Основные тонкости работы креативного менеджера

1. Креативное (творческое) мышление очень нужно любому менеджеру. Необходимо развивать способность к креативному мышлению у себя и у своих подчиненных.

2. Способность творчески мыслить ставит менеджера при общих равных условиях на голову выше других. Эта способность позволяет ему видеть в, казалось бы, несопоставимых предметах и явлениях много того, что объединяет.

3. Момент творческого «озарения» часто наступает в условиях релаксации или даже во сне, когда усталый за день мозг отрабатывает все прошедшие через него сигналы, образы, схемы.

4. «Озарение» чаще возникает после усиленной мыслительной концентрации на проблеме. «Озарение» вспыхивает внезапно в форме «ага-переживания». Это явление доставляет человеку подлинное счастье, а поэтому выступает мотиватором деятельности.

5. Вспышки креативности (творчества) характерны как для отдельно размышляющего человека, так и для группы людей. Ординарные сотрудники, собранные в творческие группы и умело побуждаемые к деятельности, могут делать чудеса. Один человек не может сравниться в мыслительных возможностях с группой.

6. Многие работники, оставаясь наедине с собой, переживают муки творчества. У них часто возникают «дикие идеи» по совершенствованию производства. Однако, будучи скромными людьми, они оставляют зародившиеся у них идеи при себе. Таким людям необходима помощь и поддержка. Именно они зачастую становятся генераторами наилучших идей. Лучше всего для реализации всех «диких идей» подходит «мозговой штурм».

7. В современных условиях побеждает та система, которая умеет использовать творческие потенциалы и инициативу всех своих работников. Резолюции, проведенные голосованием, обычно оставляют за бортом наиболее ценные и необходимые обществу идеи. В условиях рыночной экономики должна приниматься во внимание любая идея, приносящая хоть какую-нибудь пользу [17].

Творческий процесс.

Многие авторы творческий процесс представляют как последовательность следующих этапов [7,9]:

1. Постановка проблемы (задачи)

2. Подготовка (изучение задачи, сбор, классификация и анализ информации, прогнозирование)

3. Поиск решения, инкубация (логическая и подсознательная обработка информации)

4. Озарение (новая идея, синтез, решение задачи)

5. Верификация и оценка (осмысление и анализ полученного результата)

6. Презентация (доведение полученного результата до заинтересованных целевых аудиторий в наилучшем виде).

Кроме этого творческий процесс имеет две фазы:

1. Дивергентная. Когда формулируются различные варианты решения проблемы

2. Конвергентная. Когда проводится анализ и выбирается лучшее решение.

В творческом процессе участвуют оба полушария, реализуя творческий цикл «сбор информации – анализ – синтез». При этом левое полушарие в основном работает осознанно, а правое – неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого – синтез и озарение.

Препятствия проявления креативности.

Даже изначально креативные люди могут столкнуться с барьерами, блокирующими проявления креативности. К таким барьерам, например, относится окружающая обстановка, не располагающая к творчеству.

В коллективе должен быть благоприятный психологический климат. Нервозность и стрессы не способствуют развитию креативности. Кроме того, менеджер должен быть уверен в надежности и стабильности компании. Ни один человек не способен творчески мыслить в ситуации неизвестности или страха перед завтрашним днем.

Другой барьер - неправильная оплата труда, когда менеджер боится допустить ошибку и лишиться бонуса. Нельзя оплачивать каждый шаг специалиста. Это автоматически блокирует способность мыслить креативно, поскольку сдерживает рискованные поступки, без которых невозможны революционные изменения. Менеджер должен понимать, что его труд оплачивается справедливо. Тогда он, не думая ежедневно о размере компенсации, сможет выдавать творческие идеи.

Блокирует креативность и недостаток времени. В условиях цейтнота человек не может сконцентрироваться на поставленной задаче, а соответственно, проникнуть в ее суть. Впрочем, слишком большое количество времени тоже негативно сказывается на креативности, поскольку вызывает скуку. Необходимо найти «золотую середину» и устранить все отвлекающие от решения задачи факторы.

Негативное влияние на креативность оказывает и атмосфера соревнования. Для получения наиболее успешного результата необходима командная деятельность и сотрудничество. Если команда идет к одной цели, она быстрее достигнет успеха, нежели каждый будет стараться тянуть одеяло на себя. Поэтому если в команде, например, 2 креативных сотрудника, лучше направить их деятельность в разные направления. И обязательно поощрить работу каждого из них.

Таким образом, можно отметить, что затрудняют творческую деятельность стрессовые ситуации. Без стресса человек не может существовать в принципе, поскольку стресс является неспецифической реакцией на любое сильное воздействие, он активизирует и мобилизует нас на решение задач, в том числе творческих. Все дело в его уровне. И у каждого из нас есть свой уровень стресса, который блокирует креативные способности. Такая закономерность имеет под собой объяснение в физиологии мозговой деятельности. Под корой полушарий головного мозга находятся более древние участки — лимбическая и рептильная зоны. Первая отвечает за чувства, вторая активизируется, когда нам что-то угрожает. Именно рептильная зона позволила древнему человеку выжить, поскольку в ответ на все сильные раздражители вынуждала его либо бежать, либо нападать. Активизация этой зоны блокирует работу коры головного мозга, человек физически не способен творить, когда находится в состоянии сильного стресса, испытывает страх либо чувство безысходности. И это следует учитывать тем, кто руководит творческими командами либо отдельными криэйтерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: