Анализ потребительских предпочтений с использованием факторного анализа

Изложенный метод будет проиллюстрирована на примере анкеты, составленной для того, чтобы выявить лояльность потребителей к торговой марке «Красный Пищевик», а также пути ее повышения. Респондентам было предложено высказать свое отношение по поводу важности для них параметров при выборе сладкого по шкале «Плохо-Хорошо». Они оценивали параметры по пятибалльной шкале: 1-плохо, 5-хорошо.

В меню факторного анализа поля тестируемых переменных мы поместили следующие переменные: вкус, цена, качество, престиж торговой марки, яркая упаковка, удобная упаковка и удобное место для совершения покупки.

Далее в опции «Дескриптивные статистики» мы оставили вывод первичных результатов, которые включают в себя первичные относительные дисперсии простых факторов, собственные значения и процентные доли объяснённой дисперсии. [17, c 14]

С помощью опции «Отбор» мы оставили здесь анализ главных компонентов, установленный по умолчанию. Количество отобранных в этом случае факторов приравнивается к числу собственных значений, превосходящих единицу.

«Вращение» - активировали метод варимакса и оставили активированным вывод повёрнутой матрицы факторов. Также организовали вывод факторных нагрузок в графическом виде.

У нас установлена «Регрессия» и «Вывод по величине».

При оценке возможности проведения факторного анализа мы оцениваем таблицу КМО and Barlett's Test.

Таблица 3.1 – Мера адекватности и критерий Барлетта

Мера выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина.

,520

Критерий сферичности Бартлетта

Прибл. хи-квадрат 298,099
ст.св. 21
Знч. ,000

Примечание – Источник: собственная разработка

Факторный анализ считается пригодным т.к. КМО равен 0, 520, что находится в промежутке (0,5;1). По Barlett's Test критерий по­казывает весьма низкую значимость (менее 0,001), из чего следует вывод о приме­нимости факторного анализа.

Таблица 3.2 - Полная объясненная дисперсия

Компонента

Начальные собственные значения

Суммы квадратов нагрузок вращения

Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный %

dimension0

1 1,850 26,427 26,427 1,829 26,126 26,126
2 1,683 24,045 50,471 1,704 24,346 50,471
3 ,979 13,988 64,459      
4 ,840 11,995 76,454      
5 ,777 11,101 87,555      
6 ,506 7,227 94,782      
7 ,365 5,218 100,000      

Примечание – Источник: собственная разработка

По таблице можно увидеть, что два собственных фактора имеют значения превосходящие единицу. Следовательно для анализа отобрано только два фактора. Первый фактор объясняет 26,427 % суммарной дисперсии, второй фактор 24,045 %.

Интерпретация факторов:

Таблица 3.3 – Матрица повернутых компонент

 

Компонента

1 2
престижТМ10.4 ,753  
удобнаяУпаковка10.6 ,718  
удобноеМестоСовПок10.7 ,638  
яркаяУпаковка10.5 ,559  
вкус10.1   ,845
качество10.3   ,811
цена10.2    

 

Примечание – Источник: собственная разработка

Таким образом, мы видим разделение наших факторов на две компоненты и связь последних с этой компонентой. Показатель «цена» имеет низкую связь со второй компонентой (<0,5), именно поэтому мы исключили из анализа и рассмотрения этот показатель. Группируя показатели и обобщая компоненты, мы поучили следующие данные: внешние показатели для покупки (название для компоненты 1) и показатели товара (название для компоненты 2)

Таблица 3.4 – Выделение факторов

Фактор 1: Внешние показатели для покупки   Фактор 2: Показатели товара  
Престиж торговой марки; Удобная упаковка; Удобное место совершения покупки Яркая упаковка   Вкус; Качество  

Примечание – Источник: собственная разработка

Данные представлены на диаграмме следующим образом:

Рисунок 4 – Диаграмма интерпретации результата

Примечание – Источник: собственная разработка в SPSS

Т.к. любой «Образ товара» у нас целостный, то важно представить взаимосвязь имеющихся данных с компонентами. Впоследствии, размещая свой товар в той или иной области, мы понимаем, какие рычаги восприятия товара являются сильными, а какие нет.

На следующих таблицах представлена матрица сопряженности нашей первой компоненты – внешних показателей для покупки – и восприятия потребителями исследуемой торговой марки и марок конкурентов.

Таблица 3.5 – Таблица сопряженности марки «Красный Пищевик» и компоненты 1

 

Внешние показатели для покупки

Итого

    1 (отсутствует) 2 (слабое) 3 (сильное) 4 (очень сильное)

КП

не знаю предприятие         57
знаю, очень нравится 2 6 25 7 40
знаю, нравится 32 22 1 34 89
знаю, безразлично 15 12 10 4 41
знаю, не нравится 2 10 30 7 49
знаю, очень не нравится 0 6 9 11 26

Итого

75 75 78 74 302

Примечание – Источник: собственная разработка в spss

 

Проводя анализ этой таблицы, можно сделать выводы о связи между восприятием предприятия и отношением к наличию внешних показателей для покупки товара. Например, те, кому предприятие не нравится, имеют сильное отношение к внешним показателям для покупки - престижу, упаковке и месту совершения покупки. Возможно, именно эти факторы определили принадлежность этих потребителей к группе с отрицательным отношением к марке. Далее приведена таблица основного конкурента по продукции – фабрики «Красный Мозырянин». Проводя сравнительный анализ этой таблицы и предыдущей, можно выделить, что те, кому «не нравится» и «очень не нравится» предприятие «Красный Пищевик» имеют «сильное» и «очень сильное» отношение к внешним показателям для покупки. У предприятия «Красный Мозырянин» эти данные выражены в гораздо меньшей степени. Это, естественно, усиливает их весомость при формировании и развитии бренда.

Таблица 3.6 - Таблица сопряженности марки «Красный Мозырянин» и компоненты 1

 

 

Внешние показатели для покупки

Итого

1 (отсутствует)   2 (слабое) 3 (сильное) 4 (очень сильное)

КРмозырянин

0         44
знаю, очень нравится 19 18 13 6 56
знаю, нравится 25 14 13 24 76
знаю, безразлично 19 18 28 31 96
знаю, не нравится 3 4 10 0 17
знаю, очень не нравится 1 6 0 6 13

Итого

75 75 78 74 302

Примечание – Источник: собственная разработка в SPSS

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: