Глава 2. Управление собственным и заёмным капиталом организации

Управление собственного капитала предполагает управление процессом его формирования, поддержания и эффективного использования, то есть, управление уже сформированными активами. Это предполагает как управление собственным капиталом в целом, так и управление его структурными элементами.

Управлению собственным капиталом должно предшествовать изучение эффективности управления им в предыдущем периоде. Анализ необходим для определения резервов формирования собственных средств.

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Основными задачами управления собственным капиталом являются:

- определение целесообразного размера собственного капитала;

- увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;

- определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;

- определение и реализация дивидендной политики.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.

5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

- обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов;

- обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. [2]

Управление собственным капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

1. Долгосрочные финансовые обязательства (заемный капитал со сроком его использования более 1 года).

2. Краткосрочные финансовые обязательства (все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до 1 года).

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Заемные средства классифицируются по целям, источникам, формам и периоду привлечения, а также по форме обеспечения.

С учетом классификации заемных средств дифференцируются методы управления их привлечением.[5]

Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

 

Этапы разработки политики привлечения предприятием заемных средств

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде
2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе
6. Определение форм привлечения заемных средств
7. Определение состава основных кредиторов
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов
9. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: