Организационно-правовые принципы муниципальной службы

Принципы муниципальной службы – это основополагающие идеи, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

 Принципы муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты, они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы[7]. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

Принципы муниципальной службы – это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны, то есть соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

Федеральный закон «О муниципальной службе» закрепляет основные принципы организации и функционирования муниципальной службы Российской Федерации. В систему принципов муниципальной службы  входят:

1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;   

Данный принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[8]. Именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов местного самоуправления. А муниципальная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции и полномочия органов местного самоуправления, в первую очередь при реализации этих функций должна признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

2. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего,

3. профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

Муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования[9]. Закрепленный принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

4. стабильность муниципальной службы;   

Принцип стабильности муниципальной службы является необходимым условием ее функционирования и связан непосредственно со стабильностью кадров муниципальной службы. Под стабильность можно рассматривать постоянство муниципально-служебных отношений, а также определенный уровень социально-правовой защищенности муниципальных служащих. Необходимость устойчивого положения муниципальных служащих продиктована особенностями функционирования муниципальных органов и интересами местного самоуправления как такового. Одной из гарантий существования местного самоуправления является стабильность кадров муниципальной службы. Стабильность муниципальной службы достигается также посредством реализации принципа единства требований к муниципальной службе, независимо от видов муниципальных образований.

5. доступность информации о деятельности муниципальных служащих;  

Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих закрепляет обязанностью муниципальных служащих предоставлять гражданам несекретную информацию о деятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов и муниципальных служащих. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Деятельность муниципальных служащих должна быть открыта для общественного контроля, в средствах массовой информации должны демонстрироваться практика деятельности муниципальных органов, сведения о численности муниципальных служащих, материальном обеспечении и другие сведения.

6. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами проистекает из п. 1 ст. 32 Конституции РФ, которая определяет право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.[10] По сути, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие и являются представителями, проводниками интересов граждан в управлении вопросами местного значения.

7.  единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;   

Принцип единства основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы означает, что все муниципальные служащие должны подчиняться определенной системе правил, установленных законом, независимо от субъекта Российской Федерации, вида муниципального образования. Принцип единства основных требований осуществляется посредством закрепления основ организационно-правового статуса муниципальной службы, социально-правового статуса муниципальных служащих.  

8. правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих предусматривает защиту муниципальных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц[11]. Данный принцип означает, что граждане, находящиеся на муниципальной службе, имеют право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий и неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Принцип защищенности муниципальных служащих предполагает обеспечение возможностей успешного прохождения муниципальной службы, предоставление необходимых гарантий и прав, связанных с исполнение должностных обязанностей.

9. ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

           Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей отражает фундаментальную установку функционирования муниципальной службы, а именно ответственность муниципальных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих перед государством, наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования[12]. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

10. внепартийность муниципальной службы.

Принцип внепартийности призван оградить муниципальных служащих от влияния и контроля со стороны той или иной политической партии, от принуждения к членству в политической парии, от дискриминации по политическим признакам при поступлении на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться причиной для отказа в приеме на муниципальную службу. Принадлежность к той или иной политической партии не может являться основанием для увольнения муниципального служащего. Принцип внепартийности призван не допустить подбора кадров по политическим мотивам, и создания в муниципальных органах политических партий, общественных организаций или объединений преследующих политические цели. 

 

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод:

1. муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью.

2. муниципальная служба осуществляется только в органах местного самоуправления.

3. муниципальная служба осуществляется только на должностях муниципальной службы.  

4. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы.

5. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: