Разграничения компетенции в сфере правового регулирования муниципальной службы

Положениями Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» разграничена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, а так же органов местного самоуправления в вопросах правового регулирования муниципальной службы, так, например, федеральными законами должны регулироваться следующие вопросы:

1) об оплате труда муниципального служащего и других выплатах по согласованию с трудовым законодательством;

2) о пенсионном обеспечении муниципального служащего;

3) о предоставлении муниципальным служащим в установленном порядке сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

4) о запрете муниципальному служащему состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными и региональными законами, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) об ответственности муниципального служащего, виновного в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством РФ;

6) о порядке проверки сведений, представленных гражданином при поступлении на муниципальную службу;

7) о дополнительных требованиях к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу;

8) об особых случаях предоставления муниципальному служащему дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

Уполномоченным органом Правительства РФ регулируются[16]:

· порядок прохождения диспансеризации при наличии заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу или ее прохождению;

· перечень заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу или ее прохождению;

· форма заключения медицинского учреждения о наличии заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу или ее прохождению;

· форма анкеты, заполняемой гражданином при поступлении на муниципальную службу;

· перечень документов, предусмотренных постановлениями Правительства РФ, предоставляемый гражданином при поступлении на муниципальную службу.

 К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере муниципальной службы отнесены:

1) законодательное регулирование вопросов муниципальной службы в соответствии с федеральными законами;

2) предоставление дополнительных гарантий муниципальным служащим;

3) утверждение законом субъекта РФ реестра должностей муниципальной службы в субъекте РФ;

4) установление законом субъекта РФ соотношения должностей муниципальной службы субъекта РФ и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы региона;

5) определение законом субъекта РФ типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы;

6) установление законом субъекта РФ дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), назначаемого на данную должность по контракту;

7) утверждение законом субъекта РФ типовой формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту;

8) утверждение законом субъекта РФ типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих;

9) определение законом субъекта РФ порядка и условий предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

10) установление законом субъекта РФ порядка исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, за исключением указанных в ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

11) установление законом субъекта РФ классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, а также порядка их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы;

12) регулирование законами субъекта РФ вопросов о видах поощрений муниципальных служащих и порядке их применения;

13) регулирование законами субъекта РФ отдельных вопросов денежного содержания муниципальных служащих;

14) определение законами субъекта РФ вопросов кадровой работы, за исключением указанных в ст. 28 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

15) разработка и принятие программ развития муниципальной службы субъекта РФ, установление порядка, условий и сроков проведения экспериментов в ходе реализации указанных программ;

16) регулирование законодательством иных вопросов осуществления муниципальной службы, регулирование которых не отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти, а также к собственной компетенции органов местного самоуправления.

Органы и должностные лица местного самоуправления муниципального образования, формируя свою правовую базу по вопросам организации муниципальной службы, в первую очередь, должны руководствоваться положениями Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», относящего на уровень местного самоуправления регулирование следующих вопросов[17]:

1) установление должностей муниципальной службы, в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ;

2) установление квалификационных требованиях к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (гражданской службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, на основе устанавливаемых законом субъекта РФ типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы;

3) установление дополнительных требований к кандидату на должность главы местной администрации сельского (городского) поселения, замещаемую им на срочной контрактной основе по конкурсу;

4) установление дополнительных требований к кандидату на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), замещаемую им на срочной контрактной основе по конкурсу;

5) установление права муниципального служащего на повышение квалификации за счет средств местного бюджета;

6) установление запрета муниципальному служащему в период прохождения муниципальной службы состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с действующим законодательством, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

7) установление порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы;

8) установление общего числа членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядка ее формирования представительными органами муниципального образования;

9) утверждение положения по проведению аттестации муниципальных служащих, принятого в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденным законом субъекта РФ;

10) определение размера должностного оклада, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления, устанавливаемых в соответствии с федеральным и субъектным законодательством;

11) установление гарантий, предоставляемых муниципальному служащему в виде:

· отдыха, обеспечиваемого установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени;

· выходных дней и нерабочих праздничных дней;

· ежегодного оплачиваемого отпуска;

12) определение видов поощрения муниципального служащего и порядка его применения, устанавливаемых в соответствии с федеральным и субъектным законодательством;

13) отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей, допустившего проступок, до момента решения вопроса о его дисциплинарной ответственности;

14) определение порядка ведения реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;

15) ведение кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы;

16) разработка муниципальных программ развития муниципальной службы, финансируемых за счет средств местного бюджета;

17) установление порядка образования комиссии по урегулированию конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

18) определение порядка, условий и сроков проведения экспериментов в ходе реализации программ развития муниципальной службы.

Исходя из вышеизложенного перечня, можно сделать вывод о необходимости формирования в каждом муниципальном образовании комплекса муниципальных правовых актов, регулирующих все аспекты организации муниципальной службы, базирующиеся на нормах федерального и регионального законодательства[18].

Правоприменительная практика показывает, что в состав данного перечня муниципальных правовых актов, как правило, входят: Положение о муниципальной службе, Положение о кадровой службе муниципального образования, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы, Положение о порядке проведения аттестации муниципальных служащих, Положение о порядке формирования кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы, Муниципальная программа развития муниципальной службы, положение о порядке и условиях оплаты труда муниципальных служащих, Положение о премировании муниципальных служащих, Штатное расписание органа местного самоуправления, Должностные инструкции, Правила внутреннего трудового распорядка. Однако, изучение практики правового регулирования вопросов муниципальной службы в муниципальных образованиях, свидетельствует о том, что значительное число муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы организации муниципальной службы, носят формальный характер[19].

В уставе муниципального образования, вопросы организации муниципальной службы, в обязательном порядке должны содержать нормы, связанные с определением:

· структуры формирования органов местного самоуправления;

· порядка формирования органов местного самоуправления;

· наименования и полномочий должностных лиц местного самоуправления;

· видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;

· оснований наступления ответственности для органов и должностных лиц местного самоуправления;

· порядка решения вопросов, связанных с ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования, по вопросам, отнесенным федеральным и региональным законодательством, уставом муниципального образования к его компетенции, принимает решения, устанавливающие общеобязательные правила по регулированию всех вопросов, в том числе о муниципальной службе, обеспечивающие функционирование муниципального образования.

Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая полномочия органов местного самоуправления в различных сферах общественных отношений, не определил конкретный орган или должностное лицо принимающие тот или иной муниципальный правовой акт о муниципальной службе. Поэтому такое разграничение должно быть закреплено в уставе муниципального образования.

 

Таким образом, из данной главы можно сделать вывод:

1. Правовые основы, регулирующие муниципальную службу условно можно разделить на три уровня федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный.

2. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

3. Положениями Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» разграничена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, а так же органов местного самоуправления в вопросах правового регулирования муниципальной службы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью. Муниципальная служба осуществляется только в органах местного самоуправления. Муниципальная служба осуществляется только на должностях муниципальной службы.  

Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.  

Правовые основы, регулирующие муниципальную службу условно можно разделить на три уровня федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Положениями Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» разграничена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, а так же органов местного самоуправления в вопросах правового регулирования муниципальной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: