Урок. «Северо-запад: хозяйство.»
Цели урока:
Образовательная: учащиеся должны знать специфику хозяйства района, должны знать как повлиял распад СССР на положение и переориентацию производства хозяйства России;
Развивающая: продолжить формирование знаний об Северо-западе; развить представления об особенностях сельской местности района.
Воспитывающая: развитие чувства патриотизма за город федерального значения Санкт – Петербург, являющегося «второй» столицей России.
Оборудование: учебник, карта, тетрадь, слайды.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-организационный этап | Ребята, кто был в Санкт-Петербурге? Вы видели множество красивейших зданий различных эпох, вы знаете большое количество музыкантов из этого города. Но несмотря на эти факты, Санкт – Петербург остаётся городом, специализирующимся на производстве военной продукции, оборудовании. | Слушают учителя. Смотрят слайды о Санкт-Петербурге. |
Проверка домашнего задания. | Что такое промышленный центр? Дайте определение. Установите соответствие между городом и его специализацией: I. Нижний Новгород 1. В городе находится автомобильный завод. II. Чебоксары 2. Это крупнейший город ЦЧР. III. Саранск 3. Здесь имеется производство судов «река-море». IV. Йошкар-Ола 4. Город-столица Мордовии. V. Воронеж 5. Здесь производят тракторы. VI. ТПК КМА 6. До революции назывался Царевококшайск. 7. Здесь была создана русская эскадра. 8. Это столица Марий-Эл. 9. Город назывался «карманом России». 10. Столица республики, расположена на Волге. 11. Город расположен при слиянии Оки и Волги. 12. У города находится ГЭС. 13. В районе крупное месторождение железной руды | Выполняют домашнее задание на листочках. Транспортным узлом называют: сочетание промышленных предприятий, объединенных между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения в пределах одного или нескольких близко расположенных населенных пунктов. |
Изучение нового материала. 1. Положение северо-запада после распада СССР. | Ребята, район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т. к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте). Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их). Назовите соседей Северо-запада и как это влияет на хозяйство района? Выпишите, дети из учебника информацию о Киришах, Приморске и Усть-Луге. | Соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте). Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте). Приморск-это самый крупный новый порт по грузообороту, специализирующийся на транспортировке нефти (100 млн. т. нефти в год.).В городе Кириши располагается большой нефтеперерабатывающий завод. Город Усть-Луга специализируется на перегрузке угля. |
2. Основа промышленного роста Санкт-Петербурга. | Санкт-Петербург является крупнейшим промышленным городом России, специализирующимся на: машиностроении, судостроение и военном производстве станков (артиллерийское оружие, танки, спутники, турбины и генераторы электростанций). Энергия в город поступает с Ленинградской АЭС и Волховской ГЭС, а металл поставляет Череповецкий металлургический комбинат, который выпускает большей частью военную продукцию. Все турбины в России изготавливаются только в С.-Петербурге, как и генераторы. | Ребята смотрят презентацию о северной столице и слушают учителя. Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы и Финского залива, на стыке морского и речного пути, Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Структура Санкт-Петербурга не могла получить радиально-кольцевой характер, как у Москвы, кольца не замыкаются – они упираются в Финский залив. Поэтому в Санкт-Петербурге сформировалась радиально-дуговая структура. |
3. Проблемы развития хозяйства на Северо-Западе. | Санкт-Петербург имеет проблемы и перспективы развития. Выпишите из учебника их характер. Действительно, для предприятий Санкт-Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии, Город должен перестроить структуру своей промышленности. Перспектива развития района: обеспеченность района металлом улучшилась после строительства крупного завода в Череповце. Проблемы энергетики были решены за счёт постройки АЭС в Сосновом Бору. | Наводнения – одна из важных проблем города, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений. Вода затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6–7 метров над уровнем моря. Дамба не дает водам Финского залива подниматься к Неве. Следующая проблема конверсия: это переход с военного производства на гражданское. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, Ладожское озеро. Реконструкция – Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов. |
4. Калининградская область. | Калининградская область это анклав. (часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией других государств). Калининградская область является еще и Свободной Экономической Зоной. Что это такое? В области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Ежегодно здесь добывается более 1000 т янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения. | Это самостоятельные территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ представляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями. |
Рефлексивно-оценочный этап. | Ребята, какие ведущие отрасли специализации Северо-Западного района? В тетрадях выполните практическую работу на основе ранее изученного материала. «Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга». План. 1. Географическое положение. 2. Положение окраинное, центральное. 3. Положение приморское, сухопутное. 4. Транспортное положение. 5. Положение на реке. 6. Планировка города. 7. Год основания и кем основан. | – Машиностроение (судостроение, судоремонт). – Рыбная (лов и переработка рыбы) – Целлюлозно-бумажная (на древесине привозной с Севера России) – Легкая. Выполняют практическую работу. |
|
|
|
|
|
|
Ключ к практической работе
Москва 1. Расположена в центре европейской части России. 2. Центральное положение. 3. Сухопутное положение. 4. Крупнейший транспортный узел от города расходятся много автомобильных и железных дорог, авиалинии. 5. Находится на реке Москве. Через реки и каналы (им. Москвы, Волго-Донской, Волго-балтийский и Беломоро-Балтийский) имеет выход в 5 морей: Азовское, Черное, Каспийское, Белое, Балтийское. 6. Радиально-кольцевая. 7. Год основания 1147 г. – Юрий Долгорукий. | Санкт-Петербург 1. Находится на северо-западе европейской части России. 2. Центральное положение. 3. Приморское положении, на берегу Финского залива. 4. Крупнейший транспортный узел, от города расходятся веером автомобильные и железнодорожные магистрали. Это город порт. 5. Находится в устье реки Невы. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу. 6. Радиально-дуговая. 7. Год основания 1703 г. Петр 1. |
Домашнее задание. Нанесите на контурную карту порты на балтийском море, которые лишилась Россия после распада СССР. Нанесите сохранившиеся и вновь построенные порты. Подготовить доклад про Калининградскую область.
Урок «Центральная Россия: освоение территории и население»
Цели урока:
|
|
Образовательная: совершить общий обзор по Центральной России, закрепить знания о районах входящих в состав Центральной России, познакомиться с теоретическими аспектами особенностей населения.
Развивающая: развить знания о культуре, быте и этапах заселения Центральной России. Развивать умение работать с текстом, находить причинно-следственные связи.
Воспитательная: содействовать своему нравственно-эстетическому воспитанию.
Оборудование: учебник, карта, тетрадь.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-организационный этап | Не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли различные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо. Н.Н. Баранский. Сегодня на уроке мы будем изучать тему, которая очень интересна для вас: население и освоение Центрального района. | Слушают учителя. |
Проверка домашнего задения. | Вопросы на листочках. 1 вариант 1. В каком районе доля русских более 95%? 2. Какими полезными ископаемыми богата Центральная Россия? 3. Каковы особенности природы Центральной России? | 2 вариант 1. Всемирное культурное наследие Центральной России – это…. 2. Что такое экономико-географическое положение? 3. В какой из областей самая высокая распаханность полей? |
Изучение нового материала. 1. Особенности населения. | Для всех жителей Центральной России присущи опрелелённые черты характера и физиология: 1. Терпеливость 2. Нетребовательность к условиям жизни. 3. Непритязательность. 4. Выносливость. 5. Предприимчивость. 6. Сотрудничество, изворотливость. 7. Большая работоспособность. 8. Нет выдержки в труде. 9. Склонность к безделью и отдыху. (Короткое лето, переменчивость погоды, длинная зима.). Физиология: 1. Средний рост. 2. Сильное тело. 3. Широк в плечах. 4. Тонкие черты лица. 5. Прямой нос, голубые глаза. 6. Скуластость, широкий нос. Выпишите из учебника, какие народы живут в этом районе? | В Центральной России большинство составляют русские, а на востоке региона картина более пёстрая. Волго-Вятский район состоит частично из национальных республик (Мордовии, Чувашии и Марий Эл).От некоторых Угро-Финских племён остались только названия: меря, мурома, мищера. Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью. Благодаря этим качествам в Великороссии больше, чем в каких-либо других местах, развивались промышленность, как крестьянская кустарная, так и фабричная, и торговля. |
2. Кустарные промыслы. | Скажите, ребята, в деревнях Нижегородской области можно встретить народные промыслы? В действительности Центральный район-место контрастных видов творчества его жителей. В лесном Заволжье – изделия из древесины (Абрамцево-кудринская резьба). В южных районах – из железа (Жостковский поднос). В районе г. Кимры – коженная обувь. В Гжельском районе – глиняная посуда. Павловский Пасад – шаль. Палех в Ивановской области – иконопись, изготовление шкатулок Чтение стихотворения о Палехе. Вывод: Население Ц. р. Было подвижно, имело высокий профессиональный уровень и способность к усвоению новых видов деятельности. | Отвечают учителю. Смотрят презентацию о народном творчестве жителей Центрального района. |
3. Города Центральной России. | Посмотрите на карту и назовите города, входящие в состав Центральной России. | В состав Центральной России входят: Москва (более 10 млн. человек), Нижний Новгород (1,3 млн. ч.), Ярославль (600 т. ч.).Многие малые города Центра привлекают туристов. Особенно известно Золотое Кольцо: Москва-Сергиев Посад-Переславль-Зелесский-Ростов-Ярославль-Кострома-Плес-Суздаль-Владимир-Москва. |
Рефлексивно–оценочнй этап. | Почему Иваново называют городом невест? Каков национальный состав населения Центральной России? Назовите физиологические черты населения, проживающего в Центральной России. | -В текстильной промышленности преобладает женский труд. – В Центральной России большинство составляют русские, а на востоке региона картина более пёстрая. Волго-Вятский район состоит частично из национальных республик (Мордовии, Чувашии и Марий Эл).От некоторых Угро-Финских племён остались только названия: меря, мурома, мищера. Физиология: 1. Средний рост. 2. Сильное тело. 3. Широк в плечах. 4. Тонкие черты лица. 5. Прямой нос, голубые глаза. 6. Скуластость, широкий нос. |
Домашнее задание. | Организуйте в классе импровизированную выставку «Народные промыслы Центральной России». Заполните таблицу. |
Центры народных промыслов Центральной России
Название промысла | Центр промысла | Виды изделий промысла | Время возникновения промысла | Влияние природных условий и ресурсов на развитие промысла. |
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личность своими знаниями и любовью, своими отношением к миру».
Д. Лихачев.
Заключение
В процессе изучения экономических районов в курсе «География России», у учащихся формируются экономические и политико-экономические понятия рыночной экономики, которое осуществляется по мере изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства, трудовых ресурсов, эффективности общественного производства, национального дохода, себестоимости и производительности труда. Учащиеся не только усваивают экономические понятия, но и приобретают некоторые экономические умения и навыки. Например, умения использовать статистические данные для экономических доказательств, приучаются давать оценку экономико-географического положения, формировать личное эмоционально-оценочное отношение к миру.
Таким образом, в процессе написания курсовой работы, мной были реализованы следующие задачи:
1. Изучить подходы к экономическому районированию России.
2. Изучить общую структуру курса «Экономическая география России» в школе.
3. Изучить методы обучения экономическим районам вкурсе «География России».
4. Разработать несколько уроков по данному курсу.
Несомненно, важнейшей методической задачей курса является формирование у учащихся представления о народном хозяйстве как определенной системе с четко выраженной структурой, развивающейся по определенным законам, системе, в которой процессы самоорганизации и самоуправления сочетаются с государственными управленческими механизмами. Реализация подобного подхода очень важна, ибо она закладывает верную мировоззренческую ориентацию и позволяет еще на уровне школы преодолеть широко распространённое в стране упрощенное понимание сути формируемой рыночной экономики.
Поскольку региональный раздел – квинтэссенция школьного географического курса, его изучение необходимо направить на выполнение уникальной образовательной функции географии – научить ученика видеть и воспринимать территориальные системы в целом, мыслить территориями, а не их компонентами.
Список литературы
1. А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина. География. Россия. 9 класс. - М.: Просвещение, 2009.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1993.
3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс – М.: Дрофа, 2008;
4. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М., 2000.
5. Баринова И.И. География России. 8–9 кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002.
6. Белоусов И.И. Основы учения об экономическом районировании. М.: Издательство МГУ, 2002.
7. В.П. Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова, География России. Население и хозяйство». 9 класс – М.: Дрофа, 2002.
8. Греханкина Л.Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс // География в школе. – 2010. – №5.
9. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. –2006. – №1.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании».
11. Интерактивные географические карты.
12. Методика преподавания региональной географии в школе: учеб, пособие для учителей географии и студентов географ, спец. высш. пед. учеб, заведений / под ред. М.А. Никоновой. – М., 2008.
13. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. – М., 2004.
14. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 ч. Ч. 2. – М., 2008.
15. Методика обучения географии в школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. – М., 1997.
16. Методика обучения географии/ Душина И.В., Пятунин В.Б. – М. Дрофа, 2007
17. Методика обучения географии/ Д.П. Финаров – М. Астрель, 2007
18. Никонова М.А., Бахчиева О.А., Родзевич Н.Н. и др. Методика преподавания региональной географии в школе. М.: АСТ, Астрель, 2009.
19. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. – М., 1995.
20. Основы конструктивной географии / Под ред. И.П. Герасимова и В.С.
21. Панчешникова Л.М. и др. Методика обучения географии в средней школе, М.: «Просвещение», 1983, 1987.
22. Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. – М., 2010.
23. Планирование учебного процесса по курсу экономической и социальной географии мира / А.П. Кузнецов. – М., 2001.
24. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 2004.
25. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТА, 2004.
26. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2002, 2008.
27. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2007
28. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2005;
29. Экономическая география России: Учебник/ Под ред. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика, 2001.
30. Экономическая география России: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишков. – М.: ЮНИТИ, 2003.
31.www.1 september.ru
[1] Методика обучения географии/ Д.П.Финаров- М. Астрель,2007
[2] Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. — М., 2000.
[3] Белоусов И. И. Основы учения об экономическом районировании. М.: Издательство МГУ, 2002.
[4]. Методика преподавания региональной географии в школе: учеб, пособие для учителей географии и студентов географ, спец. высш. пед. учеб, заведений / под ред. М. А. Никоновой. — М., 2008.
[5]. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. — М.: Просвещение, 2004.
[6] Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2005;
[7] Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. — М., 2000.
[8].Панчешникова Л.М. и др. Методика обучения географии в средней школе, М.: «Просвещение», 1983, 1987
[9] Планирование учебного процесса по курсу экономической и социальной географии мира / А. П. Кузнецов. — М., 2001.