Структура курса в учебной литературе различных авторов

 

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

· федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089;

· примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

· программа регионального курса «Краеведение»;

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004.

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2-х. учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «Географическое краеведение» отводит 17 часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов, или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.[4]

Практические работы по курсу «Экономические районы».

1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

7. Определение по картам географического положения Нижегородской области.

8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Нижегородской области.

9. Оценить экологическую ситуацию в Нижегородской области и предложить пути решения экологических проблем.

10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).

Требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование:

 

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки Учащихся
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования.

 

Западный макрорегион – Европейская часть России (13 часов)

Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки Обучающихся
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки Обучающихся
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

 

Все курсы по изучению экономических районов имеют свои отличительные особенности. Так, в программе Ю.Н. Гладкого и Е.Я. Черниховой «Экономическая и социальная география мира» раскрывается проблема взаимодействия общества и природы, а региональный обзор представлен самым значительным (не менее 29 стран) объемом изучения отдельных стран мира. Историко-географический подход преобладает в программе А.П. Кузнецова «Население и хозяйство мира». Региональное содержание изучается на основе общих характеристик субрегионов. В курсе предусмотрено изучение 8 стран мира.

Классическая структура курса заложена в базовой программе В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», в которой сочетается экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. В региональной характеристике мира предусмотрено изучение 12 стран – характерных представителей изучаемых регионов. Практически во всех программах, помимо изучения теоретического материала, предусмотрено значительное количество практических работ. Это позволяет учащимся в рамках одного курса применять на практике свои знания и умения.

Авторы программ большое внимание уделяют оптимальному соотношению теоретических и эмпирических знаний. Теоретические знания составляют базу для осмысления целостной картины мира и понимания многообразия всех экономико-социальных и политико-географических условий современного мира.

Особое место занимает работа со статистическими материалами. Н.Н. Баранский считал освоение статистических характеристик приобретением «методического порядка», важного не только для усвоения школьного курса, но и для общего образования учащихся. Статистические данные и иллюстрации тех или иных явлений и процессов в последних изданиях учебников по курсу географии 9 класса представлены в достаточном объеме. При этом даются не только статистические наблюдения, группировка и вычисление обобщенных показателей, но и проводится анализ статистических материалов, по результатам которого строятся новые статистические материалы (графики, диаграммы, таблицы). Использование статистических материалов в обучении целесообразно при следующих условиях:

–  в качестве самостоятельного источника экономико- и социально-географических знаний для анализа статистических таблиц, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений;

—дополнении теории изучаемого вопроса его статистическими характеристиками;

—установлении межпредметных связей с математикой при построении диаграмм и графиков;

—привлечении к работе со статистическим материалом текста учебника, карт;

—изучении нового материала и конкретизации теоретических положений, а также базы для обобщений и раскрытия определенных экономических понятий.

Экономическое районирование – это выделение системы соподчиненных экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся географическое разделение труда.

Принципы экономического районирования:

1. Производственный принцип.

2. Принцип единства экономического и административного деления страны.

3. Национальный принцип.

4. Принцип перспективности.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: