Глава 1. Морские круизы как перспективный вид туризма

Содержание

Введение…………………….………………………………………………….…2

Глава 1. Морские круизы как перспективный вид туризма…………………...4

1.1. Понятие и виды морских круизов……………………………….………..4

1.2. Услуги рынка морских круизов……………………………………….…..9

1.3. Статистика круизного туризма…………………………………………..12

Глава 2. Морской круизный туризм в России………………………….…….. 14        

2.1. История развития  и современное состояние российского рынка морских круизов……………………………………………………………………………14

2.2. Перспективы развития рынка морских круизов в России…….….…….18

2.3. Предложения на рынке морских круизов………...…….……………….21

Заключение………………………………………………………………….……27

Список литературы………………………………………………………………28

Приложения……………………………………………… (это последняя нумерованная страница, сами приложения не нумеруются!)

 

Введение

Курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Рынок морских круизов». (Яна, это тема статьи была «Развитие рынка морских круизов», а тема курсовой работы не менялась). Данная тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.

Целью курсовой работы является изучение рынка морских круизов. Для достижения цели хотелось бы выделить ряд задач:

1. Дать понятие морского круиза.

2. Оценить состояние и перспективы развития рынка морских круизов.

3. Выявить проблемы, стоящие перед российским рынком морских круизов на сегодняшний день.

Объектом данной работы является международный рынок морских круизов, а предметом - круизный рынок России.

Морской круиз – это путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран. В мире насчитывается более 150 морских круизных компаний - греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов, проявляющих интерес к круизам. Происходит не только количественный, но и качественный рост морских круизных перевозок и судов.

Приморские регионы России - Дальний Восток, Север, Северо-запад, Черноморское побережье - входят в число наиболее привлекательных,  с точки зрения въездного туризма, в России. Фраза повторяется в параграфе 2.1. Впредь не допускайте такого повторения! В течение нескольких лет на отечественном туристском рынке с большим успехом выполняются круизы из Сочи и С.-Петербурга. Эти программы привлекают туристов невысокими ценами и удобными трансфертами.

 

Необходимо как-то логично закончить Введение (см. Замечания)

 

 

Глава 1. Морские круизы как перспективный вид туризма

1.1. Понятие и виды морских круизов

Морской круиз – путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран [].

Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX веха, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.

Основным источником для трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 г. по 1940 г. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн. человек. Обострившаяся конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через два года авторы этой идеи основали судовладельческую компанию Р&O. В 1840 г. компания начинает групповые турпоездки по Средиземному морю. В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы.

Ведущими странами крупных путешествий стали Англия, США и Германия.

Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число крупных судов. Появление в середине - конце 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские суда, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из них были проданы и переоборудованы в круизные. В этот период возникло несколько круизных регионов, расположенных возле развитых государств: Средиземное море, Балтика, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гаваи и Карибский бассейн (США).

Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море.

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров [].

По продолжительности круизные маршруты классифицируются:

- на краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);

- среднесрочные (от 5 до 13 суток);

- долгосрочные (до 2 месяцев).

Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются следующим образом:

- standard (2* 4*);

- premium (5* 5*+);

- lux (6*).

В последнее время наметилась тенденция к строительству больших круизных судов. Самым большим круизным лайнером до последнего времени считался 17 палубный Voyager of the Sea, принадлежащий компании Royal Caribbean. Его водоизмещение составляет 142 тыс. т, количество пассажиров - 2200 туристов и 1180 членов экипажа. Уникальны размеры судна: 311 м в длину, 47 м в ширину, 70 м в высоту. Особенностью этого лайнера является то, что впервые на борту корабля построены ледовый каток и настоящая улица-променад под стеклянным куполом. В январе 2003 г. в Саутгемптоне (указать страну) был спущен на воду новый крупнейший океанский лайнер Queen Mary 2. Его водоизмещение составляет 150 тыс. т, высота от ватерлинии 70 м. Новый лайнер принял на борт 2620 туристов.

Каюты на морских круизных судах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене. Наиболее общая классификация кают:

- экономичные (каюты с искусственным освещением);

- стандартные (с окнами);

- премиум (с балконами).

Например, в круизной компании Royal Caribbean принята своя классификация кают []:

1) каюты класса люкс с видом на океан:

- R - королевские апартаменты: отдельная спальня с двуспальной кроватью, индивидуальная веранда, душ, обычные удобства, гостиная с диваном, рояль, холодильник, мини бар, столовая;

- A – "оунерс сюит": кровать большого размера, индивидуальная веранда, отдельная гостиная с диваном, холодильник, мини бар;

- АА – "роял фэмили сюит": две спальни с кроватями, гостиная с диваном, индивидуальная веранда, холодильник, две ванные комнаты;

- В – "гранд сюит": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.

- С – "супериор сюит": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;

- D – каюта "делюкс": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;

2) семейные каюты с видом на океан:

- FF – каюты большого размера, рассчитанные на размещение 6 человек;

3) каюты с видом на океан:

- F, H, I – комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном;

4) внутренние каюты:

- K, L, M, N, O, P, Q – комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном.

Важной особенностью круизных туров является организация развлечений на борту. На круизных кораблях работают различные клубы, приглашаются актеры для выступлений, проводятся шоу, действуют игорные клубы и казино. Как правило, круизный тур организован по системе "все включено", что распространяется на питание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательную программу.

Одним из преимуществ круизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах и совершать экскурсии в течение 48- 72 часов без визы. Самый большой недостаток круизов - их довольно высокая цена. Но в последнее время появились бюджетные круизные компании.

Принята следующая ценовая классификация круизных маршрутов:

- экономичные ($75—$150 на человека в сутки);

- классические ($100-$200 на человека в сутки);

- премиум ($150—$400 на человека в сутки);

- люкс ($700—$1000 на человека в сутки);

- эксклюзивные (более $1000 на человека в сутки).

Основные районы морских круизов – Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы – Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран – Испания, Франция, Италия, Греция, и стран Северной Африки – Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120- 140 дней.

 

1.2. Услуги рынка морских круизов

Символом круизного флота стали комфорт и комплексность обслуживания туристов.

Сегодня на судах уровень обеспечения туристов различными услугами может сравниться лишь с самыми дорогими курортами. Номенклатура мероприятий для достижения этого на борту отличается большим разнообразием: несколько ресторанов, индивидуальная отделка помещений и мебели, своя кухня, спортивные и оздоровительные мероприятия для различных возрастных групп, пляж во время стоянок, различные развлекательные программы, наличие казино, тематические лекции, выставки, программы для детей и подростков.

Морской круизный лайнер - это целый плавучий город в миниатюре, который принимают на свой борт от двухсот до пятисот-шестисот туристов и примерно столько же человек обслуживающего персонала и команды. Гостям корабля предоставляется возможность разместиться в комфортабельных 2-комнатных люксах и полу люксах, а также в 1-местных и 2-местных номерах со всеми удобствами и в 3- и 4-местных семейных каютах. На теплоходах созданы все условия для того, чтобы морское путешествие прошло без забот. Для путешественников работают многочисленные уютные рестораны и бары, магазины, кинозалы, музыкальные салоны и разнообразные службы сервиса. На 5-7 просторных пассажирских палубах обычно расположено несколько закрытых и открытых бассейнов, соляриев, спортзалов, саун. На все дни круиза предусмотрена разнообразная культурно-развлекательная программа. Она включает экскурсии в местах швартовки корабля, разнообразные увеселительные мероприятия, праздники и тематические дни на борту судна. В продолжение всего тура у отдыхающих практически не бывает свободного времени - так плотно составляется график. Кроме того, некоторые турфирмы организовывают специальные круизы, посвященные какой-либо отдельной профессиональной, занимательной или любой другой тематике.

Морфлот предоставляет для перевозки и обслуживания туристов суда, укомплектованные экипажем, снабженные всем необходимым и находящиеся в состоянии, соответствующем требованиям и нормам Морского Регистра. Смена постельного белья в каютах путешественников производится не реже 1 раза в 7 суток. Это входит в стоимость обслуживания.

Платными услугами, предоставляемыми туристам за наличный расчет, являются: игральные автоматы, спортивно-медицинские тренажеры, сауны, массаж, услуги парикмахерских, портных, фотографов, почты, прачечных и химчистки, продукты и товары, приобретенные в магазинах, киосках, буфетах барах, работу которых обеспечивает судовладелец, экскурсии на берегу, телефон. На заграничных участках плавания продажа продуктов и товаров в буфетах, барах, киосках производится с оплатой туристами согласно действующему Положению (какому Положению? Либо уточните, либо уберите). Бесплатно на теплоходах обычно предоставляются: медицинское обслуживание, камеры хранения (кроме автоматических), библиотека-читальня, детские комнаты, пользование салонами, внутренним телефоном, телевизорами в каютах и салонах, гимнастическими залами, бассейнами, ванными и душами, шезлонгами и циновками, постельным и банным бельем, справками справочного бюро по вопросам проезда.

На собственных судах турфирм услуги распределяются примерно так же. Туристам разрешается провозить багаж и ручную кладь в размерах, предусмотренных действующими Правилами. В период действия договора проезд и обслуживание на судне осуществляются только по туристским книжкам, выданным туристам руководителем маршрута (тура, круиза) на основании туристских путевок. Перечень бортовых услуг во многом зависит от сегмента туристов - потребителей данного тура. Например, круизы по Карибскому бассейну предпочитают молодежные семейные пары - отсюда большое количество дискотек, казино, конкурсов, типа "раскрасим корабельный холл" и др.

Организация всей культурно-досуговой, развлекательной работы в портах захода, и другие мероприятия для туристов на борту судна и на берегу, осуществляется туристской организацией, арендующей судно. Ответственным представителем туристской организации на борту судна является руководитель круиза (руководитель морского туристского маршрута, руководитель морского тура).

План мероприятий, проводимых туристской организацией на судне, согласовывается с судовой администрацией, которая оказывает содействие проведению этих мероприятий. Администрация судна предоставляет работникам туристской бригады право бесплатного пользования судовой радиотрансляционной сетью, по которой ежедневно производится трансляция передач, грамзаписей и путевой информации в течение нескольких часов в соответствии с программой и расписанием передач.

Руководителю круиза предоставляется право бесплатного пользования служебной радиосвязью по судовой радиостанции по вопросам туристско-экскурсионного обслуживания. Питание туристам предоставляется в судовых ресторанах, по стоимости, указанной в договоре, и по меню, согласованному с руководителем группы. Последний имеет право вносить изменения, в распорядок питания туристов, связанные с проведением экскурсионной программы. Основанием для расчета за питание являются акты (счета), подписанные руководителем круиза, и представителем администрации судна, согласно установленному порядку.

Питание штатных сотрудников круиза, назначенных туристской организацией, производится по рациону питания экипажа судна за наличный расчет в столовой экипажа.

 

1.3. Статистика круизного туризма

Яна, давайте начнем главу так:

Морской круизный туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире: по прогнозам экспертов, количество круизных пассажиров в 1995 году составило 6 млн, в 1997 году - 8,3 млн, в 2004 - 13,7 млн, к 2010 году их количество может превысить 17 млн человек [сделайте ссылку на любой Интернет-сайт, например,  Travel.ru]. В 2009 году круизы выбрали 19 463 403 пассажира. Средний прирост за пять лет составил 6,9%[]. Треть всех круизных путешественников отправилась на Карибы. Рост интереса к Средиземноморью также был внушительным, а летом большой популярностью пользовались Северная Европа и Балтика. В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. "Ледовые" круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление - Антарктида. Американская компания Quark Expedition организует круизы на российском ледоколе "Капитан Хлебников" по маршруту Шпицберген - Гренландия - Канада - Чукотка - Шпицберген. Стоимость "ледовых" круизов достаточно высокая - от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %, причем за счет российских туристов[].

Пассажировместимость мирового круизного флота увеличилась на 22,2% [].

По своей привлекательности одно из первых мест среди многих портовых городов Северной Европы занимает Санкт-Петербург, он принимает наибольшее количество круизных судов и пассажиров. По словам Анжело Каппуро, директора международных продаж компании Costa Cruises из группы Carnival, Санкт-Петербург входит в тройку самых популярных и интересных из 52 портов во всем мире, в которые осуществляют заходы суда компании. В течение 2010 года новый современный круизный лайнер Costa Luminosa компании Costa Cruises планирует трижды зайти в Санкт-Петербург, как сообщает собственный корреспондент Travel.ru.

Флот Costa Cruises насчитывает 14 лайнеров, совершающих круизы более чем по 250 направлениям ежегодно. Лайнер Costa Luminosa был спущен на воду в июне 2009 года в Генуе одновременно с судном Costa Pacifica. Первый раз в истории торжественная церемония крещения двух судов состоялась в один день и в одном месте, что стало основанием для внесения круизной компании и лайнеров в Книгу рекордов Гиннеса.

Costa Luminosa планирует сделать двухдневные остановки в Санкт-Петербурге во время следования по круизному маршруту, объединяющему Данию, Швецию, Финляндию, Россию и Эстонию, с отправлением из Амстердама. Анжело Каппуро сообщил, что компания Costa Cruises считает российский рынок достаточно перспективным и рассматривает в будущем возможность начала круизов по Балтийскому морю и в Санкт-Петербурге.

С 2005 по 2009 годы число российских пассажиров этой компании увеличилось на 232%. Несмотря на экономический кризис, уже сейчас число бронирований круизов Costa Cruises на 2010 год превышает аналогичные показатели 2009 года на 13%.  В 2008 году общее число туристов на лайнерах Costa Cruises составило 1,2 миллиона человек, а в 2010 году ожидается 1,5 миллиона пассажиров[].

Генеральный директор одного из крупнейших российских туроператоров по морским круизам "Атлантис Лайн" Наталья Андронова заявила на пресс-конференции (уточнить, на какой, где и когда),  что перед российскими туроператорами по морским круизам стоит задача "обратить туристов в круизную веру". В среднем из России на отдых отправляются ежегодно от 6,5 до 7,5 миллионов туристов, при этом количество круизных пассажиров составляет только десятки тысяч. Увеличить число круизных туристов может привлечение международных компаний, которые бы начинали и завершали морские маршруты в России - в частности, в Санкт-Петербурге. При этом особое значение имеет строительство и развитие инфраструктуры петербургского порта "Морской фасад".

Вывод по главе 1:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: