Глава 2. Морской круизный туризм в России

 2.1. История развития  и современное состояние российского рынка морских круизов

История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда ВАО "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю с туристами из соцстран. В 1960 г. на "Адмирале Нахимове" был организован первый круиз с советскими туристами на Крымско-Кавказской линии, а в 1962 г. на Дальнем Востоке - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" продолжительностью 20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же период морской туризм начал развиваться на Севере и Балтике.

На сегодняшний день приморские регионы страны - Дальний Восток, Север, Северо-Запад – входят в число наиболее привлекательных, с точки зрения въездного туризма, в России. Уникальная природа, редкие виды животных и птиц, огромная морская акватория…. И в то же время – неразвитая или полностью отсутствующая инфраструктура индустрии гостеприимства, короткий туристический сезон и многое другое, что препятствует массовому притоку иностранных гостей.

Ярким примером такого положения дел может служить полуостров Камчатка. На наш взгляд, неблагоприятную ситуацию в состоянии «переломить» развитие круизных маршрутов в приморских регионах, в частности, на Дальнем Востоке. Они не только наиболее эффективны с точки зрения затрат на создание необходимой инфраструктуры, но и послужат своего рода переходным этапом к развитию наземных и воздушных видов туризма. Однако в Камчатской области, так же как и в некоторых других регионах Дальнего Востока, остаются нерешенными проблемы захода зарубежных и российских кораблей с иностранными пассажирами на борту в места, наиболее привлекательные с точки зрения экологического туризма. В последние десять лет на территории Камчатской области активно развивается новый для России вид путешествий – морской экспедиционный туризм. Речь идет об иностранных пассажирских круизных судах, маршруты которых связаны с посещением особо охраняемых природных территорий.

Вполне естественно, что в сегодняшних условиях развития индустрии туризма Камчатки, Сахалина, Чукотки, Магаданской области и других регионов наиболее широкое распространение и популярность приобрели экологический туризм, а также круизные программы экспедиционного характера. Они включают посещение многочисленных уникальных природных уголков, экскурсии на резиновых моторных лодках, высадку на островах и побережье, заходы в устья рек для наблюдения за птицами и млекопитающими, изучение местной флоры и фауны. Круизных туристов привлекает уникальный животный мир Курильских, Командорских островов, побережья Камчатки, Чукотки, Магаданской области, Сахалина. Здесь во множестве встречаются киты (в том числе касатки), ластоногие - морские львы, морские котики, каланы, нерпы, моржи, а также обитатели суши - медведи, лисы, песцы и морские птицы. Иностранцев интересуют особенности жизни коренных народов Севера, полеты в Долину гейзеров, облеты вулканов, экскурсии на Авачинский вулкан, прогулки по Авачинской бухте на катере (с рыбалкой) и, конечно же, памятники истории города Петропавловска-Камчатского.

Сегодня в Петропавловский порт заходят лайнеры круизных компаний Japan Cruise Lines, Venus Cruises, Holland America, Seven Seas Cruises, Silversea Cruises. Согласно статистике, за последние 12 лет российский Дальний Восток посетили порядка 40 тыс. туристов на 110 круизных судах, маршруты которых охватывали побережье Тихого океана и Охотского моря. Этот вид туризма непонятно, какой конкретно вид? постепенно распространяется на всю прибрежную территорию Дальневосточного федерального округа. Бюджет регионов ежегодно пополняется на несколько десятков миллионов рублей, поступающих в казну государства в виде налоговых отчислений. Ежегодно доходы Дальневосточного региона от круизного туризма составляют более 5 млн. евро. Но из-за необустроенности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Камчатской области, круизные программы всякий раз оказываются буквально на грани срыва.

К сожалению, дело тут не только в финансировании. Негативно сказывается отсутствие нормативной базы, регламентирующей ответственность балансодержателей служебных объектов в пунктах пропуска за их обустройство, финансовое и материально-техническое обеспечение. Процедуры ведомственных согласований, длительные сроки согласований, административный бюрократизм чиновников разного уровня, всевозможные сборы и поборы за те или иные услуги при организации круизной программы – все это существенно влияет на согласование круизных программ и построение единой концепции развития индустрии морского туризма на Дальнем Востоке. При этом, администрации субъектов федерации (в том числе органы государственной исполнительной власти на местах, расположенные на территориях Чукотки, Камчатки, Сахалина, Охотского побережья, Курильских и Командорских островов) ставят перед собой задачу создания туристской инфраструктуры.

В конечном итоге страдают туристские фирмы, организующие работу по приему и обслуживанию круизных судов с иностранными пассажирами на борту. Ряд ключевых вопросов в регионе в принципе не разрешим без законодательной поддержки правительства РФ. Это подтверждается опытом работы многих крупных турфирм на Дальнем Востоке, среди которых «Пасифик Нетворк» (Камчатка), судоходная компания «Эрма», «АС» (Владивосток), «Моринфлот» (Сахалин, Корсаков), «Алеут» (Чукотка), пытающиеся найти пути разрешения проблем на местах вот уже на протяжении нескольких лет.

А ведь круизы могли бы стать настоящей «палочкой-выручалочкой» для региона, ведь он очень интересен круизным компаниям. В 2004 году (цифры уже устаревшие: либо найдите данные за 2008-2009 гг., либо убирайте весь абзац) только Камчатскую область посетили более 5 тыс. иностранных пассажиров круизных судов за восемь запланированных судозаходов. Это 50% всех прибывших сюда иностранных туристов. В 2005 году таких судов уже было 13. Не секрет, что для создания мощной инфраструктуры международного туризма на берегу нужны большие средства и долгое время, в то время как круизный теплоход может привезти до тысячи и более человек, обеспеченных своей гостиницей и рестораном на борту.

 

2.2. Перспективы развития рынка морских круизов в России

Необходимость более динамичного развития круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает сомнения. Страна обладает для этого уникальными возможностями: она омывается водами двух океанов и четырех морей и имеет самую протяженную береговую линию в мире.

По данным Всемирной туристической организации, в условиях экономического кризиса круизный отдых остается единственным прибыльным направлением мирового туризма. Сводки с Уолл-Стрит о росте котировок акций круизных компаний свидетельствуют о непотопляемости данного бизнеса на фоне спада в других секторах рынка туристических услуг. Предложение нужно перефразировать, чтобы оно звучало не так «журнально» «Большой взрыв» популярности круизов докатился и до России: в Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Европе пассажирский порт, построенный по последнему слову техники. На выставке Seatrade Europe 2009 в Гамбурге питерский порт «Морской фасад» победил в номинации «Лучший транзитный порт года».

Необходимость более динамичного развития круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает сомнения. Страна обладает для этого уникальными возможностями: она омывается водами двух океанов и четырех морей и имеет самую протяженную береговую линию в мире - 37 653 км,  уже говорили об этом выше! По словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, Россия «обладает колоссальной береговой линией, которая в буквальном смысле слова изобилует памятниками культуры и природными достопримечательностями, в том числе входящими в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И не использовать такой ресурс - просто очевидный грех. Санкт-Петербург, благодаря усилиям администрации и бизнеса, в частности управляющей компании «Морской фасад», сегодня стал явной круизной столицей России. И у него есть шанс в будущем стать круизной столицей Европы, хотя конкуренция очень высокая».

Порт «Морской фасад» был открыт для судоходства в мае (какого года? Наверное, 2009?). За летний сезон 28 судов, которые привезли более 245 тысяч туристов, заходили в порт 113 раз. К 2013 году в нем будет закончено строительство 6 причалов. Длина причальной стенки составит около 600 метров, что позволит принимать до 15 больших судов одновременно [].

Заходы зарубежных круизных лайнеров в новый порт города на Неве стали возможны после принятия поправок в федеральный закон «О порядке выезда и въезда в РФ», которые разрешили трехдневный безвизовый въезд в Россию иностранцам - пассажирам морских паромов и судов. Наталья Андронова, генеральный директор туроператора "Атлантис Лайн", поясняет: «С ростом потока круизных пассажиров в Санкт-Петербурге происходит экономическое развитие туристического сектора и смежных отраслей. Исследования Европейского круизного совета показали, что круизные туристы состоят на 73 процента из американцев и на 21 процент из европейцев. Центр развития туризма города Хельсинки (Финляндия) оценил расходы каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург на круизном судне, в 300 евро и выше. А это означает, что в 2012 году только от пассажиров круизных судов порта «Морской фасад» город на Неве может получить доход в размере 150 млн. евро, что составит более 2 процентов от доходной части бюджета города, принятого на 2010 год».
Большинство круизных компаний швартуют свои суда в Северной столице на 2 дня, а такой чести удостаиваются не более 10 городов мира. И это объясняется просто: в городе на Неве есть что посмотреть. Богатейшее культурное наследие и исторические памятники Санкт-Петербурга привлекают не только зарубежных туристов, но и россиян со всех уголков страны.

В настоящее время популярные морские круизы в России организуются не только по северо-западу страны, но и на Дальнем Востоке. Среди уникальных российских маршрутов: круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана - Земли Франца Иосифа и Новой Земли, на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского автономного округа с посещением острова Врангеля. Несмотря на высокую стоимость таких путешествий, эти круизы пользуются огромным спросом, и места на них заказываются заранее.

Пассажирский порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге стал для отечественных специалистов местом отработки методов приема больших круизных и паромных судов вместимостью до 5 тысяч человек. Следующий этап становления круизной индустрии в России - подготовка порта в Сочи, который после реконструкции также сможет принимать круизные лайнеры. В будущем специализированными портами, способными принимать современные круизные суда, обзаведутся Приморье и Калининград.

 

2.3. Предложения на рынке морских круизов

Яна, давайте начнем параграф так: Ситуация на рынке морских круизов показывает, что на сегодняшний день сервис на борту теплоходов меняется согласно новым потребностям клиентов. Это касается как питания, так и развлекательной и экскурсионной программ. Если раньше зачастую питание было на уровне «столовой» - то теперь всё изменилось. На рейсах продолжительностью более 5 дней предусмотрена заказная система, есть выбор из мясных, рыбных и вегетарианских блюд. Зачастую на завтрак (иногда и на обед) предлагается «шведский стол». Развлекательная программа стала более разнообразной, компании тщательно подходят к выбору артистов. Как правило, в арт-бригаду судна включены ди-джей, певица или певец, танцевальный коллектив, детский аниматор. Бывает и живая музыка на борту.

Экскурсионная программа, в подавляющем большинстве туров входящая в стоимость, тоже претерпела изменения. Всё чаще в стандартные экскурсии включается посещение новых объектов, также стали более распространены дополнительные экскурсии (приобретаются на борту за дополнительную плату), дающие клиенту разнообразие выбора.

Также стоит отметить, что в рамках улучшения сервиса у каждой компании появляются и свои «изюминки». Для качестве примера возьмем круизную компанию «Инфофлот», основанную в 2002 году. Компания имеет десять офисов продаж (4 – в Москве, 3 – в Санкт-Петербурге, 2 – в Самаре, 1 – в Нижнем Новгороде). База круизов насчитывает более 2500 рейсов в навигацию на более чем 120 теплоходах («Карл Маркс», «Космонавт Гагарин», «Анатолий Папанов», «Василий Чапаев», «Юрий Никулин» и другие). Описание теплохода Анатолий Папанов представлено в Приложении 1.

Все теплоходы, работающие на круизных маршрутах, регулярно проходят освидетельствование Российского Речного Регистра, что обеспечивает безопасность пассажиров. Это можно сравнить с ежегодным прохождением технического осмотра автомобилями.

С целью увеличения комфортности размещения туристов проводится внутренняя перепланировка, каюты с умывальниками и без удобств оснащаются санузлами. Процесс этот постоянный и ориентирован на улучшение состояния всех помещений теплоходов.

Некоторые теплоходы прошли глубокую модернизацию, например: двухпалубные – «Василий Чапаев», «Бородино», «Григорий Пирогов», «Башкортостан»; трехпалубные – «Н.А.Некрасов», «Карл Маркс», «Цезарь», «Президент», «Прикамье», «Петр Первый»; четырехпалубные – «Николай Бауман», «Михаил Булгаков», «Генерал Ватутин», «Новиков-Прибой» и другие.

На теплоходах компании «Инфофлот» можно выделить следующие особенности.

Экскурсионное обслуживание. Во время регистрации в посадочный талон, для Вашего удобства нельзя говорить «Вашего» – это не рекламный проспект, нужно исправить «для удобства туриста», или как-то по-другому, но обязательно от третьего лица! сразу вносится и номер экскурсионной группы, отдельно для автобусных и пешеходных экскурсий. Это делается для того, чтобы Вы могли без затруднения и, не тратя лишнего времени, присоединиться к экскурсоводу на берегу, или занять место в автобусе.

Дирекция круиза. В состав бригады «Инфофлота», обслуживающей Вас на теплоходе, входят: директор круиза, его помощник-администратор и помощник директора круиза по информации. Все вопросы, возникающие во время поездки, Вы можете решить, обратившись к директору круиза и его помощникам на стойке администратора.

Путевая информация. Путевая информация по маршруту на борту наших теплоходов предоставляется как в традиционной форме в виде рассказов о проходимых объектах по трансляции, так и в форме расширенных тематических бесед, на которые Вас будет приглашать помощник директора круиза по информации. Кроме этого, часть актуальной информации о маршруте может быть Вам предложена в печатной форме.

Бортовая газета и сувениры. На борту наших теплоходов ежедневно выпускается информационная газета «Вестник Инфофлота». Каждый вечер Вы будете получать свой экземпляр на следующий день, в котором сможете ознакомиться с распорядком дня, расписанием экскурсий и временем работы ресторана, анонсами всех событий и мероприятий на борту теплохода, различными интересными статьями и заметками, прогнозом погоды на ближайшее время, многой другой необходимой информацией. Кроме этого, в своей каюте Вы найдете другие нужные предметы, которые могут пригодиться в поездке, небольшие приятные сувениры от нас.

“Чай, кофе для ранних пташек”. Если Вы привыкли рано вставать, то утром, в дни без ранних стоянок в городах и в рейсах продолжительностью от 5 дней, мы предложим Вам бесплатно чай и кофе «для ранних пташек» в баре теплохода или на корме открытой палуб (примерно за два часа до завтрака). Нужно как-то переделать абзац, чтобы информация не выглядела рекламной.

Дополнительные экскурсии. В некоторых городах Вам будут предложены дополнительные экскурсии, перечень которых будет доведен до Вас в первые дни круиза. Билеты на дополнительные экскурсии можно приобрести у директора круиза.

Свежие печатные издания. После стоянок в крупных городах в читальном салоне Вы можете ознакомиться со свежими газетами и другими периодическими изданиями.

Развлекательная программа. Аниматоры и артисты на наших теплоходах сделают все для того, чтобы Вам не было скучно. Дневные и вечерние развлекательные программы, концерты, конкурсы и викторины к Вашим услугам.

В конце рейса любого из теплоходов компании «Инфофлот» туристы могут поделиться своими впечатлениями от круиза в целом, поставить оценки и прокомментировать работу отдельных служб теплохода в специальной анкете. Мнения туристов будут использованы для дальнейшего совершенствования обслуживания.

"Инфофлот" предлагает огромное разнообразие маршрутов: Европа, Средиземное море, Карибский бассейн, Азия, Южная Америка, Австралия... Традиционным спросом у российских туристов пользуются летние круизы с отправлением из С.-Петербурга. Начало круиза в российском порту - дополнительный козырь,фраза не годится, исправить! поэтому туристы охотно выбирают круизы на фьорды Норвегии или круизы вокруг Европы, например, С.-Петербург - Генуя.

Вывод по главе 2:

 

 


Заключение

Говоря о перспективах развития круизного туризма, отметим, что большинство крупных туроператоров, работающих по данному направлению, делают ставкина регионы (лучше сказать – «связывают свои надежды с регионами»). По словам генерального директора компании «ВодоходЪ» Александра Трофимова, одна из главных проблем, которая характерна для регионов, – низкая квалификация менеджеров, незнание турпродукта и специфики круизного отдыха, неумение представить его клиенту, нежелание менеджеров связываться со сложным продуктом. То ли дело Турция, когда клиент знает и сам говорит, что хочет! А в случае с круизами надо сначала самому чему-то научиться, да еще и убедить покупателя.

А ведь у круизного продукта много преимуществ, которые могут заинтересовать региональные агентства. Это удобство и простота бронирования, рентабельность, высокая возвратность туристов, значительная глубина продаж, возможность раннего бронирования круизов со значительными скидками. Кроме того, это возможность удовлетворить самые разные клиентские запросы (более 200 маршрутов по всему миру), высокое качество сервиса и многое другое.

Тем более что многие туроператоры (например, «Ланта-тур вояж») дают возможность своим региональным агентам активно продавать водные путешествия, проводя обучающие семинары и мастер-классы.

Наличие проблем на российском круизном рынке ни в коем случае не означает отсутствия перспектив развития. При росте и постоянном изменении туристского рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции российские компании сосредотачивают внимание на максимальном удовлетворении потребностей клиентов. Именно поэтому такой вид путешествий, как морские круизы нуждается в России в возрастающем числе профессионалов, понимающих проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий.

Недостаточно развернутое заключение. Добавьте сюда выводы, которые вы сделаете по каждой главе. Нужно также показать, что поставленные вами задачи в ходе работы выполнены.

 

Список литературы

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.

3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. - СПб., 2001.

4. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. - М.: Академия, 2006.

5. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.:     Финансы и статистика, 2003.

6. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004.

7. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. - М., 2002.

8. Экономика и организация туризма: международный туризм. / Под ред.

И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

9. Журнал "Туризм: практика, проблемы, перспективы". Июль 2009г. Нужно указать статью в журнале: автор, название, а затем – наименование журнала и номера страниц. Если этого нет – поставьте любой Интернет-сайт о морских круизах

 

 

Приложения

 

 

Приложение 1

Описание теплохода «Анатолий Папанов»

Комфортабельный трехпалубный теплоход проект 588 (модернизированный)

Теплоход прошел модернизацию пассажирских помещений в 2005 и 2009 году. К услугам туристов – каюты разных размеров и комфортабельности, в том числе каюты «Панорама» с видом вперед. На борту имеется ресторан, бар, салон, киноконцертный зал. Пассажировместимость теплохода – 261 человек.

Схема трехпалубного теплохода «Анатолий Папанов»

 

 

Описание кают

На теплоходе существует два вида кают: «А» – каюты с удобствами (душ, туалет, умывальник в каюте); «Б» – каюты с умывальниками. Цифра, следующая за литерой «А» или «Б», означает максимальное число мест в каюте. Дальнейшее обозначения показывают степень комфортабельности или место размещения каюты на теплоходе: «+» – каюта увеличенной площади, «к» – расположение в кормовой части теплохода, «н» – расположение на нижней палубе, (I) – на шлюпочной палубе, (II) – на средней палубе, (III) – на главной палубе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: