Организация исследования и обсуждение результатов

 

Исходя из теоретического материала, изложенного в данной дипломной работе ранее, мы выявили тесты, которые необходимо провести для определения скоростно-силовых качеств, силы рук и выносливости лыжников: прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, бег на лыжах 3 и 5 км. Исследование проводилось среди студентов 1 курса Брянского колледжа физической культуры. Полученные результаты оценивались в соответствии с программными нормативами.

 

Таблица 3

Контрольные упражнения 5 4 3
1. Сгибание и разгибание рук в упоре. 32 27 22
2. Подтягивание на высокой перекладине. 14 11 8
3. Прыжки в длину с места. 230 220 200
4. Бег на лыжах на 3 км. 14:30 15 15:50
5. Бег на лыжах на 5 км. 25 26 28

 

Цель исследования – показать важность занятий лыжным спортом в развитии организма.

Эксперимент проводился в двух группах студентов: регулярно посещающие лыжную секцию до поступления в университет и после (группа 1) и не посещающие лыжную секцию (группа 2).

В рамках эксперимента проводились и антропометрические исследования в начале учебного 2009 – 2010 учебного года и перед проведением контрольных упражнений.

В таблицах 4 и 5 представлены антропометрические данные на 15 сентября 2009 года и 10 февраля 2010 года, соответственно для группы 1 и 2.

 

 

Таблица 4. Антропометрические данные (группа 1)

Ф.И. испытуемого

Рост, см

Вес, кг

Ширина плеч, см

Окруж-ность грудной клетки, см

Кистевая сила, кг

ЖЕЛ, мл

Экскурсия грудной клетки, см

Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль
1. Вадим Ж. 170 173 57,1 60,2 42 44 102 104 42 44 5300 5400 6 8
2. Андрей П. 168 171 56 58,5 40 42 100 101 40 41 5400 5490 6 8
3. Максим К. 173 172 57,9 60,1 43 45 103 105 42 44 5400 5500 6 8
4. Алексей М. 171 175 56,2 59,9 42 44 101 103 41 43 5380 5490 6 8
5. Владимир Ж. 169 174 55,7 58,9 40 41 100 102 39 41 5290 5400 6 8
6. Денис С. 168 171 54,9 57,6 40 41 100 102 37 40 5300 5410 5 7
7. Влад Т. 171 171 56,3 58,8 42 44 102 104 41 43 5390 5500 5 7
8. Михаил Орл. 165 169 55,7 57,9 39 42 98 101 38 40 5350 5470 7 9
9. Влад К. 172 174 56,8 59,0 43 45 101 104 42 43 5340 5490 7 9
10. Антон Г. 169 172 55,8 59,1 41 44 100 103 40 42 5390 5500 6 8

 

Таблица 5. Антропометрические данные (группа 2)

Ф.И. испытуемого

Рост, см

Вес, кг

Ширина плеч, см

Окруж-ность грудной клетки, см

Кистевая сила, кг

ЖЕЛ, мл

Экскур-сия грудной клетки, см

Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль Сен-тябрь Фев-раль
1. Артем Т. 171 174 58 59,4 41 42 100 101 42 43 4100 4110 4 5
2. Дмитрий Ч. 169 172 56,1 57,6 39 40 98 99 39 40 4000 4120 5 6
3. Дмитрий М. 170 173 57,5 58,9 41 42 98 101 39 40 4100 4190 4 5
4. Стас Р. 171 174 57,9 59,3 40 41 100 102 41 42 4190 4240 4 5
5. Андрей З. 173 175 58,4 59,9 41 43 101 102 42 43 4210 4260 3 4
6. Александр П. 174 176 59,3 61 42 43 103 104 42 43 4240 4270 4 5
7. Николай Акс. 172 175 58,9 60 41 42 100 102 41 42 4190 4230 4 5
8. Руслан С. 171 174 58,1 59,5 41 43 100 101 40 41 4110 4190 3 4
9. Роман К. 170 174 57,6 59 40 43 98 100 38 39 4130 4200 4 5
10. Богдан Аш. 171 174 57,9 59,5 42 43 100 101 39 41 4150 4220 3 4

 

В таблицах 6, 7 представлены результаты выполнения контрольных упражнений.

 

Таблица 6. Результаты группы 1

Ф. И. испытуемого

Сгибание и разгибание рук в упоре

Подтягивание на высокой перекладине

Прыжки в длину с места

Бег на лыжах на 3 км (мин:сек)

Бег на лыжах на 5 км (мин:сек)

Результат Оценка Результат Оценка Результат Оценка Результат Оценка Результат Оценка
1. Вадим Ж. 35 5 15 5 235 5 14:00 5 24:00 5
2. Андрей П. 33 5 15 5 240 5 14:15 5 24:40 5
3. Максим К. 35 5 17 5 231 5 14:00 5 24:30 5
4. Алексей М. 34 5 20 5 235 5 14:00 5 24:00 5
5. Владимир Ж. 35 5 17 5 237 5 14:05 5 24:50 5
6. Денис С. 35 5 15 5 231 5 14:01 5 24:45 5
7. Влад Т. 34 5 19 5 231 5 14:15 5 24:00 5
8. Михаил Орл. 33 5 17 5 235 5 14: 10 5 24:10 5
9. Влад К. 35 5 18 5 233 5 14:13 5 24:20 5
10. Антон Г. 35 5 16 5 231 5 14:01 5 24:15 5
Средняя оценка группы

4

4

4

4

4

Таблица 7. Результаты группы 2

Ф. И. испытуемого

Сгибание и разгибание рук в упоре

Подтягивание на высокой перекладине

Прыжки в длину с места

Бег на лыжах на 3 км (мин:сек)

Бег на лыжах на 5 км (мин:сек)

Результат Оценка Результат Оценка Результат Оценка Результат Оценка Результат Оценка
1. Артем Т. 30 4 10 3 225 4 15:00 4 26:10 4
2. Дмитрий Ч. 25 3 12 4 229 4 15:01 4 27:10 4
3. Дмитрий М. 28 4 11 4 220 4 15:30 4 26:00 4
4. Стас Р. 27 4 13 4 215 3 15:00 4 25:55 4
5. Андрей З. 28 4 12 4 221223 4 15:15 4 25:40 4
6. Александр П. 30 4 12 4 221 4 15:00 4 26:00 4
7. Николай Акс. 29 4 10 3 225 4 15:30 4 26:10 4
8. Руслан С. 27 4 12 4 220 4 15:21 4 26:00 4
9. Роман К. 25 3 10 3 221 4 15:17 4 27:00 4
10. Богдан Аш. 28 4 13 4 221 4 15:10 4 25:58 4
Средняя оценка группы

4

4

4

4

4

 

 

Диаграмма 1

 

Таблицы 4 и 5 показывают, что увеличение роста интенсивнее у юношей, не занимающихся лыжным спортом. у лыжников прирост в основном на 2 см, а у не занимающихся – на 3 см. Остальные показатели увеличились на большее количество единиц измерения у лыжников

Из диаграммы 1 четко видно, что студенты, постоянно занимающиеся лыжным спортом, выполнили все контрольные упражнения на «5», а не занимающие – на «4». Если обратиться к таблицам 5 и 6, то мы видим, что испытуемые группы 1 выполнили все упражнения не только на отлично, но и перевыполнили норму. Например, на оценку «5» необходимо подтянуться 14 раз, а все члены первой группы выполнили упражнение более 15 раз. Нормативы по бегу на лыжах на 3 и 5 км также перевыполнены, нет ни одного человека, который бы выполнил задание по норме, все пришли раньше требуемого для оценки «5» времени.

Из этих таблиц видно, что испытуемые группы 2 выполни все задания на оценку «4», а также некоторые выполнили отдельные задания на «3». В этой группе мало примеров, когда учащиеся перевыполняли норму. Например, количество сгибания и разгибания рук на оценку «4» 27, большинство студентов данной группы выполнили 27 – 29 раз, что является показателем низкого уровня сформированности силы рук. Аналогичные показатели и по выполнению других упражнений.


 

Выводы

 

1. У юношей, занимающихся лыжным спортом, медленнее увеличивается рост.

2. За счет увеличения мышечной массы интенсивнее увеличивается вес, ширина плеч и окружность грудной клетки, кистевая сила.

3. За счет увеличения жизненной емкости легких увеличивается экскурсия грудной клетки.

4. Исследование показало, что у юношей занимающихся регулярно лыжным спортом, несколько быстрее происходит развитие различных функций организма. Нормативы, предполагаемые для данного возраста традиционной программой по физической культуре, студентами, занимающимися лыжным спортом до поступления в университет и продолжающими им заниматься, перевыполнены. Например, сила рук, выносливость, скоростно-силовые качества.

5. Данный эксперимент показал, что морфофункциональные изменения в организме под влиянием занятий лыжным спортом, проистекают несколько иначе, т.е. мышцы и другие органы, которые наиболее задействованы, развиваются быстрее и качественнее.

 


 



Заключение

 

В процессе работы над темой «Морфофункциональные изменения под влиянием занятий лыжным спортом» нами было сделано следующее: изучена научная и методическая литература по данной теме; выявлен уровень сформированности физических качеств студентов первого курса факультета физической культуры Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, занимающихся и не занимающихся лыжным спортом; математически обработали и проанализировали полученные результаты.

Данная дипломная работа состоит из двух глав. В первом параграфе первой главы рассмотрены основные физические качества лыжников: сила, выносливость, быстрота, равновесие, гибкость, ловкость. В результате нами сделан следующий вывод. Занятия лыжным спортом напрямую связаны с развитием таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, равновесие. Эти качества необходимы в лыжном спорте. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников.

Во втором параграфе рассмотрены особенности мышц лыжников. В результате работы сделаны следующие выводы: полезное использование мышц заключается в своевременном их включении в работу для преодолевающей, фиксирующей и уступающей работы и в своевременном их выключении. Без уступающей регулирующей работы мышц невозможно управление никакими точными движениями. Сокращение мышц эффективнее и экономичнее, если перед преодолевающей работой мышца была растянута в произвольном движении и «заряжена» упругой энергией (подседание перед отталкиванием ногой). Так осуществляется управляющая и движущая роль работы мышц лыжников.

В третьем параграфе представлены особенности дыхательной и сердечнососудистой систем. Нами рассмотрены жизненная емкость легких, изменения пульса и дыхания при прохождении дистанций различной сложности. В результате мы пришли к выводу: при занятии лыжным спортом в дыхательной и сердечнососудистой системах происходят значительные качественные изменения: увеличивается жизненная емкость легких; при частом дыхании спортсмены непроизвольно увеличивали темп движений и скорость передвижения, при редком и глубоком дыхании, темп движений и скорость передвижения снижались; синхронный вид сочетания дыхательного акта с двигательным циклом наиболее эффективен по сравнению с другими видами взаимосвязи.

Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию. В первом параграфе рассмотрены различные методы тестирования в тренировочном процессе лыжников. Изучив соответствующую литературу, мы определи наиболее оптимальные для нас методы тестирования: сгибании и разгибание рук в упоре, подтягивание на высокой перекладине (для определение силы рук), прыжки в длину (для определения скоростно-силовых качеств), бег на лыжах на 3 и 5 км (выносливость).

Во втором параграфе представлены результаты эксперимента. Исследование проводилось в двух группах студентов первого курса факультета физической культуры БГУ. Первая группа – студенты, регулярно занимающиеся лыжным спортом, вторая – не занимающиеся лыжным спортом. Результаты эксперимента оказались следующими: у юношей занимающихся регулярно лыжным спортом, несколько быстрее происходит развитие различных функций организма. Нормативы, предполагаемые для данного возраста традиционной программой по физической культуре, студентами, занимающимися лыжным спортом до поступления в университет и продолжающими им заниматься, перевыполнены. Например, сила рук, выносливость, скоростно-силовые качества.

Проведенное исследование показало, что морфофункциональные изменения в организме под влиянием занятий лыжным спортом, проистекают несколько иначе, т.е. мышцы и другие органы, которые наиболее задействованы, развиваются быстрее и качественнее.

Данный дипломный проект не исчерпывает всю полноту поставленной проблемы, решение которой может быть продолжено в других научных исследованиях.

 


 


Список используемой литературы

 

1. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена// Теор. и практ. физ. культ., 1968, № 11, с. 17–19

2. Аграновский М.А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1980

3. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. – Харьков: «Основа», 1993

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1979

5. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. – М.: Просвещение, 1972

6.  Бутин И.М. Лыжный спорт. – М.: Просвещение, 1973

7. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983

8.  Велашков К.Ю., Грозин Ю.А. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и практика физической культуры 1977 №3

9.  Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – Киев: Радянська школа, 1980

10.  Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев.: Здоровья, 1984

11.  Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. – Киев: Здоров’я, 1981

12.  Дещин Д.Ф. Врачебный контроль в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1958

13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003

14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970

15.  Копс К.К. Значение и методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки //На лыжне//. – М.: Физкультура и спорт, 1970

16.  Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. – Учебник для техникумов физической культуры. – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 1983

17. Кузнецова В.К. Силовая подготовка лыжника. – М.: Физкультура и спорт, 1982

18. Кузнецова З. И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. – М.: Физическая культура в школе, 1975. – №1

19. Лыжный спорт. / Сост. В.Н. манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1984

20.  Манжосов В.Н. Современная методика тренировки в лыжных гонках. – М.: Физкультура и спорт, 1981

21. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1986

22.  Матвеев Л.Л. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977

23. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1984

24.  Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсмена. – Киев: Здоров’я, 1990

25. Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1971

26.  Основы управления подготовкой юных спортсменов. /Под ред. М.Я.Набатниковой/. – М.: Физкультура и спорт, 1982

27.  Платонов В.М. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Вища школа, 1984

28. Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. – Киев: Олимпийская литература, 1995

29. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания. – М.: Владос-Пресс, 2002

30. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: Медиз, 1979

31.  Фомин С.К. Лыжный спорт: Методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров. – Киев.: Рад. шк., 1988

32.  Филин В.П. Воспитание физических способностей юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972

33. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980

34. Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников М.: Физкультура и спорт, 1962

35.  Шварц В.Б., Хрущёв С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С.150-154

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: