double arrow

Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»

Основная задача экономической географии – изучение основных принципов и своеобразия размещения народного хозяйства страны или экономического района, а также хозяйственной деятельности человека.

Урок по экономической географии – это главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используются разные формы работы:

• индивидуальная,

• коллективная,

• фронтальная. [5]

Важной частью учебного процесса по географии в 9 классе является контроль, учет и оценка достижений учащихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работать в группе, толерантность).

Задачи науки и её связь с другими дисциплинами.

Проанализировав вышеперечисленные определения разных авторов, можно обобщить, что методика обучения географии – одна из педагогических наук, которая в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы разрабатывает учебный предмет – школьный курс географии и изучает закономерности процесса обучения и воспитания учащихся. Данная дисциплина направлена на:

1. Содержание школьной географии;

2. Образовательно-воспитательные задачи географии в школе;

3. Обучающую деятельность учителя;

4. Научную деятельность ученика;

5. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии.

При разработке теории обучения и воспитания, методика опирается на методологию и содержание научной географии, достижения всех отраслей педагогики и педагогической психологии. Исследуя закономерности обучения и воспитания учащихся, методика обогащает практику преподавания и оказывает учителям помощь в повышении качества учебной и воспитательной работы. Конкретно эта помощь практике выражается (задачи методики обучения географии):

1. В раскрытии значения и задач географии в системе общего образования, трудового, нравственного и эстетического воспитания, и формирования научного мировоззрения учащихся.

2. В научном анализе и совершенствовании содержания курсов школьной географии.

3. В вооружении учителя научно обоснованными и практически проверенными знаниями.

4. В разработке форм организации обучения.

5. В раскрытии наиболее рациональных способов обучения ученика и его развития.

6. В разработке требований к учебникам, хрестоматиям и книгам для внеклассного чтения по географии.

7. В разработке учебного оборудования для географии и методики его использования.

8. В ознакомлении учителя с формами, содержанием и методами краеведческой и внеклассной работы.

Методика географии не только устанавливает принципы и методы, которые способствуют повышению качества учебной и воспитательной работы, но и раскрывает пути преодоления затруднений в обучении географии.

В своих исследованиях методика обучения экономической географии исходит из общих закономерностей и положений, установленных дидактикой. Вместе с тем, положения и закономерности, исследуемые методикой обучения географии, (например об особенностях обучения ученика и обучающей деятельности учителя), обогащают дидактику и в определённой мере оказывают положительное влияние на ее дальнейшее развитие. Например, основные положения методики использования географических карт в обучении прочно вошли в основы дидактики. В разработке теории воспитывающего обучения, методика также опирается на общие закономерности теории воспитания, которые в каждом учебном предмете имеют свою специфику (например, теорией воспитания разработаны основы формирования научного мировоззрения). Опираясь на общее, методика географии разрабатывает особенное, вытекающее из специфики содержания учебного предмета. Основные положения о формировании правильного научного понимания всеобщих связей в природе (например, разработанные общей теорией воспитания), в методике географии получают свой специфический аспект – у учащихся формируются знания о законе целостности и неразрывности географической оболочки.

Методика обучения экономической географии имеет связь с психологией, изучающей закономерности психической деятельности школьников. Опосредованная связь осуществляется с использованием данных психологии в том виде, как они отражаются в закономерностях общей дидактики. Например, методика обучения географии использует обще дидактические закономерности, касающиеся вопросов психологии понимания и запоминания. Вместе с тем, методика обучения географии прибегает и непосредственно к данным психологии. Это необходимо делать тогда, когда требуется установить специфические закономерности процесса обучения географии, например особенности усвоения пространственных соотношений объектов на географической карте.[6]

Анализ научных работ по методике обучения географии показывает, что необходимо уделить более серьезное внимание установлению тесных и неразрывных связей с психологией. Многие важные положения психологии, касающиеся проблемы узнавания, понимания, запоминания, развития языка и мышления, формирования понятий, умений и навыков, до сих пор не находят должного отражения в методике обучения экономической географии и, следовательно, в практике работы.

Для овладения знаниями учащиеся применяют приемы логического мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д. В задачу методики входит определение наиболее целесообразных сочетаний логических процессов в обучении и упражнений учащихся в их применении. Этим обуславливается необходимость связи методики обучения экономической географии с логикой. Использование логических процессов и законов в методических выводах – необходимое условие правильного мышления и, следовательно, познания действительности.

Связь методики географии с географическими науками (по методологии и содержанию школьного предмета) определяет выделение двух ее разделов: 1) методики физической географии и 2) методики экономической географии. При наличии общих черт в содержании этих подразделений имеются и существенные особенности, обусловленные различием методологии, содержаниям методов научного исследования физической и экономической географии.

Важнейшую задачу методики при разработке содержания школьного предмета составляет достижение тесной и неразрывной связи физической и экономической географии, так как в школе нельзя изучать природу без людей, а человеческое общество без географической среды.

Цель частных методик изучения экономической географии – разрабатывать задачи, содержание и методические основы обучения и воспитания учащихся применительно к конкретным курсам школьной географии, с учетом уровня подготовки и развития учащихся, для которых они предназначены. К разделу частных методик относится также разработка отдельных проблем, таких как формирование географических представлений и понятий по ступеням обучения, практических умений и навыков, внеклассной работы и т.д.

Для того чтобы обеспечить дальнейшее развитие методики географии как науки, необходимо повысить ее роль в совершенствовании уровня учебно-воспитательной работы школы, необходимо координировать деятельность методистов-географов, работающих в системе педагогических наук, в педагогических институтах, университетах, институтах усовершенствования учителей, а главное – широко привлекать учителей к научно-исследовательской работе по методике обучения географии и внедрять их достижения в практику школ.

Как показывает анализ практики опытных учителей, одним из наиболее важных условий, обеспечивающих успешное усвоение учащимися географических понятий на всех ступенях обучения, является четкое определение содержания формируемого понятия. Выполнение этого условия предполагает установление учителем существенных признаков формируемого понятия, которые могут быть усвоены учащимися данного возраста, с учетом их предшествующей подготовки и уровня развития их познавательной деятельности. При определении содержания географического понятия существенные признаки выделяются с таким расчетом, чтобы каждый из них был необходим, а все вместе взятые, признаки были бы достаточны для того, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от другого. Выявление предварительной подготовки учащихся позволяет заметить, какие представления и знания учащихся следует уточнить, конкретизировать, а при обнаружении неправильных представлений – исправить, какие представления необходимо сформировать заново (с помощью картин, опытов, тщательного разъяснения и пр.).

К необходимости отбора материала из учебника для урока подводит дидактическое требование единства содержания урока. Это требование означает, что должен быть выделен основной вопрос, содержание которого отражало бы главную идею всего урока и служило бы «осью», скрепляющей весь фактический материал. Без такой «оси» урок никогда не будет цельным по своему содержанию. Этот вопрос должен быть, очевидно, основным для материала темы, должен иметь большое образовательное и воспитательное значение, должен быть интересным для учащихся. Отбор необходим не только при изложении на уроке нового материала, но и при проверке знаний учащихся. Если учитель географии будет пытаться опросить учащихся по всему материалу, изложенному в учебнике, они не смогут дать достаточно глубоких объяснений ни по одному вопросу. Если же учитель будет уделять главное внимание при проверке знаний основному, то они позволят учащимся в своих ответах раскрыть материал полностью, глубоко и достаточно детально.

Знания учащихся только в том случае будут глубокими и прочными, если они научатся применять их в практической жизни. Для школьного курса географии это означает, прежде всего, умение применять географические знания для понимания окружающей их природы и жизни людей, а также современных событий, происходящих в мире.

Содержание экономико-географического образования в целом определяется программами Министерства образования Российской Федерации подготовленными авторскими коллективами географического факультета МГПУ (под редакцией И.В. Душиной), географическим факультетом СПбГПУ им. Герцена (под редакцией М.Я. Черниховой). Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организации учебно-познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятия с особо одаренными детьми, участие школьников в олимпиадах, выступление с докладами на научно-практических конференциях.

Основная цель и задача изучения экономической географии России – сформировать у учащихся систему понятий о закономерностях размещения и развития отраслей хозяйства России, ее населения на всей территории России и в отдельных экономических районах.

У школьников формируются общие понятия: об экономико-географическом положении России, принципах размещения производства, об экономическом районировании и экономических районах, о специализации народного хозяйства различных районов, о производственно-территориальных комплексах, о типах городов. Большое значение придается изучению природных и экономических ресурсов, изучению многообразия форм организации и проблем экономики при осуществлении реформ ее реорганизации. Изучение природных ресурсов и богатств нашей Родины способствует развитию чувства патриотизма. Задача состоит в правильном подборе материала для того, чтобы он имел воспитывающий характер.

При изучении курса экономической географии учащиеся должны научиться читать экономические карты, уметь сопоставлять физико-географические и экономические карты, на основе анализа комплекса карт давать характеристики территорий.

Учащиеся должны знать закономерности размещения основных отраслей хозяйства и понимать существующие связи между ними и природно-экономическими условиями, а также связи между разными отраслями хозяйства.

Учитель географии в своей профессиональное деятельности должен иметь ясное представление о методологии науки географии, и соответственно методике преподавания географии в школе. Основные положения методологии экономической графий разработаны Н.Н. Баранским в 50-х годах XX столетия и не утратили своего значения до настоящего времени.

Методология – путь или метод добывания истины, а методика – путь и способ обучения истинам, уже ранее добытым.[7]

Методология методики экономической географии содержит следующие основные положения:

1. В основе методики обучения экономической географии, равно как и других школьных дисциплин, лежит материалистическая диалектическая теория познания, сущность которой состоит в том, что процесс познания идет от обобщения к практике.

Наиболее прогрессивная дидактическая теория, разработана В.В. Давыдовым. Сущность ее состоит в том, что учащийся в процессе учебы рассматривается в качестве саморазвивающегося индивида. Задача учителя состоит в создании условий для этого саморазвития.

2. Важнейшее положение диалектического материализма о ведущей роли способа производства в развитии и размещении отраслей хозяйства является основополагающим в экономической географии. Это положение является исходным при обосновании основных принципов размещения отраслей хозяйства, важнейшего из них – пропорционального развития отраслей хозяйства.

Существуют общие методы обучения экономической и физической географии.

Методы обучения географии, основанные на источниках знаний: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения географии, основанные на характере познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное обучение, частично-поисковый и исследовательский.

Существуют специфические методические приемы, применяемые лишь в экономической географии: работа с экономическими картами, установление экономико-географического положения и его оценка на карте, а отсюда и необходимость работы с экономической картой.

Особенно большое внимание уделяется работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями. Следует отметить, что у экономических карт более ограниченные возможности для получения полной характеристики изучаемых объектов и территорий, чем у физических. Умение сопоставлять различные физико-географические карты дает возможность устанавливать существующие закономерности.

Умение читать экономико-географическую карту позволяет лишь в небольшой мере объяснить экономико-географические явления, и почти невозможно установить уровень развития промышленности и сельского хозяйства, обеспеченность страны сырьем, соотношение городского и сельского населения региона. Эти карты являются хорошими наглядными средствами.

Умение читать экономико-географическую карту приобретается благодаря следующим упражнениям:

– анализ отдельных условных знаков;

– показ на карте положения объектов с установлением их многосторонних связей с другими объектами;

– составление характеристик:

а) отраслей хозяйства.

б) городов.

в) экономических районов и стран.

Составление характеристики требует обязательного установления логических связей. Например, связь сельского хозяйства с почвенными и климатическими условиями.

При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Работа по совместному анализу карт закрепляется работой по контурным картам.

Схематические графики используются для выражения логических связей. Они имеют значение не только для наглядного выражения цифрового материала, но и для более наглядного показа связей – внутриотраслевых, отраслевых, межотраслевых и межрайонных. Работа со схематической графикой состоит в чтении, анализе и обосновании выводов.

В методических трудах Н.Н. Баранского уделено большое место характеристике содержания ведущих географических понятий, таких, как «страна», «экономический район», «экономико-географическое положение». В трудах А.А. Половинкина главное внимание уделяется анализу содержания и характеристике путей раскрытия экономико-графических понятий, формируемых при изучении географии. Вопрос о системе понятий в курсах школьной географии наиболее полно освещен в работах А.В. Даринского. Предложенная им классификация географических понятий находит применение во всех методических работах.

Основное понятие «экономический район» было дано В.И. Лениным в работе «Развитие капитализма в России» (1899 г.). Экономический район рассматривается в качестве общественно-исторической категории, неразрывно связанной со способом производства материальных благ. Это положение В.И. Ленина получило дальнейшее развитие в трудах экономистов-географов и, прежде всего, Н.Н. Баранского.

План характеристики географических районов сходен с планом описания экономического района, но в него включены вопросы экономической оценки природных условий и ресурсов, а также вопросы исторического развития.

При составлении экономико-географической характеристики района или объекта необходимо выполнить:

– изучение современных тенденций экономического развития. Следовательно, необходимо использование современного экономического и политического материала;

– работу со статистическими данными.

Методический прием изучения экономико-географического положения экономического района содержит следующие вопросы:

– положение на территории государства (центральное, окраинное, пограничное);

– экономическое окружение (соседние районы, государства);

– положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам;

– положение по отношению к транспортным магистралям;

При характеристике экономического района применяется составление картограмм (возрастная структура населения) или точечные карты, изображающие абсолютные количественные показатели (численность населения, сбор сельскохозяйственных культур, поголовье скота).

Одной из главных методик изучения экономических районов является необходимость разъяснение учащимся основных принципов экономического районирования.

1. Производственный принцип, основанный на учете специализации и особенностей комплексного развития экономических связей и транспортного тяготения.

2. Принцип единства экономического и административного деления страны. В выделении экономических районов административные границы не нарушаются: все хозяйственные мероприятия должны выполняться в конкретных административных областях, все статистические данные даются по административным единицам.

3. Национальный принцип, по которому в один крупный экономический район не может быть включена часть территории республики.

4. Принцип перспективности – учет возможных изменений, которые могут произойти в развитии ТПК.

«Экономико-географическая характеристика района или страны должны опираться «ногами» в землю – геологию, геоморфологию, климатологию и ландшафтоведение, «туловищем» должна проходить через историю, а «головой» – упираться в политику и идеологию», – такое определение дал Н.Н. Баранский. Это значит, что элементы природы, хозяйства должны быть прочно увязаны, взаимосвязаны между собой (вид животноводства, растениеводства от рельефа, климата). [8]

При изучении учащимися экономических районов необходимо:

– проследить тесную взаимосвязь между отраслями народного хозяйства. Это особенно необходимо по отношению к районам России, где эта связь происходила не стихийно, а в результате развития хозяйства, формирования производственно-территориальных комплексов (ПТК).

– дать характерные для данного района отрасли, т.е. дать тип хозяйства. Характеристику страны или района надо обязательно увязывать с особенностями природы и географического положения, экономикой и историческим прошлым.

– показывать специализацию района в системе общероссийского хозяйства. Экономико-географическая характеристика должна завершаться не только достигнутым уровнем развития, а также включать основные пути перспективного роста района или страны в целом.

– широко использовать сравнительный метод для установления видов различий районов и их причины. Сравнение должно быть проведено по нескольким ведущим признакам, имеющим существенный характер.

Основные предложения Н.Н. Баранского по борьбе с формализмом в преподавании географии: «использовать чертежи, схемы, выполненные цветными мелками на доске: хорошо тренируется и привлекается зрительная память; вести рабочие тетради по географии, представляющие наборы контурных карт по школьному курсу географии. В настоящее время это реализовано в большинстве школ».

Понятие об экономическом районе является центральным в экономической географии как в науке, а также и в школьном предмете.

Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы.

1. Географическое разделение труда. Учитель объясняет, что различные территории нашей страны отличаются друг от друга природными и экономическими условиями.

2. Специализация территории – производство какой-либо продукции. Специализация – форма общественного разделения труда, выраженная в делении старых и новых отраслей промышленности. Выделяются предметная, подетальная, технологическая специализации. Следовательно, географическое разделение труда выражается в специализации отдельных территорий, которое дает стране экономию общественного труда и способствует повышению производительности труда.

3. Комплексное развитие экономического района обычно выражается в формировании нескольких территориально-производственных комплексов (ТПК). Территориально-производственный комплекс – взаимосвязанное сочетание предприятий на общей территории, при котором достигается значительная народнохозяйственная экономия и повышается производительность труда.

В связи с этим рассматриваются образовательные задачи при изучении экономического района:

– Показать специфику экономического района в географическом разделении труда между районами.

– Сформировать общее понятие «экономический район» как территориально-производственного комплекса или нескольких ТПК со специализацией в общероссийском масштабе.

– Основываясь на знаниях, полученных при изучении отраслей народного хозяйства, необходимо закрепить понятие ЭПЦ (энерго-производственный цикл).

На примере конкретного района учитель показывает состав цикла и последовательность стадий при производстве конечной продукции, состав вспомогательных отраслей производства, возникающих на основе отходов. В результате такого анализа учащиеся подводятся к пониманию производственно-территориального комплекса как сочетания разнообразных производств на определенной территории, составляющих основу, экономического района. Необходимо показать тесную связь административного деления территории с экономическим.

Важная задача состоит в овладении учащимися умением давать характеристику экономических районов по типовому плану и картам. Типовой план характеристики экономического, района включает:

1. Экономико-географическое положение (ЭГП) района.

2. Оценка природных ресурсов.

3. Население и трудовые ресурсы.

4. Хозяйство:

– промышленность (отрасли специализации и вспомогательные отрасли;

– сельское хозяйство (отрасли специализации);

– транспорт.

5. Города.

6. Экологические проблемы.

7. Перспективы развития.

1. Учащиеся должны знать об экономико-географическом положении района:

1) положение в части страны (окраинные, пограничные, центральные);

2) положение по отношению к другим районам;

3) положение по отношению к транспортным путям;

4) положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам; 5) выводы о влиянии ЭГП района на развитие хозяйства.

Такой план надо иметь в виде наглядного настенного пособия.

2. По наличию ресурсов определенных типов следует изучить, какие отрасли промышленности будут иметь здесь благоприятные условия для развития. Важно оценивать природные условия (рельеф, климат и почвы) при изучении соответствующих отраслей сельского хозяйства.

3. Раздел «Население и трудовые ресурсы» включает вопросы:

– примерная численность населения (использование статистических данных);

– национальный состав населения;

– урбанизация и особенности сельского расселения.

– численность городского населения (использование статистических данных);

– обеспеченность района трудовыми ресурсами. Такой порядок изучения представляет собой типовой план. Но при этом необходимо обучать учеников отбирать такие данные, которые характеризуют особенности района, его своеобразие через труд людей.

4. Раздел типового плана «Хозяйство» включает следующие знания:

1) Отрасли специализации хозяйства и ее причины. Вспомогательные отрасли и местные отрасли (схема в учебнике и на доске).

2) Особенности развития хозяйства в советское время.

3) ПТК района.

4) Перспективы развития хозяйства.

5) Экологические проблемы района.

К пониманию хозяйственной специализации района можно подвести учащихся индуктивным путем анализа экономико-географического положения природных и трудовых ресурсов. Например, при экономико-географической характеристике Западной Сибири, основываясь на богатствах нефти и газа, каменного угля, железной руды и лесных богатств, вполне возможно подвести к специализации.

Другая методика определения специализации дедуктивным путем состоит в том, что учитель сам формулирует ведущие отрасли и специализацию района, а затем предлагает ее обосновать. Этот прием можно считать дедуктивным.

Взаимосвязи между отраслями производства рассматриваются в двух аспектах:

– Территориально-производственные связи по технологической линии по стадиям производства в системе ведущей отрасли;

– Территориально-производственные связи между отраслями разных ЭПЦ.

5. Города рассматриваются в двух аспектах: города как центры отраслей специализации и определяющие сочетания ведущих отраслей. Изучаются при характеристике соответствующих отраслей промышленности; города – транспортные и культурные центры. Необходимо показать внешний вид города, особенности планировки, архитектуры и т.п.

При изучении городов целесообразна беседа по карте, а также объяснение учителя. В качестве опережающих заданий можно использовать доклады учащихся. Целесообразно применение видеофильмов.

Одним из основных методических приемов при изучении экономических районов является прием сравнения, который может применяться при изучении всех основных тем курса. В ходе сравнения можно применять эвристическую беседу для создания проблемной ситуации и усиления познавательного интереса.

Наиболее сложные вопросы желательно задавать в качестве опережающих заданий, чтобы учащиеся имели время для нахождения ответов в различных источниках. На уроках-семинарах заранее подготовленные сообщения учащихся на основе выполнения заданий могут быть поискового характера.

Важным условием организации целенаправленного восприятия учащимися того или иного объекта является сочетание показа объекта, с пояснениями учителя. Это обеспечивает в сознании ученика установление связи между образом и словом. Слово приобретает определенную значимость, наполняется конкретным содержанием. При восприятии объекта в натуре или его изображения на картине учащиеся должны привлекаться к рассказу о том, что они видят. Это содействует упрочнению связи образ – слово. Тем самым достигается развитие речи школьников.

Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении экономических районов в курсе «География России» выполняет несколько функций:

– контролирующую (на каком уровне усвоен материал);

– обучающую (что усвоено в курсе);

– констатирующую (как занимался ученик по курсу);

– уведомляющую (какой балл получил ученик);

– стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям).

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

Основными функциями самооценки являются:

– констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);

– побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);

– проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Основу для самооценки учащихся создает умелая организация их самостоятельной работы, развитие у них критического отношения к полученным результатам.

Процедура самооценки по курсу «Экономические районы» включает ряд элементов:

– создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;

– сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;

– создание учителем эталонов для самооценивания.

Вопросы и задания, помещенные в учебнике и конструируемые учителем при подготовке к уроку, можно разделить на следующие уровни познавательной деятельности учащихся:

I уровень – задания на воспроизведение учебного материала так, как он изложен в учебнике.

II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу в повторяющейся знакомой ситуации. Задания этого уровня позволяют выяснить понимание взаимосвязей между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность, направляя мыслительный процесс на анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей;

III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации. [9]

Проверка усвоенного содержания по курсу «Экономические районы» подразделяется на фронтальную (для всего класса) и индивидуальную, проводимую на различных этапах урока. Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. В устной форме учащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следует практиковать задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства учащихся в течение небольшого промежутка времени. Формулировать вопросы необходимо с учетом уровней познавательной самостоятельности учащихся.

Следует отметить, что наряду с классификацией заданий по уровню познавательной самостоятельной деятельности учащихся необходимо применять систему заданий, отражающих формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Выделяются пять групп задании:

– Первая группа – задания, воссоздающие у учащихся образы, эмоциональные переживания.

– Вторая группа – задания, раскрывающие значимость объектов и явлений для природы (общества) и человека (себя лично).

Третья группа – задания оценочно-рефлексивные.

Четвертая группа – задания на разрешение ценностных противоречий.

Пятая группа – задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога.

Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся – подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы курса. По результатам контроля учитель может объективно оценить применяемую им методику обучения.

Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы:

1. Географическое разделение труда.

2. Специализация территории – производство какой-либо продукции.

3. Комплексное развитие экономического района обычно выражается в формировании нескольких территориально-производственных комплексов (ТПК)

При изучении экономического района необходимо выполнять следующие методическое рекомендации:

– Необходимо использовать современный экономический и политический материал;

– Необходимо работать со статистическими данными;

– Большое внимание уделять работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями.

– Составление характеристики экономических районов требует обязательного установления логических связей

– При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

– Схематические графики используются для выражения логических связей.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: