Специфика личностных особенностей, необходимых в медицинской профессии

 

В настоящее время имеются данные о своеобразии личности студентов, которые обучаются различным профессиям. Имеется достаточно много работ, посвященных изучению студентов-психологов, студентов и учащихся различных других специальностей. В литературе можно встретить большое количество информации о выборе студентами профессии, о мотивации, об исследовании самооценки и Я-концепции студентов. Личностные же особенности студентов и учащихся еще широко не изучены, а с исследованием студентов учебных заведений медицинского профиля, вообще, в литературе большие проблемы. Наряду со спецификой выбранной профессии, как среды будущей профессиональной деятельности личностные особенности студентов формируют определенное отношение к учебной деятельности и будущей профессиональной, а также формируют круг специфических, профессиональных проблем [4, с.9].

До настоящего времени не изучены личностные качества студентов-медиков, составляющие и определяющие их субъективное отношение к будущей деятельности. По мнению В.Н. Мясищева, личное отношение к учению и предстоящей работе тесно связано с самооценкой, уверенностью в себе или ее отсутствием, уровнем притязания [6, с.137].

В настоящее время еще отсутствует характеристика как личностных, так и деловых качеств будущих медицинских работников. Между тем в медицине необходимо определять и учитывать личностные и деловые качества медицинских работников при распределении их по различным специальностям и делать это лучше еще на этапе обучения в учебном заведении медицинского профиля [3, с.22-24].

Профессия медицинского работника предъявляет определенные требования к его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам.

Медицинский работник должен любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект, иметь, как говорят, мудрое сердце. Клиническая деятельность требует от медика не только глубокого знания своей специальности и лечебных действий, но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными. Прав А.П. Громов, когда пишет, что советский врач должен быть интеллигентом в широком смысле слова, и что пренебрежение к людям, бездушное отношение к больным несовместимо с гуманной профессией медицинского работника [5, с.14]. Известный польский врач В. Беганьский писал:". кого не трогает человеческая неудача, кто не обладает мягкостью. в обращении, у кого недостаточно силы воли, чтобы везде и всегда господствовать над собой, тот пусть лучше избирает другую профессию, ибо он никогда не будет хорошим врачом" [7, с.15]. Широко известны слова А.П. Чехова: "Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически" Все это можно отнести не только к профессии врача, но и к остальным медицинским специальностям.

Воля, энергия, желание, труд - все это необходимо каждому медицинскому работнику, но только этих качеств для медика недостаточно. В книге М. Мирского "Во имя жизни" четко определены черты, особенно важные в личности хирурга. Способность распознавать болезнь, создавать из отдельных разнообразных признаков стройную картину, искусство анализировать и намечать логически правильный путь, выбирать из арсенала многочисленных лечебных методов один, наилучший, подходящий только для данного больного - вот что отличает настоящего врача-хирурга4. Далее автор отмечает: "Один старый врач много лет назад писал: напряжение духовных сил, непоколебимое мужество и воля, безграничность знаний - вот главные черты хирурга. Тщательность и одаренность, находчивость, быстрота решений и ежедневное сражение за жизнь. Вот каким должен быть настоящий хирург"5. Однако, нельзя сказать, что только врач-хирург должен обладать всем вышеперечисленным. Это же определение подходит и к фельдшерам, т.к. они тоже должны обладать этими знаниями и умениями, а также качествами.

Человечность - это качество должно быть основным достоинством и абитуриента и учащегося медицинского колледжа или института, и медицинского работника. Что же подразумевается под этим качеством. Это понятие включает в себя множество личностных особенностей, которые мы и будем рассматривать в нашей работе.

Для медицинского работника, в первую очередь, очень важно умение установить контакт с больным, завоевать его доверие. Это достигается правильным индивидуальным подходом к разным по характеру, полу, возрасту, состоянию и другим признакам больным. Здесь немалую роль играет манера общения с больными и даже внешний вид специалиста. Любой медицинский работник, от медсестры до врача, должен уметь завоевать симпатию больного. Он должен проявлять мягкость и душевность по отношению к больным, внимание и сочувствие к каждому из них. Убежденность больного в опытности медицинского персонала в значительной степени обеспечивает благополучный исход лечения. Доверие больного к медицинскому работнику - необходимое начало в комплексе лечебных мероприятий и показатель нормальных взаимоотношений. В таких случаях больные обычно соглашаются на любые методы исследования и лечения.

Очень важна для медицинского работника такая особенность, его личности, как состояние постоянной готовности оказать помощь, умение при первой необходимости мобилизовать все свои силы. В таких ситуациях он забывает об усталости, недомогании и пр. и делает то, что требует его долг. Что же дает силы медикам в подобной ситуации? Высокое чувство профессионального долга, сознание невозможности оставить нуждающихся пациентов без врачебной помощи.

Говоря о личности каждого медицинского работника, следует иметь в виду и такую сторону, как сострадание к больному. Иногда высказывается мнение о "привыкании" медиков к страданиям больных, о том, что, постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, сердце их грубеет и черствеет. Это, конечно, встречается иногда, но чаще это не так. Медицинский работник не бывает равнодушен к больному, но его чувства должны отступать на второй план перед сосредоточенностью его воли и разума на задаче: что и как необходимо сделать, чтобы лечебные действия дали желаемый результат. Он должен быть всегда собранным, хладнокровным, не "терять головы", уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи.

Близко к вышесказанному и понятие эмпатии. О.П. Елисеев связывает эмпатию с жизненным опытом и самоконтролем. Он отмечает, что "развитие эмпатических способностей свидетельствует об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности" [15, с.32]. Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: "Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок "как будто": как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации" [8, с.264].

Необходимо назвать еще одну сторону направленности личности медика - самосознание. Самосознание - это осознание человеком самого себя в своих отношениях к внешнему миру и другим людям. Оно проявляется в разных формах. Одни из них - самоощущение, самоанализ, самооценка, самокритика и др. - связаны больше с познавательной стороной психической деятельности личности. Другие - самочувствие, самолюбие, самовосхваление, самоуверенность, скромность, чувство ответственности, обязанности, собственного достоинства - связаны с эмоциональной стороной психической деятельности человека. Наконец, такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, инициатива, самодисциплина, связаны с волевой стороной психической деятельности человека.

Как правило, человек способен разбираться в своих физических и психических состояниях, правильно оценивать свои силы и способности, контролировать свои действия и поступки, критически относиться к себе, проявлять чувство ответственности. Но встречаются люди, которые не умеют разобраться в себе, правильно оценить свои возможности, сознательно регулировать свое поведение и свою деятельность, проявляют безответственность, некритичность к себе, самовлюбленность. Эти личности характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной). Значение самосознания очень велико в профессиях медицинского профиля, т.к. это может приводить к серьезным последствиям.

Одним из наиважнейших качеств для медицинского работника является эмоциональная устойчивость. Исследования механизмов эмоции, осуществленные известным советским психофизиологом П.К. Анохиным, проливают новый свет на природу эмоциональных процессов, позволяют лучше увидеть место эмоций в психическом настрое личности. П.К. Анохин установил, в частности, что сложные акты поведения человека образуются и развиваются одновременно в двух направлениях: в виде самого действия и вместе с тем в виде модели будущих результатов этого действия (что получило название акцептора действия, формирующегося и воспроизводящегося в центральной нервной системе). Между действием и акцептором действия существует постоянная связь, от которой зависит эмоциональный компонент удовлетворенности или неудовлетворенности, то есть будет ли эмоциональное состояние личности положительным или отрицательным2.

Одним из проявлений эмоционального состояния человека является настроение. Отмечая значение настроения, как фактора социальной ориентации и деятельности человека и называя настроение "чувствованием", К.Д. Ушинский писал: "Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя"3. Настроение - это своего рода аккумулятор всей информации, которая воспринимается и перерабатывается индивидом за единицу времени. Поэтому психологи под настроением понимают более или менее длительное эмоциональное состояние, создаваемое внешними воздействиями на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей и, прежде всего, от темперамента. Настроение - это эмоциональный тонус человека, который создастся положительными или отрицательными переживаниями.

Неустойчивость настроения медицинского работника может быть связана не только непосредственно с той или иной конкретной медицинской ситуацией, но и с комплексом самых разнообразных впечатлений от внешних факторов, раздумий и переживаний. На настроение любого человека влияют те или иные жизненные заботы, беспокойство, вызванные каким-либо чрезвычайным обстоятельством, ущемленное самолюбие, угрызения совести и т.п. Любая из этих эмоций или сочетание их могут быть заметны больным и мешать нормальной деятельности специалиста. И если он не в состоянии преодолеть такое настроение, он может принять неправильное решение и совершить ошибочные действия.

Деятельность медицинского работника - это борьба. Борьба со смертью, страданиями, борьба за жизнь, здоровье и благополучие человека. В этой борьбе хирургу необходимы выдержка, самообладание, профессиональная воля.

Медику необходимо такое качество, как мужество. Именно мужество гарантирует больному благоприятный исход из опасной ситуации. Медицинскому работнику ни в коем случае нельзя потерять это качество.

Важную роль в психических состояниях медицинского работника могут играть решительность или нерешительность. Решительность - это психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Во многих случаях только решительность помогает устранять сомнения и колебания. Однако решительным не может быть человек безвольный, со слабой реактивностью. Он иногда может действовать в затруднительных случаях без колебаний, но не потому, что способен преодолеть сомнение, а потому, что у пего никаких сомнений не возникает, так как он не понимает степени опасности и необходимости решительных действий. О таких медиках нельзя сказать, что они действуют решительно, - они действуют ошибочно, неадекватно ситуации. И, конечно, такая "решительность" в их действиях чревата неблагоприятными последствиями.

Необходимыми условиями решительности являются ум, проницательность и мужество. Но, как правильно замечают психологи, свести лишь к ним решительность нельзя3. Есть люди, обладающие очень проницательным умом и безусловным мужеством, но их мужество и проницательность стоят порознь, не протягивая друг другу руки, и потому, не производят третьего свойства, - решительности.

Состояние решительности возникает скорее тогда, когда нет времени для колебаний, когда необходимо действовать быстро. Однако быстрота и решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность. Поспешность в установлении диагноза и соответствующих этому диагнозу действиях может привести к неполноценности лечебных мероприятий и, следовательно, к ошибкам.

Решительные действия быстрая ориентировка в создавшейся ситуации, как положительные качества личности обусловлены всем предшествующим опытом медика, его знаниями, умением и т.д. С.Л. Рубинштейн, например, пишет: "По большей части истинное положение дела заключается не в том, что решение дал тот миг или момент, когда внезапно оно представилось уму, а не предшествующая работа мысли; этот момент дал решение после длительной предшествующей работы мысли и в результате ее. Счастливый миг, приносящий решение задачи, - это по большей части жатвы тех плодов, которые взошли в результате всего предшествующего труда" 4.

К ошибкам может привести хирурга и нерешительность, т.е. состояние недостаточной психологической готовности принять решение, что влечет за собой необоснованную отсрочку или невыполнение необходимого действия. В таких случаях решения специалиста неустойчивы, он колеблется, переходя от одного мнения к другому, и ни на одном не может твердо остановиться. Повышенная возбудимость, умственное смятение не создают условий для принятия правильного решения. Иногда нерешительность связана с тем, что человек малоподвижен, инертен. Есть категория людей, у которых чрезмерно обостряется настороженность перед выполнением чего-то сложного. Все это может стать причиной такой ситуации, когда действия медика запаздывают, что может привести к печальным последствиям.

Целью настоящей работы является выявление индивидуально-психологических особенностей личности студентов-медиков. В ней мы обратимся к анализу личностных особенностей студентов-медиков 1 курса специализации "Лечебное дело" с целью выделить те из них, которые положительно воздействуют на их отношение к учебе и последующую практическую деятельность. А также указать, какие психические состояния и свойства личности медиков негативно отражаются на их здоровье и отношении к учебе и последующему труду.

личностное качество учащийся медик




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: