Теория рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики

 

В своем первоначальном виде теория рациональных ожиданий была разработана Джоном Мутом в 1961 г. и позднее была значительно модифицирована Робертом Лукасом, впоследствии получившим за эти разработки Нобелевскую премию.

Принципиальное ее отличие от рассмотренной теории адаптивных ожиданий заключается в предположении о том, что экономические агенты не только экстраполируют свой прошлый опыт, но и заглядывают в будущее и строят предположения, исходя из имеющейся у них информации. Возвращаясь к нашему примеру, связанному с президентской гонкой, согласно рассматриваемой концепции, люди оценят возможные последствия экономической политики властей, которая уже проводиться и которая будет проводиться, и в соответствии со своими выводами скорректируют свое поведения, дабы не остаться в проигрыше.

В идеальных условиях, когда каждый субъект экономики ведет осознанную экономическую деятельность, знает макроэкономические законы и обладает полной информацией, никакие маневры в проведении фискальной или денежно-кредитной политики не вызовут изменения реального дохода, уровня производства или уровня безработицы даже в краткосрочном периоде. Действительно, если люди достоверно предсказывают последствия перемен в политике властей, о которых им всегда становится известно, то своей моментальной реакцией они нивелируют все возможные изменения в структуре экономики. В случае с инфляцией работники мгновенно потребуют роста номинальной заработной платы, тем самым не допуская даже временного падения уровня безработицы [2, c. 364].

Разумеется, в условиях реального рынка указанные выше условия полностью выполняться не могут. В экономическом обороте участвует каждый житель страны, но не все обладают достаточной квалификацией для проведения самостоятельного макроэкономического анализа. Однако теория рациональных ожиданий этого и не требует. Акцент в ней делается на том, что при возможности получить информацию о будущем экономическом положении, агент никогда от нее не откажется. Более того, люди могут целенаправленно искать информацию, предоставляемую другими источниками. И, наконец, чем более тесно работа субъекта связана с экономикой, тем больше усилий он прилагает для поиска информации для последующего прогноза. На высшем уровне принятия решений – руководители корпораций, президенты компаний и промышленных объединений – постоянно обращаются к экспертным экономическим консультациям и оценкам [6, c. 464-465].

Таким образом, даже если не все участники рынка действуют согласно концепции рациональных ожиданий, информация распространяется от активной части агентов к пассивной, порождая согласованный ответ рынка на действия властей. Возвращаясь к рис. 6, это означает, что экономика перейдет из точки А напрямую в точку С, минуя позицию В из-за мгновенной реакции субъектов экономики, которые предполагали именно такое развитие событий.

Означает ли это, что государство ничего не может изменить, используя обычные макроэкономические методы? Согласно теории рациональных ожиданий, единственно возможная ситуация, когда действия властей действительно могут на время изменить уровни выпуска и безработицы, возможна, если изменения в экономической политике будут внезапными и непредсказуемыми. В таком случае в краткосрочном периоде будут происходить те же изменения, что описаны и в концепции адаптивных ожиданий, но в перспективе итог останется таким же: увеличение инфляции без изменения уровня безработицы. Тем не менее, возможности по совершению таких неожиданных ходов у политиков весьма ограничены. Это подводит нас к сравнению выводов из теории рациональных ожиданий с основными положениями классической теории: любое вмешательство государства в рыночную экономику заранее обречено на неудачу, поскольку полученные выгоды всегда будут меньше понесенных издержек.

Однако не все экономисты соглашаются со столько резкой формулировкой. Помимо сторонников эффективности государственной политики и приверженцев концепций адаптивных и рациональных ожиданий, есть еще и так называемые «центристы», которые признают ограниченную эффективность воздействия властей на экономику. Это связано с ожиданиями субъектов экономики относительно темпов роста цен. Присутствие множества разнообразных факторов может замедлить рост цен в экономике даже при серьезных изменениях в экономической политике [4, c. 11].

К ним можно отнести:

- долгосрочные контракты

- товарно-материальные запасы

- дефицит информации

- стремление избежать издержек «меню»

Задержка, вызванная перечисленными факторами, может различаться по времени и иногда (особенно в условиях проведения неожиданной экономической политики) может охватывать значительный период времени. Поэтому речи о полной неэффективности макроэкономической политики, скорее всего, не идет.

Тем не менее, рассмотренные нами концепции ясно отображают тот факт, что в долгосрочном периоде кривая Филипса принимает вертикальный вид. Это означает, что возможности регулирования инфляции и безработицы исключительно макроэкономическими инструментами сильно ограничены. Или, если подойти с той стороны, с которой мы начинали анализ кривой Филипса, существенной обратной связи между безработицей и инфляцией в долгосрочном периоде не наблюдается.

 



Взаимосвязь инфляции и безработицы в Республике Беларусь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: