Направления инвестиционной политики России

Создание благоприятного инвестиционного климата в стране связано с чётким государственным регулированием инвестиционной деятельности. В первую очередь речь идёт о законодательной базе – издании законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность.

Законодательная база России включает больше 100 законов, касающихся регулирования инвестиционной деятельности. Среди них особо следует выделить законы:

· «О соглашениях по разделу продукции» № 225 – ФЗ от 30 декабря 1995 года;

· «О рынке ценных бумаг» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;

· «О науке и государственной научно-технической деятельности» № 127 – ФЗ от 23 августа 1996 года;

· «Об ипотеке» № 102 – ФЗ от 16 июля 1998 года;

· «О финансовой аренде (лизинге)» № 164 – ФЗ от 29 октября 1998 года;

· «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложениях» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;

· «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» № 160 – ФЗ от 9 июля 1999 года;


 

Регулирование финансовых инвестиций

 

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

 

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

 

 

 

 

 

Регулирование сфер и объектов инвестирования

 

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Регулирование участия инвесторов в приватизации

 

 

 

 

Экспертиза инвестиционных проектов  

Проведение эффективной амортизационной политики

  Льготное кредитование   Защита инвестиций   Предоставление финансовой помощи
                     

 

Регулирование финансовых инвестиций предполагает установление законодательными органами возможностей выпуска различных видов ценных бумаг, порядка их обращения, требований к эмитентам, форм и способов реализации отдельных финансовых инструментов на первичном и вторичном фондовом рынке, государственного контроля за оборотом ценных бумаг и деятельностью финансовых посредников.

Правительством должны разрабатываться концепция и текущие программы развития фондового рынка в стране.

Регулирование условий вложения средств за пределами государства возлагается на Центральный Банк России. В соответствии с этим разработаны правила предоставления лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом:

- резиденты могут инвестировать средства за пределы России путём участия в совместных предприятиях (СП), приобретения доли в действующих иностранных фирмах (компаниях) или посредством их выкупа полностью, открытия собственных подразделений, филиалов и представительств; а также за счёт приобретения движимого и недвижимого имущества, других имущественных прав и интеллектуальной собственности, ценных бумаг за рубежом.

- инвестиции за границу осуществляются резидентами исключительно за счёт собственных средств, зарезервированных на счетах бухгалтерского баланса. Использование для этого заёмных средств категорически запрещено.

- все виды денежных инвестиций за границу осуществляются в безналичной форме через корреспондентские счета уполномоченных банков;

- поступления в пользу резидентов в иностранной валюте зачисляются на их счета и подлежат обязательной частичной продаже государству в установленном законом порядке.

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает направление вкладываемых средств в приоритетные сферы хозяйствования путём установления соответствующих налоговых ставок и льгот.

Налоговые ставки обосновываются и дифференцируются по отраслям и регионам, отдельным производствам в зависимости от их значимости для развития экономики в целом.

Налоговые льготы по инвестициям могут получать на срок от 2 до 5 лет перспективные фирмы (компании), предприятия малого и среднего бизнеса, а также учреждения и проекты с участием иностранного капитала.

Регулирование сфер и объектов инвестирования определяет общие требования к их выбору, формирует наиболее приоритетные направления вложения средств. Согласно действующему законодательству никто не имеет права ограничивать инвесторов в их выборе объектов вложения средств за исключением случаев, когда их создание и использование не отвечает санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим и архитектурным требованиям, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства в целом.

Общепризнано, что приоритетными сферами инвестирования в экономике являются предприятия:

· агропромышленные;

· лёгкой промышленности;

· лесопромышленные;

· машиностроения;

· медицины;

· металлургического комплекса;

· топливно-энергетические;

· транспортной инфраструктуры;

· связи;

· химической и нефтяной промышленности;

· социальной сферы.

Такой селективный подход к привлечению инвесторов может обеспечить наиболее высокие темпы социально-экономического развития страны.

Регулирование участия инвестора в приватизации осуществляется в соответствии с принятым в России "Законом о приватизации" и разработанной федеральной (региональной) программой продажи имущества государственных и муниципальных предприятий в частную собственность или передачи индивидуальным владельцам на определённых условиях. Привлекательным здесь является предоставление права собственности физическим и юридическим лицам, в т.ч. иностранным, на земельный участок, на котором размещён объект инвестирования. Экспертиза инвестиционных проектов производится по всем внешним, государственным и региональным программам, реализуемым за счёт бюджетных и внебюджетных средств. Инвестиции за счёт других источников подлежат государственной экспертизе в вопросах соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований. Особо тщательной экспертизе должны подвергаться проекты с привлечением иностранных инвесторов, претендующие на дополнительные налоговые, таможенные и другие льготы.

Регулирование инвестиционной деятельности путём проведения эффективной амортизационной политики предполагает установление оптимальных норм износа основного капитала, прежде всего, оборудования.

Что касается нематериальных активов, то нормы их списания устанавливаются инвесторами самостоятельно в пределах 10 лет.

Оптимальная, в том числе ускоренная, амортизация позволяет формировать средства и обновлять постоянный капитал фирмы (компании).

Льготное кредитование – предоставление ссуд на социально-экономическое развитие регионам, отраслям и отдельным фирмам (компаниям) по сниженным банковским процентам.

Льготы по кредитам, в первую очередь, получают предприятия агропромышленного комплекса, а также иностранные фирмы и компании в течение трёх лет со дня освоения инвестиций.

Защита инвестиций осуществляется государственными органами в равной мере всем инвесторам, в т.ч. иностранным, независимо от формы собственности.

Единый правовой режим инвестиционной деятельности исключает применение дискриминации по отношению к инвесторам. Каждый из них волен распоряжаться вкладываемыми средствами по своему усмотрению, вплоть до их ликвидации.

Законодательством предусмотрены условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.

Национализация и реквизиция вложенных средств предполагает возмещение инвестору в полном объёме всех убытков, связанных с прекращением инвестиционной деятельности, включая утраченную выгоду и моральные потери.

Предоставление финансовой помощи регионам, отраслям и отдельным фирмам (компаниям) в условиях рынка носит разовый или периодический характер.

Основными формами финансовой помощи являются дотации, субсидии, субвенции и бюджетные займы под конкретные инвестиционные проекты.

Размеры такой финансовой помощи рассматриваются и утверждаются ежегодно в процессе утверждения бюджетов всех уровней.

Вышеуказанные формы управления инвестициями определяют стратегические направления их рационального и эффективного использования в масштабе страны.Продолжением и дальнейшей конкретизацией государственного регулирования вложения средств в экономику на уровне фирмы (компании) служит инвестиционный менеджмент.

С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов: последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе; усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Вспомним прошлый кризисный год. Объем капитальных вложений в российскую экономику уменьшился на 17 процентов, а доля прямых иностранных инвестиций снизилась, составив 3,6 процента. "На фоне общего падения в прошлом году объема прямых иностранных инвестиций в мировую экономику приток инвестиционных средств в Россию снизился на 41 процент, а это печально", - подчеркнул Дмитрий Медведев. Впрочем, кризис мог бы нанести и больший ущерб, но, уверен президент, панического бегства капитала удалось избежать, в том числе благодаря антикризисным действиям.

Глава государства считает, что мы имеем открытую для инвестиций экономику. Была создана качественная, отвечающая требованиям инвестиционной экономики налоговая система, несколько лет назад провели либерализацию валютного курса, сняли ограничения по перемещению капитала, регламентировали процедуры проверки малого бизнеса, установили понятные условия допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли.

Но все это на инвестиционном имидже отразилось не так, как хотелось бы руководству страны. В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась на две строчки до 120-го места из 183 стран. Для сравнения Медведев привел успехи партнеров по Таможенному союзу - Белоруссии и Казахстана. Те идут вверх по рейтингу и уже занимают 58-е и 63-е место соответственно. А в некоторых рейтингах Россия вообще находится в самом "подвале". Например, по такому показателю, как получение разрешения на строительство, у нашей страны 182-е место. Из 183.

Президент считает, что оживление мировой экономики после кризиса создаст благоприятные условия для возобновления и роста иностранных инвестиций. Наша экономика сможет получить их в нужных объемах, когда условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение капитала. Задача - разработать комплекс мер, которые повысят инвестиционную активность.

В него входят такие первостепенные шаги, как снятие квот на найм высококвалифицированных зарубежных специалистов, улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции, оптимизация механизмов администрирования расходов на НИОКР, введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию.

Деятельного участия в модернизации экономики и инвестиционном развитии Дмитрий Медведев ждет и от тех, кто на волне кризиса за счет солидной господдержки смог сохранить свой бизнес. Особенно это касается крупных компаний в сырьевом секторе. Эти компании не просто сохранили активы, но и кое-что добавили, и государство вправе рассчитывать на то, что эти компании будут заниматься инвестиционными проектами и проявят активность в сфере модернизации экономики, а не просто продолжат политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров.

Задачу по модернизации экономики и инновационному развитию невозможно решить без инвестиций. Текущий уровень инвестиций составляет около 20 процентов к ВВП, чего недостаточно. По оценкам министерства, необходимо, чтобы уровень инвестиций приближался к 30 процентам.

Министерство экономического развития предложило 7 направлений работы по улучшению инвестиционного климата России. В них вошли улучшение административных процедур (в том числе связанных с разрешениями на строительство), пересмотр миграционного режима, снижение роли государства в экономике, оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре, совершенствование налоговой политики, улучшение правоохранительной деятельности и судебной практики и просто повышение инвестиционного имиджа страны.

В ходе совещания возник вопрос о целесообразности выделения отдельного агентства по инвестициям, но этот шаг признали нецелесообразным. В минэкономразвития создается специальная отдельная структура, которая будет анализировать те препятствия, которые имеются перед инвесторами.

Избыточность присутствия государства в экономике будет решаться сразу по двум известным направлениям. Во-первых, Дмитрий Медведев поручил избавиться от тысячи ненужных федеральных и муниципальных унитарных предприятий. Во-вторых, в феврале 2010 года завершился анализ деятельности госкорпораций с прицелом на их дальнейшее акционирование.

На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

- выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного потенциала;

- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основная проблема последних дней – определенный дефицит ликвидности у ряда кредитных организаций – в значительной мере преодолена. После интенсивных консультаций с представителями банковского сообщества на государственном уровне приняты решения, позволяющие снять напряженность на банковском рынке вследствие значительной нестабильности фондового рынка.

В частности, ведущим банкам предоставлено около 1,5 трлн. руб. для поддержания стабильности на финансовом рынке, в том числе путем кредитования менее крупных кредитных организаций. Кроме того, даны поручения о разработке механизма прямого кредитования банков, включенных Банком России в список допустимых гарантов при выдаче кредитов ЦБ, а также о расширении круга и увеличении лимитов при осуществлении кредитования банков.

В этих условиях с учетом времени, необходимого для получения общесистемного эффекта от действия принятых мер, залогом устойчивости банковской системы в целом является обеспечение стабильности платежей, а также сохранение системы межбанковского кредитования, что позволит избежать возникновения кассовых разрывов и технических сбоев при исполнении обязательств перед партнерами.

Ассоциация российских банков обратилась к руководителям банков с предложением, которое считает крайне целесообразным и своевременным в нынешних условиях, сформировать внутри каждого региона и/или субъекта Российской Федерации неформальный пул банков, обладающих наибольшей экономической устойчивостью и стабильно высокой деловой репутацией и выразивших готовность сохранения или открытия кредитных лимитов на членов пула. Это позволит повысить уверенность банков–участников в возможности эффективного использования межбанковских кредитов для покрытия кратковременных разрывов ликвидности.

Предложение АРБ получило высокую оценку и поддержку региональных банков, которые, как свидетельствуют их показатели, чувствуют себя уверенно, как и в ситуации 2004 года, и пользуются заслуженным доверием со стороны населения и юридических лиц.

В частности, ряд банков уже взяли «на вооружение» предложенную АРБ модель. В соответствии с ней банки заключают соглашения о сотрудничестве на рынке межбанковских кредитов и депозитов, а территориальные учреждения ЦБ являются координаторами действий сторон соглашения. Между ними действует межрегиональное соглашение о координации действий и информационном обмене.

Во всех этих соглашениях предусмотрены заключение финансовых сделок по типовой форме договора, единый механизм обеспечения возвратности средств путем бесспорного списания с корсчета банка-должника. Такая форма привлечения и размещения ресурсов на межбанковском рынке, по мнению банков, использующих эту модель, имеет преимущества при заключении сделок, не требуя от них материальных затрат.

Как считают эксперты АРБ, в дальнейшем по мере стабилизации межбанковского рынка на базе кредитных пулов могут быть сформированы постоянно действующие региональные системы межбанковского кредитования, которые позволят повысить стрессоустойчивость как региональной, так и федеральной банковской системы.

Итак, создание благоприятного инвестиционного климата в стране связано с чётким государственным регулированием инвестиционной деятельности. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает направление вкладываемых средств в приоритетные сферы хозяйствования путём установления соответствующих налоговых ставок и льгот. На государственном совещании был разработан комплекс мер, в структуру которого входят такие первостепенные шаги, как снятие квот на найм высококвалифицированных зарубежных специалистов, улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции, оптимизация механизмов администрирования расходов на НИОКР, введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию. Решена. Проблема дефицита ликвидности решена предоставления банкам около 1,5 трлн. руб. для поддержания стабильности на финансовом рынке, в том числе путем кредитования менее крупных кредитных организаций. Банки заключают соглашения о сотрудничестве на рынке межбанковских кредитов и депозитов, а территориальные учреждения ЦБ являются координаторами действий сторон соглашения. Между ними действует межрегиональное соглашение о координации действий и информационном обмене.




Заключение

Становление новой экономической ситуации в России вызывает необходимость изменения механизма государственного регулирования инвестиционных процессов. Инвестиции в России за 2009 год в целом сократились на 16,2%, наибольшего масштаба сокращение инвестиций достигло в мае 2009 года – на 24,8% к соответствующему периоду прошлого года. На что Банк России снизил ставку рефинансирования в 10 раз, что способствовало положительному влиянию на инвестиционную активность. Стабильно финансировались инвестиции в основной капитал за счет бюджетных средств, инвестиции за счет федерального бюджета возросли на 21,9%. В январе 2010 года инвестиции в основной капитал составили 319,2 млрд рублей. Это означает сокращение на 8,7% по сравнению с 2009 годом. Снижение инвестиционной активности в январе этого года во многом было обеспечено сокращением объемов работ по виду деятельности «строительство» – на 10,6% относительно января 2009 года. Экономическая ситуация, сложившаяся в стране к началу 2010 года, обуславливает актуальность разработки стратегий преодоления низкой инвестиционной активности. Что касается иностранных инвестиций, в экономику России в I квартале 2010г. их поступило 13,1 млрд долл. Это на 9,3% больше, чем за тот же период 2009г. Впрочем, объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, в январе-марте с. г. составил те же 13 млрд долл., что на 7,9% больше показателя за I квартал 2010г. Накопленный иностранный капитал в экономике России (общий объем инвестиций, произведенных с начала вложения с учетом погашения и переоценки активов и обязательств) по состоянию на конец марта с. г. составил 265,8 млрд долл., увеличившись на 17,2% в годовом исчислении. Большую его часть составили инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (53,8%). Прямые инвестиции составляют 38,7%, портфельные — 7,5%. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец марта с. г. составил 65,7 млрд долл. В I квартале этого года из России за рубеж направлено 22,7 млрд долл. иностранных инвестиций (+15,2%), тогда как объем погашенных инвестиций составил 22,1 млрд долл.(+36,8%).

Входе проделанной исследовательской работы я выделила главные проблемы повышения инвестиционной активности в России: падение доверия кредитных организаций к российским акциям; дефицит ликвидности внутри России; отсутствие чистой прибыли, которую следует направить на инвестиции, у средних и малых предприятий; снижение динамики производства в важнейших отраслях российской экономики; снижение роста ВВП России. Отдельного упоминания заслуживает комплекс проблем, с которыми сталкиваются регионы при реализации инвестиционных проектов: нехватка финансовых средств, включая бюджетные и кредитные ресурсы; проблема неравномерного поступления денег; неразвитость инфраструктуры региона; плохая информированность иностранных инвесторов о возможностях региона. Проблема стимулирования эффективного притока иностранного капитала.

Правительство России постоянно модернизирует инвестиционную политику для устранения вышеперечисленных проблем.

В начале февраля 2010 года на государственном совещании был разработан комплекс мер, в структуру которого входят такие первостепенные шаги, как снятие квот на найм высококвалифицированных зарубежных специалистов, улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции, оптимизация механизмов администрирования расходов на НИОКР, введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию. Решена проблема дефицита ликвидности решена предоставления банкам около 1,5 трлн. руб. для поддержания стабильности на финансовом рынке, в том числе путем кредитования менее крупных кредитных организаций. Банки заключают соглашения о сотрудничестве на рынке межбанковских кредитов и депозитов, а территориальные учреждения ЦБ являются координаторами действий сторон соглашения. Между ними действует межрегиональное соглашение о координации действий и информационном обмене.

Список литературы

1. Булатов А.С. Экономика М: Бек,2005.

2. Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2009 г.

3. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог.- 2008.- 24 февраля.

4. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2009.

5.  Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- №5.

6. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2010 г.

7. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2009.- № 4.

8. Мартынов А. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж. “Экономист”, №9, 2010 г.

9. Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

10. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь 2009.- № 13.

11. Свиридонова Е. Лекарство для пугливого инвестора // Экономика и жизнь 2009.- № 13.

12. Селезнёв А. “Банковская система - ядро инфраструктуры финансового рынка” М., Ж. “Экономист”, №6, 2010 г.

13. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2007 г.

14. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2008.- № 2.

15. Инвестиционные идеи. Финансы и кредит, №10, Октябрь, 2008.

16. Финансовый кризис: как выжить? Деловой. № 19(71), Ноябрь 2008.

17. www.afon-invest.ru

18. www.gks.ru

19. www.economy.gov.ru

20. www.cbr.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: