1. Масса экскаватора:
mэ= Кэ∙Е = 50∙11 = 550 т.
где Е – объем ковша, м3;
Кэ - выбираем из рекомендуемого диапазона 38-55 т/м3
2. Линейные размеры ковша:
Ширина Bk=1,15∙3√Е=1,2∙3√11=1,15∙2,2=2,53 м;
Длина Lk=1,2∙ Bk=1,2∙2,53 =3,03 м;
Высота Hk=0,65∙ Bk=0,65∙2,53 =1,64 м;
3. Масса и вес ковша:
mк = K1(K2+E)E2\3 = 0,046∙ (40,6+11)112\3= 11,8 т
Gк = 9,81 ∙ mков ∙103=9,81∙11,8 ∙103=11,5∙104 Н;
где К1и K2 – коэффициент пропорциональности (0,143 и 9,6 для легких; 0,092 и 20 для средних; 0,046 и 40,6 для тяжелых) табл.1 [2]
4. Масса и вес породы в ковше:
mпор = E ∙ γ/Kp=11 ∙ 2,5/1,2=22,9 т;
Gг=9,81∙ mпор ∙103=9,81∙22.9 ∙103=22.4∙104 H;
где γ – плотность породы в целике, т/м3 (γ =1,8÷2,5) табл. П6 [2]
5. Высота напорного вала:
Нн= КLн∙3√mэ=2,5∙8.1=20,2 м;
где КLн - коэффициент пропорциональности стрелы (КLн=2,5) табл. П8 [2]
6. Сила тяжести груженного ковша:
Gk+г = Gк + Gг ,= 11,5∙104+ 22,4∙104=33,9∙104 Н
где Gk – собственная сила тяжести ковша; Gг – сила тяжести грунта в ковше.
Усилие в тяговом канате можно определить, проектирую все силы, действующие на ковш, на ось, параллельную линии относа уступа (рис.2.1).
|
|
Рис. 2.1. Схема к расчету усилий на ковше драглайна
Sг=Pк+Gк+г*sinα+Pтр=Pк+Gк+г*sinα+fGк+г*cosα = 25∙104+33,9∙104∙0,25+ +0,4∙33,9∙104∙0,96=46,4∙104Н
Принимаем sin150=0,25; cos150=0,96.
Усилие копания определяется из формулы Н.Г. Домбровского:
Pк = K1*F = K1*h*b = 2,5∙102∙1= 2,5∙102 кН
где К1 – удельное сопротивление (см.табл.I) копанию, кН/м2, h – толщина снимаемой стружки, м; b – ширина стружки, м; f – коэффициент трения ковша о породу (принимается равным 0,4).
Наполнение ковша происходит на пути наполнения:
Lн = φ*Lk=3,5∙3,03 =10,6 м
где φ – коэффициент пути наполнения (табл. 3); Lk – длина ковша.
Объем разрыхленной породы в процессе наполнения ковша:
Vпор.рых. = Lн*h*b*Кр = φ*Lk*h*b*Кр=10,6∙2∙0,5∙1,2=12,72 м3
где Кр – коэффициент разрыхления (табл.1).
Vпор.рых. = Е+ Vпр.вол.=11+3,3=14,3
где Vпр.вол. – объем призмы волочения, м3.
Vпр.вол. = С*Е=0,3∙11=3,3 м3
где С – коэффициент волочения (табл. 3);
Тогда,
Е+Е*С = Lк*φ*h*b*Кр
Откуда,
=11∙(1+0,3)/3,03∙3,5∙0,5∙1,2=14,3/6,3=2,26
= 25∙104∙11∙(1+0,3)/3,5∙3,03∙1,2=357,5/12,7 = 28,1∙104
Значения коэффициента пути наполнения φ и коэффициента волочения С приведены в табл.3
Таблица 3.
Грунт | φ | С |
Песок, супесок, чернозем, растительный грунт, торф | 3,0 | 0,4 |
Суглинок, гравий мелкий и средний, глина легкая, влажная или разрыхленная | 3,5 | 0,3 |
Глина жирная, тяжелый суглинок, лесс, смешанный с галькой, щебень, строительный мусор, растительный грунт с корнями деревьев | 4,0 | 0,23 |
Конгломерат, тяжелая ломовая или сланцевая глина, меловые породы | 5,5 | 0,2 |
|
|
Рис. 2.2. Схема работы драглайна.
Усилие в тяговом канате:
Sт(к)=(K1∙E∙(1+C)/φ∙Lk∙Kp)+Gк+г∙sinα+f∙Gк+г∙cosα=
=25∙104∙11∙(1+0,3)/3,5∙3,03∙1,2+33,9∙104∙sin450+0,4∙33,9∙104∙cos450=
=31,1∙104+15,35∙104+9,8∙104=61,1∙104 Н
принимаем sin450=0,7;cos450=0,7
Предельный угол откоса α принимается равным для:
легких грунтов – 45-500;
средних – 45-400;
тяжелых – 30-350.
Максимальное расчетное значение силы тяги при многомоторном приводе постоянного тока:
Sт max=Sт(к)/(0,7-0,8)= 61,1∙104/0,7=87,2∙104 Н
Запас прочности тягового канала для экскаваторов малой и средней мощности принимается равным 3,75-4,0; для экскаваторов большой мощности – 4,25-4,75.
Соотношение диаметров тягового барабана Дб.т. и диаметра каната αк.т. следующее:
для экскаваторов малой и средней мощности.
для экскаваторов большой мощности.
Усилия в подъемном канате для экскаваторов с многомоторным приводом постоянного тока.
при отрыве груженого ковша от забоя:
=1,5∙33,9∙104=50,85∙104 Н
при подъеме груженого ковша:
Sп= Gк+г+ Gкан=33,9∙104+421,8∙104=455,7∙104 Н
где Gкан – сила тяжести каната длиною от ковша, расположенного на забое, до головных блоков стрелы (Gкан= 421,8×104Н, диаметр 41мм) [3].
По аналогии с тяговым механизмом определятся запаса прочности подъема каната:
k = Sк.разр/Sп.max = 1000/6510 = 0,15 кН.
где Sк.разр - суммарное разрывное усилие проволок подъемного каната, (Sк.разр= 1000 кН) [3], Sп.max – максимальное усилие подъема.
Sп.max=Sп/0,7-0,8 = 455,7∙104 /0,7 = 651∙104 Н.
При определении загрузки двигателя механизма тяги в период копания скорость передвижения коша драглайна принимается равной номинальной. Мощность двигателя тяговой лебедки при копании:
Nт(k) = Sn(k)Vт.ном / 1020∙ηт=61.1∙104∙1/1020∙0.6=998.3кBт
где ηт КПД тягового механизма, ηт =ηб ×ηрад. (здесь ηб – КПД блоков и барабана; ηрад – КПД редуктора тяговой лебедки).
При повороте платформы драглайна с груженным ковшом на разгрузку на тяговый канат действует две силы: сила, равная примерно половине веса груженого ковша, которая удерживает ковш в горизонтальном положении, и центростремительная сила, который удерживает ковш на траектории движения вокруг оси вращения платформы и направлена вдоль тягового каната:
Sт(p) = (Gк+г)/2) + Рu.cтр = (Gк+г)/2) + (Gк+г ω2 rк+г/g) = (33.9∙104/2) +
(33.9∙104∙(2∙3.14∙1) 2∙66.5)/9.81=9079.8∙104 Н.
где ω – угловая частота вращения платформы драглайна(ω = 2πv); rк+г – радиус вращения груженого ковша относительно оси поворотной платформы (rк+г =66,5м, [4]); g – ускорение силы земного притяжения.
В период поворота платформы с груженным ковшом на разгрузку используется режим ослабления поля возбуждения тяговых двигателей, тем
самым достигается увеличение скорости тягового каната на 10 – 20 %. Загрузка двигателя механизма тяги.
Nт(p) = (Sт(p) ∙(1.1-1.2) ∙ Vт.ном)/1020∙ ηт=(9079.8∙104∙1.1∙1)/1020∙0,6=163кВт
При повороте платформы с порожним ковшом в забой
Nт(s) = (Sт(s) ∙(1.1-1.2) ∙ Vт.ном)/1020∙ ηт=(3080.2∙104∙1.1∙1)/1020∙0,6=55.3кBт
где
Sт(s) =(Gk/2)+(Gk ω2 rк+г)/g=(11.5∙104/2)+(11.5∙(2∙3.14∙1) 2∙66.5)/9.81=3080.2∙104 Н.
Средневзвешенная мощность двигателя механизма тяги драглайна:
Nт.св=(Nт(к)∙tк+Nт(p) ∙t р+ Nт(s) ∙t з)/ Tц=(998,3∙15,75+163∙18,375+55.3∙18,375)/52.5=
=375,8кВт
Диаграмма разгрузки механизма тяги драглайна в период копания, поворота груженого ковша на разгрузки и порожнего в забой представлен на (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Диаграмма разгрузки механизма тяги драглайна в период копания
Во время копания двигатель механизма подъема драглайна не загружен. При отрыве ковша от забоя, которое продолжается 2-3 с, усилие в подъемном канате наибольшее (S’п). частота вращения якоря подъемного двигателя при этом близка к номинальной.
|
|
Мощность подъемного двигателя в момент отрыва ковша от забоя:
Nпд=(К∙Sпд∙Vпд)/(1020∙η)=(1∙5085∙104∙2)/(1020∙0.8)=1246кВт
Sпд=(1,5-1,7) Gк+г=1,5∙33,9∙104=50,85∙104 Н
При дальнейшем подъеме ковша с грунтом и повороте его месту разгрузки подъем осуществляется с номинальной скоростью. Мощность двигателя подъемного механизма за время поворота платформы к месту разгрузки
Nп(р)=(Кр∙Sп∙Vп.ном)/(1020∙ ηп)=(1∙33,9∙104∙1).(1020∙0,6)=553кВт.
При повороте платформы в забой спуск ковша осуществляется в режиме ослабления поля возбуждения двигателя при скорости на 10 – 20% выше номинальной скорости подъема ковша. Усилие в подъемном канате
S˝п= Gк=11.5
Мощность двигателя механизма подъема
Nп(s)=(S˝п∙(1,1-1,2) ∙Vт.ном)/1020∙ ηп=(11.5∙104∙1.2∙1)/(1020∙0.6)=225,4 кВт
Средневзвешенное значение мощности двигателя механизма подъема драглайна
Nп.св=(Nпд∙tк+Nп(р)∙tр+Nп(s)∙tз)/Tц=(1246∙15.75+553∙18.375+225,4∙18.375)/52.5=646 кВт
Диаграммы загрузки механизма подъема драглайна в период копания, отрыва ковша от забоя, поворота груженого ковша на разгрузке и порожнего в забой представлен на (рис.2.3).
Рис.2.3. Диаграммы загрузки механизма подъема драглайна в период копания