Финансирование вузов на основе государственных именных финансовых обязательств

 

  О проведении в 2002-2003 годах эксперимента по использованию государственных именных финансовых обязательств закончилась тем, что стоимость образования увеличилась не только из-за инфляции, но и введения новых программ обучения специалистов, предполагающих расширение спектра применения их опыта.

  Участники Всероссийского совещания образовательной общественности по реформированию экономики образования приняли перечень мероприятий в 2004 году, которые должны (по их мнению) улучшить финансирование отрасли.

  1. Мониторинг современного состояния экономики образования:

  формирование системы мониторинга экономики образования и подготовка ежегодных докладов «Экономический мониторинг экономики образования» (2004-2006 годы);

  организация государственного статистического наблюдения за финансово-экономической деятельностью учреждений образования всех уровней (2004-2005 годы).

  2. Реорганизация сети образовательных учреждений:

  реструктуризация сети сельских школ;

  подготовка доклада в Правительство России об итогах эксперимента по реструктуризации сети сельских школ (IV квартал 2004 года);

  формирование нормативно-методической базы целевого приема в средние специальные учебные заведения (II квартал 2004 г.);

  проведение эксперимента по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (2004-2005 годы);

  подготовка профессиональных кадров высшей квалификации для государственного сектора экономики и сферы управления, введение государственных субсидий в системе образования (III квартал 2004 года);

  разработка моделей нормативного финансирования образовательных учреждений в соответствии с основными направлениями реструктуризации бюджетного сектора (2004-2005 годы);

  реализация механизма целевого приема в средние специальные учебные заведения (2005-2006 годы);

  3. Реформирование системы оплаты труда в сфере образования:

  разработка схемы тарифных ставок (окладов) педагогических работников образовательных учреждений в условиях отраслевой системы оплаты труда и проведение расчетов потребности в бюджетных средствах (2-3 варианта) (IV квартал 2004 года);

  внесение предложений и вариантов перевода учителей на штатно-окладную форму оплаты труда (IV квартал 2004 года).

  4. Совершенствование системы налогообложения в сфере образования:

  подготовка предложений по совершенствованию системы налогообложения образовательных учреждений (II квартал 2004 год);

  определение налоговой базы по налогу на прибыль в части расходов на ремонт учебных зданий и сооружений;

  предоставление права покрытия убытков образовательных учреждений за счет прибыли, полученной от различных видов деятельности;

  разрешение юридическим лицам, передающим в качестве благотворительности свое имущество образовательным учреждениям, уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

  совершенствование режима налогообложения бюджетных образовательных учреждений в части введения особого порядка признания их доходов и расходов.

  5. Автономия образовательных учреждений:

  разработка предложений о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части снятия ограничений права образовательных учреждений на:

  а) открытие расчетных счетов в кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

  б) перераспределение бюджетных средств по предметным статьям и по статьям экономической классификации РФ;

  разработка предложений об изменении порядка составления смет расходов образовательных учреждений в части планирования по укрупненным предметным статьям экономической классификации РФ (II квартал 2004 года);

  разработка предложений по финансированию образовательных учреждений одной строкой (II квартал 2004 года).

  6. Реорганизация сети учреждений специального и дополнительного образования детей и подростков:

  разработка предложений по экономическому стимулированию организаций, оказывающих финансовую поддержку учреждениям дополнительного образования, детским и молодежным общественным объединениям (IV квартал 2004 года);

  внедрение в практику совместного учредительства учреждений дополнительного образования (в том числе с учетом межведомственного подхода) (IV квартал 2004 года);

  составление примерной формы учредительного договора по обеспечению деятельности учреждений дополнительного образования;

  разработка рекомендаций по привлечению средств родителей в учреждения дополнительного образования (IV квартал 2004 года);

  подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» в части обеспечения доступности, эффективности и качества содержания дополнительного образования (II квартал 2005 года).

  7. Реструктуризация начального и среднего профессионального образования:

  передача абсолютного большинства учреждений начального профессионального образования и значительной части средних специальных учебных заведений в ведение субъектов РФ (2005-2006 годы);

  разработка рекомендаций региональным органам управления образованием по обеспечению эффективной работы систем начального и среднего профессионального образования в условиях их передачи в ведение регионов (IV квартал 2004 года);

  проведение оптимизации сети средних специальных и высших учебных заведений федерального ведения с учетом регионально-отраслевого аспекта (2005-2006 годы).

  8. Реорганизация сети учреждений повышения квалификации:

  разработка предложений по оптимизации структуры образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки специалистов, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы (I квартал 2005 года).

  9. Совершенствование системы финансирования в сфере высшего профессионального образования и организации приема абитуриентов:

  проведение оценки потребностей региональных рынков труда и разработка предложений на среднесрочную перспективу по обеспечению системной координации в подготовке специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (IV квартал 2004 года);

  подготовка предложений о введении категории ведущих вузов и разработка мер по их государственной поддержке (II квартал 2004 года).

 

  В 2005-2007 годах в России будет продолжать проводиться эксперимент по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств. Такое постановление утверждено Правительством РФ. Как сообщили в Департаменте правительственной информации, целью этой акции является обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, развитие конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений и экономическое стимулирование повышения качества высшего образования.

  В течение 2002-2003 гг. планировалось отработать механизм финансирования вузов на основе государственных именных финансовых обязательств. Акция осуществлялось во взаимосвязи с экспериментом по введению единого государственного экзамена. Государственное именное финансовое обязательство является свидетельством о результатах сданного гражданином единого государственного экзамена и основанием для предоставления вузу бюджетных средств на обучение этого человека.

  В акции участвовали вузы, подведомственные Министерству образования Российской Федерации, а также подведомственные другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, имеющие государственную аккредитацию. Обязательным условием являлось участие вуза в эксперименте по введению единого государственного экзамена. На высшие учебные заведения, которые приняли участие в новой акции, не распространялось действие постановления Правительства России "О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием".

  Итоги эксперимента подведены Министерством образования РФ до 1 ноября 2004 года.

  В целях обеспечения информационного сопровождения единого государственного экзамена и вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (далее соответственно - вузы и ссузы) по результатам ЕГЭ в 2004 году продолжается апробация и опытная эксплуатация Федеральной базы свидетельств о результатах единого государственного экзамена (далее - ФБС). Для организации работ по взаимодействию с ФБС Министерство образования Российской Федерации направляет Инструкцию по работе пользователей с Федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ в 2004 году, включающую форму запроса на регистрацию в ФБС.

  Пользователями ФБС являются Минобразование России, федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем подчинении вузы, участвующие в эксперименте по введению ЕГЭ, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, региональные центры обработки информации ЕГЭ, участвующие в эксперименте по введению ЕГЭ, а также вузы засчитывающие (учитывающие) результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. Работа ссузов с ФБС в 2004-2005 году осуществляется в отдельных территориях в режиме апробации. Работы по сопровождению ФБС осуществляет уполномоченная Минобразованием России организация - Московский государственный институт электроники и математики (технический университет). Приём запросов на регистрацию осуществляется с 30.04.2004. Итоговые статистические данные о работе ФБС предоставляются заинтересованным организациям по запросу.

  В целях обеспечения эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, развития конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений и экономического стимулирования повышения качества высшего образования Правительство Российской Федерации постановило:

  1. Принять предложение Министерства образования Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о проведении в 2002–2003годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (далее именуется -эксперимент).

  2. Утвердить прилагаемое Положение об условиях и порядке проведения в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств.

  3. Министерству образования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации разработать и утвердить на период проведения эксперимента методику планирования и финансирования расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование на основе государственных именных финансовых обязательств для участвующих в эксперименте высших учебных заведений.

  Министерству образования Российской Федерации установить порядок определения размера финансового обеспечения государственных именных финансовых обязательств в зависимости от результатов единого государственного экзамена.

  4. Установить, что на высшие учебные заведения, участвующие в эксперименте, не распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 21августа 2001 г. №606 "О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,№36, ст.3565).

  5. Министерству образования Российской Федерации обобщить до 1 ноября 2004г. итоги проведения эксперимента и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.

  В 2005-2007 программа будет продолжаться, но образование будет дорожать Министерства Финансов РФ. Условия поступления абитуриентов в вузы нашей страны остались прежними, за исключением того, что облегчен отбор поступающих со стороны комиссии. Можно сказать, что качество отбора практически не пострадало.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: