Достоинства советской экономики

Основным достоинством советской экономики является возможность свободного перераспределения средств внутри экономики. В частности, благодаря этому в советской экономике были невозможны циклические кризисы перепроизводства. Столкнувшись с убыточностью каких-либо отраслей, государство могло поддерживать их на плаву, за счет перераспределения средств внутри экономики, что позволяло обеспечить либо стабильность ситуации, либо медленное сдувание таких отраслей, то есть перепроизводство не приводило к спиральному сжатию общественного дохода. Советский Союз за годы первых пятилеток (всего за 10 лет, что по историческим меркам является очень коротким сроком), “превратился из крестьянской страны в мощную индустриальную державу” [24], одержал победу в Великой Отечественной войне, первый реализовал программу освоения космоса, создал армию, способную противостоять военной машине Соединенных Штатов. Однако всё это делалось за счет других отраслей – легкой промышленности и сельского хозяйства, откуда забирались средства для развития тяжелой промышленности и ВПК.

Другим преимуществом командно-административной системы является то, что в ней в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды транзакционных издержек. Так, при централизованной экономике отсутствуют издержки поиска информации (прежде всего, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи), поскольку производители прикреплены к магазинам и поставщикам ресурсов директивным способом, а конечным потребителям благ не приходится прилагать усилия по поиску наилучших условий купли-продажи, так как каждый вид товара производится одним производителем и его цена и качество везде одинаковы (во времена СССР цена указывалась прямо на изделии).

При плановой экономике отсутствуют также издержки, связанные с нарушением условий контракта и контролем за его исполнением: никто не может нарушать плановое задание – или под страхом морального или физического наказания, или просто потому, что само задание полностью учитывает ресурсы и возможности предприятий, следовательно, выполнение его становится естественным и целесообразным занятием.

Помимо транзакционных издержек, при командно- административной системе отсутствуют и некоторые виды производственных издержек. В первую очередь, это издержки, связанные с затратами на рекламу и маркетинговые исследования. К тому же при иерархической системе насчитывается гораздо меньше профессий, которые не связаны непосредственно с производством материальных благ и оказанием услуг конечным потребителям.

К достоинствам командно-административной системы можно отнести также и то, что плановый выпуск продукции в значительной степени фильтрует ассортимент производимых товаров и услуг, исключая из него те товары и услуги, которые пагубно воздействуют на физическое и нравственное состояние общества, но пользуются спросом при рыночной экономике.



Необходимость перестройки плановой экономики в рыночную

 

Чаще всего важнейшие достижения системы, ее способности к увеличению экономического потенциала и общественного благосостояния выражаются с помощью показателей темпов роста. Следует отметить, что эти показатели, хотя и дают возможности для сравнения, сами по себе не являются совершенными. В основе их расчетов лежит умножение объема производства и цены. Если в рыночных системах эти цены формируются в соответствии с законами рынка и в силу этого имеют объективный характер, то ни о какой объективности внутренних цен для государств с плановой экономикой не может быть и речи. Эти цены устанавливаются административным путем, на основе волюнтаристских решений.

Кроме того, и сама статистика в социалистических странах была довольно несовершенна. Часто статистические результаты просто завышались. В качестве примера можно привести тот факт, что социалистическая Румыния два раза отказывалась от своих официально объявленных статистических данных и публиковала новые, значительно более скромные статистические показатели. Вот почему исследователи очень осторожно подходят к официальным цифрам и производят их корректировку.

В табл. 1 представлены откорректированные данные о темпах роста социалистических и капиталистических стран.

Определив среднеарифметическую величину для двух групп стран, приведенных в таблице, можно прийти к выводу, что в 50-х гг. быстрее развивались социалистические страны (5,7%) по сравнению с капиталистическими (5,0%).В следующее десятилетие более быстрого роста достигли капиталистические страны (5,5% против 4,4% за период 1960-1965 гг. и 4,3% за период 1965-1970 гг.). В следующем пятилетии преимущества в темпах роста были на стороне группы социалистических стран (4,8% по сравнению с 3,9%), а с 1975 по 1980 г. вперед опять вырвались капиталистические страны. Превосходство социалистических стран наиболее полно проявляется в 50-е гг., когда общий уровень экономического развития этих стран был довольно низким.

Существует группа ученых, считающих, что, если и возможно говорить об эффективности централизованной плановой модели, то только в условиях низкого исходного уровня развития. Только тогда эта модель может быть в некоторой степени экономически более рациональной по сравнению с рыночной.

Период 1970-1975 гг., когда темпы развития социалистических стран несколько превысили темпы капиталистических, был временем быстрого развития Польши. Эта страна, используя огромные иностранные кредиты, форсировала свое развитие. Кроме того, сомнения аналитиков вызывают цифры, характеризующие темпы развития Румынии и Китая. Именно данные по этим трем странам и повышают среднеарифметическую величину темпов роста для социалистической группы.

Не менее важными, чем темпы роста, являются показатели эффективности развития. Последнее понятие выражается с помощью отношения между интенсивными и экстенсивными компонентами развития системы. Известно, что все попытки социалистических стран перейти с модели экстенсивного развития (за счет вовлечения в хозяйственный оборот дополнительного количества ресурсов) на модель интенсивного роста и развития (предполагающую оптимальное использование существующих объемов ресурсов) оказывались безуспешными.

Рост эффективности представляет собой самый качественный и неистощающийся источник развития. Этот источник больше способствует росту благосостояния, чем эксплуатация традиционных факторов экстенсивного роста: для экспансии капитала необходимы инвестиции, которые обеспечиваются за счет ограничения потребления, а рост на базе увеличения затрат труда означает или медленный рост уровня дохода, или рост удельного веса работающих в структуре населения, что также означает снижение благосостояния.

Развитие по экстенсивной модели очень дорого. Оно означает большие жертвы и отражает неспособность извлечь из имеющихся ресурсов объективно возможный максимальный эффект.

Экономические исследования показывают, что развитие социалистических стран, по сравнению с капиталистическими, характеризовалось не только низкими темпами роста экономики, но и значительно более низким темпом роста потребления и значительно более высоким темпом роста инвестиций. Другими словами, налицо классический образец экстенсивного развития.

Параллельное существование двух экономических систем продолжалось несколько десятилетий. Результаты проведенных сравнений недвусмысленны. Во всех случаях страны с социалистической экономикой намного отставали от своего «близнеца» с рыночным хозяйством.

Такое отставание становится еще более заметным, если сравнить социальные показатели. Уровень образования и здравоохранения в социалистических странах был довольно низким по сравнению с промышленно развитыми странами, но достаточно высоким по сравнению со странами, имеющими средний уровень дохода.

Социальные показатели в последние три десятилетия существования социалистической системы росли медленнее, чем в большинстве рыночных стран, а в последние годы стали снижаться. С начала 60-х гг. до 1990 г. средняя продолжительность жизни в социалистических странах выросла с 68 до 71 года, тогда как за этот же период в пяти промышленно развитых странах она увеличилась с 71 до 76 лет.

В последние годы доля ВНП, направляемая на социальные расходы и образование в социалистических странах, была очень мала: на импорт лекарств и медицинского оборудования выделялись очень маленькие суммы, пенсии были незначительными, а низкие возрастные показатели выхода на пенсию являлись скорее фиктивными, так как людям в силу экономических причин приходилось продолжать работать.

Главным экономическим достижением плановой системы, остающимся неизменным до конца ее существования, является полная занятость. Однако, по общему мнению, она сохраняется благодаря незначительным размерам заработной платы и пенсий, а также очень низкому уровню жизни.

В первые годы существования социалистических стран командная экономика могла похвастаться существенными успехами, такими, как высокие темпы роста, привлечение большого количества ресурсов (особенно трудовых и инвестиционных), модернизация экономической структуры, развитие образования и здравоохранения. Однако уже с самого начала выявились и многие проблемы, которые со временем не уменьшались, а все больше возрастали. К ним следует отнести:

· всеохватывающее господство дефицита, что, как показано выше, априорно заложено в хозяйственный механизм плановой системы, является неустранимым ее дефектом;

· высокие издержки роста и низкая эффективность экономики; низкий уровень жизни;

· слабые инновационные импульсы и плохая приспособляемость к нововведениям.

Несмотря на то, что страны с командной экономикой осуществили индустриализацию и урбанизацию, провести модернизацию структуры, отвечающую стандартам развитых государств, они не могли. По своей природе централизованно управляемая экономика благоприятствует развитию крупномасштабной тяжелой промышленности. Она не в состоянии совершить переход к небольшим предприятиям, которые использовали бы современную технологию производства и обеспечивали высокое качество услуг. После индустриализации структура экономики полностью застыла. В течение года только полпроцента рабочих мест упразднялось и вместо них создавались новые; низкое и все более ухудшающееся качество продукции; деградация окружающей среды.



Заключение

 

Идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия. Попытка добиться строгого выполнения единого плана для целой страны, как правило, ведет к негативным последствиям. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Куда важнее становятся другие критерии:

· для предприятий – степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках плановых заданий и у тем более – сверх их – могли быть совсем неинтересны для покупателей, которые – будь у них свобода выбора – предпочли бы совсем иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорог. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать этот уродливый мебельный гарнитур или этот безумно тяжелый станок. У людей не было альтернативы – другую мебель найти было просто невозможно. А предприятиям приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это выделялись деньги;

· для людей – характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, туристские путевки за границу и т.д.), или занятие должности, на которой тебя начинают пускать в "закрытые распределители", где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В начале 90-х годов, когда СССР и страны Восточной Европы стали подводить итоги десятилетий "планового развития", картина вырисовалась крайне грустная.

Выяснилось, что подавляющее большинство производимой в этих странах продукции не только низкого качества и устаревшей конструкции, но и производится с непомерно высокими затратами. И поэтому она не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынках. А те новейшие технологические процессы, которые были созданы учеными СССР и могли улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда, как в государствах с рыночной экономикой их освоили очень быстро и в огромных масштабах.

Особенно явно слабости планово-командной системы проявляются при решении вопроса ДЛЯ КОГО производить блага, то есть при определении тех граждан, которые вправе получить те или иные произведенные страной блага.

При этом наиболее ценные блага получали в первую очередь разнообразные начальники. Подавляющая же часть населения должна была "выслуживать" дефицитные блага годами послушного труда, независимо от того, насколько производителен и реально полезен был этот труд.

Страны с планово-командной экономикой в ХХ веке полностью проиграли экономическое соревнование странам с рыночной экономикой. Именно поэтому в конце 80 – начале 90-х годов этого века почти все бывшие социалистические страны встали на путь коренного преобразования своих экономических систем, воссоздавая частную собственность и рыночные механизмы.

 



Список литературы

1. Экономическая теория: тексты лекций. / Под ред. А.Ю. Шарипова и Л.Ю. Руди. – 3-е изд. − Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

2. Корнаи Я. Дефицит. – М.: Наука, 1990.

3. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.wikipedia.org/wiki/

4. Большая советская энциклопедия.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 32.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 37.

7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 42.

8. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – М.: Новости, Catallaxy, 1992.

9. Мизес Л.Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.liberarium.ru

10. Меклер С. Денежное обращение, кредит и банки в 1924-25 гг. – М., 1925.

11. Вайнштейн А. Итоги и конъюнктура 1925/26 хозяйственного года. // Избранные труды в 2 кн. − Кн. 1. − М.: Наука, 2000.

12. Контрольные цифры народного хозяйства СССР на 1928/29 г. − М., 1929.

13. Экономический бюллетень Конъюнктурного института. – 1927. − №11-12.



Приложение

Таблица 1. − Темпы роста соц. и кап. стран (в %)

Годы 1950-1960 1960-1965 1965-1970 1970-1975 975-1980

Социалистические страны

ЧССР 4,8 2,3 3,4 3,4 2,2
ГДР 5,7 2,7 3,0 3,4 2,3
СССР 5,7 5,0 5,2 3,7 2,7
Польша 4,6 4,4 4,1 6,4 0,7
Венгрия 4,6 4,2 3,0 3,4 2,0
Румыния 5,8 6,0 4,9 6,7 3,9
Болгария 6,7 6,7 5,1 4,6 0,9
Китай 7,9 4,0 7,1 7,0 6,2
СФРЮ 5,6 6,6 6,2 5,7 5,9

Капиталистические страны

США 3 3 3,1 2,3 3,7
Канада - 4 6 4,8 5,0 2,9
ФРГ 7 9 4,4 2,1 3,6
Бельгия 3 0 4,8 3,9 2,5
Франция 4 4 5,4 4,0 3,2
Япония 7 9 12,2 5,0 5,1
Австрия 5 6 5,1 3,9 4,0
Англия 3 3 2,5 2,0 1,6
Италия 5 6 4 2,4 3,9
Испания 6 2   5,5 2,3
Греция 6 0 1 5,0 4,4
Турция 6 4 6,6 7,5 3,1
Индия 3 8 5,0 3,0 3,4

Табл. 2. − Покупательная сила червонца, в индексных рублях

 

По Всероссийскому индексу розничных цен

По Всероссийскому индексу оптовых цен

По Московскому индексу розничных цен

Дата С/х товары Пром-товары Всего С/х товары Пром-товары Всего С/х товары Пром-товары Всего
1 июня 4,95 4,61 4,76 7,3 4,98 6,02 5,03 4,12 4,46
1 июля 4,80 4,57 4,65 7,09 4,95 5,92 5,15 4,16 4,52
1 августа 4,22 4,52 4,37 6,62 4,93 5,71 4,50 4,10 4,26
1 сентября 4,46 4,52 4,48 6,76 4,98 5,78 4,46 4,10 4,24

Табл. 3. − Прирост индекса физического объема промышленного

производства, %

Промышленность 1924/25 г. по отнош. к 1923/24 г. 1925/26 г. по отнош. к 1924/25 г.
Горная 109,9 140,8
Тяжелая 214,8 155,8
Легкая 165,4 130,7
Вся 161,2 140,9

Табл. 4. – Заготовки основных хлебов в 1925 г.

Месяц % к плану
Сентябрь 88,8
Октябрь 68,1
Ноябрь 74,4
Декабрь 76,3

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: