Исходя из теоретического материала, изложенного в данной дипломной работе ранее, мы выявили тесты, которые необходимо провести для определения скоростно-силовых качеств, силы рук и выносливости лыжников: прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, бег на лыжах 3 и 5 км. Исследование проводилось среди студентов 1 курса Брянского колледжа физической культуры. Полученные результаты оценивались в соответствии с программными нормативами.
Таблица 3
Контрольные упражнения | 5 | 4 | 3 |
1. Сгибание и разгибание рук в упоре. | 32 | 27 | 22 |
2. Подтягивание на высокой перекладине. | 14 | 11 | 8 |
3. Прыжки в длину с места. | 230 | 220 | 200 |
4. Бег на лыжах на 3 км. | 14:30 | 15 | 15:50 |
5. Бег на лыжах на 5 км. | 25 | 26 | 28 |
Цель исследования – показать важность занятий лыжным спортом в развитии организма.
Эксперимент проводился в двух группах студентов: регулярно посещающие лыжную секцию до поступления в университет и после (группа 1) и не посещающие лыжную секцию (группа 2).
В рамках эксперимента проводились и антропометрические исследования в начале учебного 2009 – 2010 учебного года и перед проведением контрольных упражнений.
В таблицах 4 и 5 представлены антропометрические данные на 15 сентября 2009 года и 10 февраля 2010 года, соответственно для группы 1 и 2.
Таблица 4. Антропометрические данные (группа 1)
Ф.И. испытуемого | Рост, см | Вес, кг | Ширина плеч, см | Окруж-ность грудной клетки, см | Кистевая сила, кг | ЖЕЛ, мл | Экскурсия грудной клетки, см | |||||||
Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | |
1. Вадим Ж. | 170 | 173 | 57,1 | 60,2 | 42 | 44 | 102 | 104 | 42 | 44 | 5300 | 5400 | 6 | 8 |
2. Андрей П. | 168 | 171 | 56 | 58,5 | 40 | 42 | 100 | 101 | 40 | 41 | 5400 | 5490 | 6 | 8 |
3. Максим К. | 173 | 172 | 57,9 | 60,1 | 43 | 45 | 103 | 105 | 42 | 44 | 5400 | 5500 | 6 | 8 |
4. Алексей М. | 171 | 175 | 56,2 | 59,9 | 42 | 44 | 101 | 103 | 41 | 43 | 5380 | 5490 | 6 | 8 |
5. Владимир Ж. | 169 | 174 | 55,7 | 58,9 | 40 | 41 | 100 | 102 | 39 | 41 | 5290 | 5400 | 6 | 8 |
6. Денис С. | 168 | 171 | 54,9 | 57,6 | 40 | 41 | 100 | 102 | 37 | 40 | 5300 | 5410 | 5 | 7 |
7. Влад Т. | 171 | 171 | 56,3 | 58,8 | 42 | 44 | 102 | 104 | 41 | 43 | 5390 | 5500 | 5 | 7 |
8. Михаил Орл. | 165 | 169 | 55,7 | 57,9 | 39 | 42 | 98 | 101 | 38 | 40 | 5350 | 5470 | 7 | 9 |
9. Влад К. | 172 | 174 | 56,8 | 59,0 | 43 | 45 | 101 | 104 | 42 | 43 | 5340 | 5490 | 7 | 9 |
10. Антон Г. | 169 | 172 | 55,8 | 59,1 | 41 | 44 | 100 | 103 | 40 | 42 | 5390 | 5500 | 6 | 8 |
Таблица 5. Антропометрические данные (группа 2)
Ф.И. испытуемого | Рост, см | Вес, кг | Ширина плеч, см | Окруж-ность грудной клетки, см | Кистевая сила, кг | ЖЕЛ, мл | Экскур-сия грудной клетки, см | |||||||
Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | Сен-тябрь | Фев-раль | |
1. Артем Т. | 171 | 174 | 58 | 59,4 | 41 | 42 | 100 | 101 | 42 | 43 | 4100 | 4110 | 4 | 5 |
2. Дмитрий Ч. | 169 | 172 | 56,1 | 57,6 | 39 | 40 | 98 | 99 | 39 | 40 | 4000 | 4120 | 5 | 6 |
3. Дмитрий М. | 170 | 173 | 57,5 | 58,9 | 41 | 42 | 98 | 101 | 39 | 40 | 4100 | 4190 | 4 | 5 |
4. Стас Р. | 171 | 174 | 57,9 | 59,3 | 40 | 41 | 100 | 102 | 41 | 42 | 4190 | 4240 | 4 | 5 |
5. Андрей З. | 173 | 175 | 58,4 | 59,9 | 41 | 43 | 101 | 102 | 42 | 43 | 4210 | 4260 | 3 | 4 |
6. Александр П. | 174 | 176 | 59,3 | 61 | 42 | 43 | 103 | 104 | 42 | 43 | 4240 | 4270 | 4 | 5 |
7. Николай Акс. | 172 | 175 | 58,9 | 60 | 41 | 42 | 100 | 102 | 41 | 42 | 4190 | 4230 | 4 | 5 |
8. Руслан С. | 171 | 174 | 58,1 | 59,5 | 41 | 43 | 100 | 101 | 40 | 41 | 4110 | 4190 | 3 | 4 |
9. Роман К. | 170 | 174 | 57,6 | 59 | 40 | 43 | 98 | 100 | 38 | 39 | 4130 | 4200 | 4 | 5 |
10. Богдан Аш. | 171 | 174 | 57,9 | 59,5 | 42 | 43 | 100 | 101 | 39 | 41 | 4150 | 4220 | 3 | 4 |
В таблицах 6, 7 представлены результаты выполнения контрольных упражнений.
Таблица 6. Результаты группы 1
Ф. И. испытуемого | Сгибание и разгибание рук в упоре | Подтягивание на высокой перекладине | Прыжки в длину с места | Бег на лыжах на 3 км (мин:сек) | Бег на лыжах на 5 км (мин:сек) | |||||
Результат | Оценка | Результат | Оценка | Результат | Оценка | Результат | Оценка | Результат | Оценка | |
1. Вадим Ж. | 35 | 5 | 15 | 5 | 235 | 5 | 14:00 | 5 | 24:00 | 5 |
2. Андрей П. | 33 | 5 | 15 | 5 | 240 | 5 | 14:15 | 5 | 24:40 | 5 |
3. Максим К. | 35 | 5 | 17 | 5 | 231 | 5 | 14:00 | 5 | 24:30 | 5 |
4. Алексей М. | 34 | 5 | 20 | 5 | 235 | 5 | 14:00 | 5 | 24:00 | 5 |
5. Владимир Ж. | 35 | 5 | 17 | 5 | 237 | 5 | 14:05 | 5 | 24:50 | 5 |
6. Денис С. | 35 | 5 | 15 | 5 | 231 | 5 | 14:01 | 5 | 24:45 | 5 |
7. Влад Т. | 34 | 5 | 19 | 5 | 231 | 5 | 14:15 | 5 | 24:00 | 5 |
8. Михаил Орл. | 33 | 5 | 17 | 5 | 235 | 5 | 14: 10 | 5 | 24:10 | 5 |
9. Влад К. | 35 | 5 | 18 | 5 | 233 | 5 | 14:13 | 5 | 24:20 | 5 |
10. Антон Г. | 35 | 5 | 16 | 5 | 231 | 5 | 14:01 | 5 | 24:15 | 5 |
Средняя оценка группы | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Таблица 7. Результаты группы 2
Ф. И. испытуемого | Сгибание и разгибание рук в упоре | Подтягивание на высокой перекладине | Прыжки в длину с места | Бег на лыжах на 3 км (мин:сек) | Бег на лыжах на 5 км (мин:сек) | |||||
Результат | Оценка | Результат | Оценка | Результат | Оценка | Результат | Оценка | Результат | Оценка | |
1. Артем Т. | 30 | 4 | 10 | 3 | 225 | 4 | 15:00 | 4 | 26:10 | 4 |
2. Дмитрий Ч. | 25 | 3 | 12 | 4 | 229 | 4 | 15:01 | 4 | 27:10 | 4 |
3. Дмитрий М. | 28 | 4 | 11 | 4 | 220 | 4 | 15:30 | 4 | 26:00 | 4 |
4. Стас Р. | 27 | 4 | 13 | 4 | 215 | 3 | 15:00 | 4 | 25:55 | 4 |
5. Андрей З. | 28 | 4 | 12 | 4 | 221223 | 4 | 15:15 | 4 | 25:40 | 4 |
6. Александр П. | 30 | 4 | 12 | 4 | 221 | 4 | 15:00 | 4 | 26:00 | 4 |
7. Николай Акс. | 29 | 4 | 10 | 3 | 225 | 4 | 15:30 | 4 | 26:10 | 4 |
8. Руслан С. | 27 | 4 | 12 | 4 | 220 | 4 | 15:21 | 4 | 26:00 | 4 |
9. Роман К. | 25 | 3 | 10 | 3 | 221 | 4 | 15:17 | 4 | 27:00 | 4 |
10. Богдан Аш. | 28 | 4 | 13 | 4 | 221 | 4 | 15:10 | 4 | 25:58 | 4 |
Средняя оценка группы | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Диаграмма 1
Таблицы 4 и 5 показывают, что увеличение роста интенсивнее у юношей, не занимающихся лыжным спортом. у лыжников прирост в основном на 2 см, а у не занимающихся – на 3 см. Остальные показатели увеличились на большее количество единиц измерения у лыжников
Из диаграммы 1 четко видно, что студенты, постоянно занимающиеся лыжным спортом, выполнили все контрольные упражнения на «5», а не занимающие – на «4». Если обратиться к таблицам 5 и 6, то мы видим, что испытуемые группы 1 выполнили все упражнения не только на отлично, но и перевыполнили норму. Например, на оценку «5» необходимо подтянуться 14 раз, а все члены первой группы выполнили упражнение более 15 раз. Нормативы по бегу на лыжах на 3 и 5 км также перевыполнены, нет ни одного человека, который бы выполнил задание по норме, все пришли раньше требуемого для оценки «5» времени.
Из этих таблиц видно, что испытуемые группы 2 выполни все задания на оценку «4», а также некоторые выполнили отдельные задания на «3». В этой группе мало примеров, когда учащиеся перевыполняли норму. Например, количество сгибания и разгибания рук на оценку «4» 27, большинство студентов данной группы выполнили 27 – 29 раз, что является показателем низкого уровня сформированности силы рук. Аналогичные показатели и по выполнению других упражнений.
Выводы
1. У юношей, занимающихся лыжным спортом, медленнее увеличивается рост.
2. За счет увеличения мышечной массы интенсивнее увеличивается вес, ширина плеч и окружность грудной клетки, кистевая сила.
3. За счет увеличения жизненной емкости легких увеличивается экскурсия грудной клетки.
4. Исследование показало, что у юношей занимающихся регулярно лыжным спортом, несколько быстрее происходит развитие различных функций организма. Нормативы, предполагаемые для данного возраста традиционной программой по физической культуре, студентами, занимающимися лыжным спортом до поступления в университет и продолжающими им заниматься, перевыполнены. Например, сила рук, выносливость, скоростно-силовые качества.
5. Данный эксперимент показал, что морфофункциональные изменения в организме под влиянием занятий лыжным спортом, проистекают несколько иначе, т.е. мышцы и другие органы, которые наиболее задействованы, развиваются быстрее и качественнее.
Заключение
В процессе работы над темой «Морфофункциональные изменения под влиянием занятий лыжным спортом» нами было сделано следующее: изучена научная и методическая литература по данной теме; выявлен уровень сформированности физических качеств студентов первого курса факультета физической культуры Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, занимающихся и не занимающихся лыжным спортом; математически обработали и проанализировали полученные результаты.
Данная дипломная работа состоит из двух глав. В первом параграфе первой главы рассмотрены основные физические качества лыжников: сила, выносливость, быстрота, равновесие, гибкость, ловкость. В результате нами сделан следующий вывод. Занятия лыжным спортом напрямую связаны с развитием таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, равновесие. Эти качества необходимы в лыжном спорте. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников.
Во втором параграфе рассмотрены особенности мышц лыжников. В результате работы сделаны следующие выводы: полезное использование мышц заключается в своевременном их включении в работу для преодолевающей, фиксирующей и уступающей работы и в своевременном их выключении. Без уступающей регулирующей работы мышц невозможно управление никакими точными движениями. Сокращение мышц эффективнее и экономичнее, если перед преодолевающей работой мышца была растянута в произвольном движении и «заряжена» упругой энергией (подседание перед отталкиванием ногой). Так осуществляется управляющая и движущая роль работы мышц лыжников.
В третьем параграфе представлены особенности дыхательной и сердечнососудистой систем. Нами рассмотрены жизненная емкость легких, изменения пульса и дыхания при прохождении дистанций различной сложности. В результате мы пришли к выводу: при занятии лыжным спортом в дыхательной и сердечнососудистой системах происходят значительные качественные изменения: увеличивается жизненная емкость легких; при частом дыхании спортсмены непроизвольно увеличивали темп движений и скорость передвижения, при редком и глубоком дыхании, темп движений и скорость передвижения снижались; синхронный вид сочетания дыхательного акта с двигательным циклом наиболее эффективен по сравнению с другими видами взаимосвязи.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию. В первом параграфе рассмотрены различные методы тестирования в тренировочном процессе лыжников. Изучив соответствующую литературу, мы определи наиболее оптимальные для нас методы тестирования: сгибании и разгибание рук в упоре, подтягивание на высокой перекладине (для определение силы рук), прыжки в длину (для определения скоростно-силовых качеств), бег на лыжах на 3 и 5 км (выносливость).
Во втором параграфе представлены результаты эксперимента. Исследование проводилось в двух группах студентов первого курса факультета физической культуры БГУ. Первая группа – студенты, регулярно занимающиеся лыжным спортом, вторая – не занимающиеся лыжным спортом. Результаты эксперимента оказались следующими: у юношей занимающихся регулярно лыжным спортом, несколько быстрее происходит развитие различных функций организма. Нормативы, предполагаемые для данного возраста традиционной программой по физической культуре, студентами, занимающимися лыжным спортом до поступления в университет и продолжающими им заниматься, перевыполнены. Например, сила рук, выносливость, скоростно-силовые качества.
Проведенное исследование показало, что морфофункциональные изменения в организме под влиянием занятий лыжным спортом, проистекают несколько иначе, т.е. мышцы и другие органы, которые наиболее задействованы, развиваются быстрее и качественнее.
Данный дипломный проект не исчерпывает всю полноту поставленной проблемы, решение которой может быть продолжено в других научных исследованиях.
Список используемой литературы
1. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена// Теор. и практ. физ. культ., 1968, № 11, с. 17–19
2. Аграновский М.А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1980
3. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. – Харьков: «Основа», 1993
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979
5. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. – М.: Просвещение, 1972
6. Бутин И.М. Лыжный спорт. – М.: Просвещение, 1973
7. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983
8. Велашков К.Ю., Грозин Ю.А. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и практика физической культуры 1977 №3
9. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – Киев: Радянська школа, 1980
10. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев.: Здоровья, 1984
11. Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. – Киев: Здоров’я, 1981
12. Дещин Д.Ф. Врачебный контроль в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1958
13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970
15. Копс К.К. Значение и методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки //На лыжне//. – М.: Физкультура и спорт, 1970
16. Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. – Учебник для техникумов физической культуры. – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 1983
17. Кузнецова В.К. Силовая подготовка лыжника. – М.: Физкультура и спорт, 1982
18. Кузнецова З. И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. – М.: Физическая культура в школе, 1975. – №1
19. Лыжный спорт. / Сост. В.Н. манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1984
20. Манжосов В.Н. Современная методика тренировки в лыжных гонках. – М.: Физкультура и спорт, 1981
21. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1986
22. Матвеев Л.Л. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977
23. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1984
24. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсмена. – Киев: Здоров’я, 1990
25. Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1971
26. Основы управления подготовкой юных спортсменов. /Под ред. М.Я.Набатниковой/. – М.: Физкультура и спорт, 1982
27. Платонов В.М. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Вища школа, 1984
28. Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. – Киев: Олимпийская литература, 1995
29. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания. – М.: Владос-Пресс, 2002
30. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: Медиз, 1979
31. Фомин С.К. Лыжный спорт: Методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров. – Киев.: Рад. шк., 1988
32. Филин В.П. Воспитание физических способностей юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972
33. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980
34. Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников М.: Физкультура и спорт, 1962
35. Шварц В.Б., Хрущёв С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С.150-154