть руками),

· полетать как бабочки

· собрать ягоды  и т. д.

Затем взрослый произносит слова: «Тучка черная летит, ветер дует и свистит, дождь бежит на длинной ножке, убегайте детки – крошки»

Дети бегут под зонтик, а потом снова выбегают на солнышко и гуляют.

 

«Кот и мыши»

Взрослый произносит слова: «Кот «Мурлыка» лег поспать, отдохнуть и подремать (кот-ребенок ложится на пол), ну а мышки тут плясать, прыгать, бегать и пищать»

Остальные дети прыгают, хлопают в ладошки, топают ножками, пищат.

Взрослый произносит слова: - «Расшумелись – вот беда! Разбудили мы кота, мыши - непоседы разбегайтесь кто куда, кот бежит по следу».

 

«Воронята»

Дети- воронята сидят на стульчике, расставленные полукругом. Дети «спят» (закрываю глазки, склонив голову на руки со сложенными ладошками.

Взрослый говорит: - «Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят, а проснуться на заре, будут каркать во дворе»

«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» - бегают по комнате, размахивая разведенными в стороны руками – «крыльями».

Взрослый: - «Полетели – полетели, воронята полетели «Кар, кар»,

Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки (выходит на середину и «сыплет» крошки). «Воронята» садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками по полу) – тук, тук, тук

«Тузик по двору гулял, вороняток испугал (берет игрушку – собачку и догоняет убегающих детей «воронят»).

 

«Зайки»

Дети сидят на корточках по кругу. Взрослый говорит и показывает движения

(взрослый поднимает руки над головой, шевелит ими). Дети подражают его движениям и повторяют за ним слова. «Зайка серенький сидит и ушами шевелит, вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так, надо лапочки погреть (Встают, взрослый и дети хлопают в ладошки и повторяют две последние строчки)

«Зайке холодно сидеть, надо зайке поскакать (все прыгают на одном месте, повторяя последние слова) Вот так, вот так, надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, зайка прыг и убежал» (взрослый рычит, дети разбегаются врассыпную).

 

Музыкальные игры

Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому введение музыкальных моментов в их игры делает игру более привлекательной и развивает ценные качества ребёнка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми. Игры, приведённые в этом разделе не ставят своей задачей музыкальное развитие детей, поэтому не так уж важно насколько правильно и хорошо поёт ведущий. Но очень важно комплексное и разнообразное воздействие на ребёнка, в котором сочетаются движение, музыка, текст, и какой-либо простой, доступный малышам сюжет. Остановимся на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста.   

«Пирожки»

Дети сидят на стульчике, взрослый напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую песенку выполнять соответствующие движения.

«Я пену, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка (дети поворачивают кисти рук то одной, то другой ладошкой вверх), кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка, а ребяток приглашу, пирожками угощу (затем вытягивают руки вперед, предлагают попробовать прянички и пирожки)

 

«Сели заиньки в кружок»

Взрослый вместе с детьми садится на корточках и поет следующую простую песенку:

Сели заиньки в кружок,

роют лапкой корешок,

вот такие зайки,

зайки – побегайки – 2 раза.

Тут бежит лисичка - рыжая сестричка (лисичку изображает второй взрослый или образная игрушка). При этих словах дети поднимают головы, и делают ушки руками

(поднимают ручки над головой)

Лисичка спрашивает: «Где же, где же зайки?»

Взрослый-ведущий при этом говорит: «Зайки – убегайте!»

Ребята разбегаются от лисички в разные стороны, а лисичка их пытается догнать.

Когда дети соберутся вместе, игру можно повторить.

 

«Листочек»

Детям раздаются листочки из бумаги разного цвета, предлагается встать, кто как хочет.

Взрослый напевает слова и выполняет движения вместе с детьми.

-Закачался надо мной

мой листочек золотой

(качаем листочками в разные стороны над головой)

 

Листики, листки

Вот какие листики

Тут подул вдруг ветерок,

Закружился мой листок

Листики, листки

Вот какие листики

(все выполняют круговые движения, крутятся вокруг себя и бросают листочки под ноги)

 

Дети поднимают листочки, игра повторяется

Взрослый говорит – вот как много листочков в конце игры упало на дорожку, давайте их соберем в красивый букет

 

«Паровозик»

В этой игре создаётся образ паровозика, состоящий из вагончиков-детей. Впереди всех вагончиков – паровоз (взрослый). В начале игры можно использовать дудочку (гудок паровоза) или издать звук голосом: Ту-Ту-Ту-у-у-у, чу-чух-чух

Детям предлагается встать друг за другом, идти за взрослым, держась за плечи или за веревочку. Когда все дети встали, взрослый начинает петь и медленно продвигаться по комнате (площадке). Дети могут подпевать.

-Вот поезд наш едет,

колеса стучат,

а в поезде нашем

ребятки сидят.

Чу- Чу, Чу- Чу, Чу- Чу,

бежит паровоз

далеко, далеко,

ребят он повез.

Но вот остановка.

Давайте слезать,

Кто хочет, ребята,

пойдёмте гулять!

Взрослый объявляет остановку, например «Луговая» и предлагает ребятам погулять Дети выходят из вагончиков, «собирают цветы», предварительно разложенные на полу или играют с бабочками, сажая их на цветок того же цвета, что и бабочка (закрепление знаний цвета) или найти цветок того же цвета. Затем вновь раздается гудок: - Ту-Ту-Ту-у-у-у

Дети быстро «садятся» в поезд. Взрослый поет ту же песенку. Затем объявляет остановку, например «Спортивная». Детям предлагается встать в круги совершить несколько спортивных упражнений – приседаний, движений руками в стороны, вверх и пр.  

Названия остановок и соответствующие движения могут быть какими угодно, например:

 художественная мастерская (рисуем, лепим, конструируем;

 песочная – играем с песком, бассейн - игры с водой и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: