где
- коэффициент запаса торможения.
Согласно (2) с.10
. При двух и более тормозах
. Если имеем два и более приводов с двумя тормозами каждый, то
. Тормоз выбирают по условию
, где
– максимальный тормозной момент по каталогу.
Тормозной момент
,
| Вариант | , нм
| Тормоз регулировать на момент, нм |
| 6.1-1 |
|
|
| 8.1-1 |
|
|
| 6.10 |
|
|
| 8.10 |
|
|
| 6.2-4 |
|
|
| 8.2-4 |
|
|
Для всех вариантов выбираем тормоз типа ТКГ-200 с тормозным моментом
. Масса тормоза 38 кг.
КОМПОНОВКА МЕХАНИЗМА
Для сравнения металлоёмкости вариантов механизма подъёма заносят их характеристики в табл.5.
Таблица 5
| Вариант | 1-1 (300) | 1-1 (350) | 10 (300) | 10 (350) | 2-4(250) | 2-4(300) | 2-4(350) | |||||||
| Тип двигателя | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 |
| Масса редуктора | 138 | 210 | 138 | 210 | 86 | 138 | 210 | |||||||
| масса двигателя | 115 | 195 | 115 | 195 | 115 | 195 | 115 | 195 | 115 | 195 | 115 | 195 | 115 | 195 |
| масса тормоза | 38 | |||||||||||||
| ½ суммарной массы | 291 | 371 | 363 | 443 | 291 | 371 | 363 | 443 | 239 | 319 | 239 | 371 | 363 | 443 |
Очевидно, что применение восьми полюсного электродвигателя не рационально, поэтому исключаем эти варианты.
Необходимо, чтобы размер соседства электродвигателя и барабана
удовлетворял условию
мм,
где
– суммарное межосевое расстояние редуктора;
– габаритный размер электродвигателя;
– размер от оси вращения барабана до наружного конца шпильки крепления каната, получен конструктивно из чертежа в стандарте. Если
, то принимают редуктор с большим значением 
| Вариант | А1, мм |
| 1-1.300 |
|
| 1-1.350 |
|
| 10.300 |
|
| 10.350 |
|
| 2-4.250 |
|
| 2-4.300 |
|
| 2-4.350 |
|
Для вариантов 1-1.300; 10.300; 2-4.250 и 2-4.300 условие соседства не выполняется. Исключаем эти варианты.
УСЛОВИЯ СОСЕДСТВА ТОРМОЗА И БАРАБАНА
Для возможности установки тормоза необходимо, чтобы размер соседства тормоза и барабана
удовлетворял условию
мм
где
– модуль зубчатого венца;
– число зубьев венца по справочнику;
– размер от
оси вращения барабана до крайней точки зубчатой ступицы, получен конструктивно из чертежа,
– диаметр тормозного шкива;
– размер от оси вращения тормозного шкива до наружней поверхности рычага тормоза, получен конструктивно.
| Вариант | , мм
|
| 1-1.350 |
|
| 10.350 |
|
| 2-4.350 |
|
Все варианты проходят по размеру A2.
Таким образом, все варианты свелись к применению шестиполюсного электродвигателя, редуктора Ц2-350 и барабана диаметром 200 мм.
РАСЧЕТ КОЛЕИ ТЕЛЕЖКИ
Если диаметр барабана (200 мм) превышает диаметр делительной окружности зубчатого венца редуктора (240 мм) более, чем на 40%, т.е.
,
то барабан будет бесступенчатым. В нашем случае для всех вариантов неравенство не выполняется, значит барабаны будут иметь ступенчатый вид.
| Вариант |
|
| 1-1 | 200<1,4·6·40=336 |
| 10 | 200<1,4·6·40=336 |
| 2-4 | 200<1,4·6·40=336 |
Так как колея параллельна оси барабана, то ее ширина определяется по следующей формуле:
,
где
¾ межосевое расстояние редуктора;
¾ минимально допустимый зазор между двигателями.

Вариант с применением промежуточного вала отклоняется, т.к. он не значительно уменьшит колею, но серьезно увеличит длину тележки, что резко уменьшит полезную площадь обслуживания мостового крана.
ВЫВОДЫ
1. Для грузоподъемности 8,0 т кратность 2 и 3 неприемлема, т.к. диаметр барабана составляет менее 160 мм, а длина барабана более чем в 6 раз превышает его диаметр. Наиболее приемлем вариант с кратностью
, т.к. в этом случае барабан имеет минимальную длину и наибольший диаметр.
2. Использование восьмиполюсных двигателей нецелесообразно в связи с увеличением массы двигателя по сравнению с шестиполюсными.
3. Наиболее приемлем вариант 6.1-1.350 (без промежуточного вала) с диаметром барабана 200 мм, т.к. он обеспечивает максимальную площадь обслуживания.
, нм






