Организация транспортного хозяйства

Современное машиностроительное производство связано с перемещением больших объемов материалов, полуфабрикатов, оснастки, оборудования, отходов производства и других грузов.

По сферам протекания транспортных процессов транспорт подразделяется на внешний, межцеховой и внутрицеховой.

Внешний транспорт перевозит грузы на предприятия и с предприятий по внешнему кооперированию, снабжению и сбыту продукции, а также между складами предприятий и товарными станциями железных дорог.

Межцеховой транспорт выполняет перевозки между отдельными цехами, производствами (цеховыми складами) и складами.

В качестве внешнего и межцехового транспорта чаще всего используются железнодорожный и автомобильный, а также тракторы и тягачи с прицепами. Для организации межцеховых перевозок используются и электро - и автокары, а также погрузчики разного вида и назначения.

Внутрицеховой (внутрискладской) транспорт обеспечивает перемещение грузов в пределах цехов и отдельных складов. Внутрицеховой транспорт подразделяется на общецеховой и межоперационный. Общецеховой обеспечивает связь между отдельными участками, цеховыми складами и технологическими линиями, а межоперационный - между отдельными рабочими местами.

Для внутрицеховых перевозок используется транспорт как прерывного (циклического) действия (авто - и электрокары и соответствующие погрузчики, различного рода подъемники и краны, ручные тележки, передвижные стеллажи, аккумуляторные тележки), так и непрерывного (подвесные и напольные конвейеры, скаты, а также трубопроводный транспорт, в частности пневмопроводы).

Рациональная организация и планирование перевозок строятся на основе изучения грузооборота и грузопотоков в масштабе предприятия и его отдельных цехов и складов. Под грузооборотом понимается общее количество грузов, перемещаемое в единицу времени, например, в течение смены суток, месяца, года (на заводе, в цехе, на складе и др.).

Грузовым потоком называется объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами. Грузооборот представляет сумму отдельных грузопотоков. Размеры грузопотоков определяются по производственным заданиям и нормам расхода материалов, полуфабрикатов и нормам технологических отходов. (В единичном и мелкосерийном производстве фактические размеры грузовых потоков целесообразно устанавливать путем специального обследования, которое основывается на регистрации объемов грузов по прибытию и отправлению и последующей статистической обработке полученных данных).

Данные по грузообороту и грузовым потокам предприятия и отдельных цехов, используемых для определения потребности в транспортных средствах, обычно представляются в форме шахматной таблицы, где приводятся сведения по грузообороту предприятия без распределения грузовых потоков по видам грузов. С помощью шахматных таблиц проверяют расчеты по определению размера грузооборота на основе баланса прибытия и отправления грузов и учета невозвратных потерь. По данным шахматных таблиц, планировок цехов и генеральным планом предприятий составляют схемы (диаграммы) грузопотоков. Анализ этих схем способствует выявлению и ликвидации нерациональных перевозок, достижению прямоточности в передвижении грузов. Особо важное значение точности разработки шахматных таблиц и схем грузопотоков придается при проектных работах по реконструкции транспортно-складского хозяйства предприятия, когда приходится решать задачи определения потребности и вида транспортных средств.

По грузообороту и грузовым потокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, размеры погрузочно-разгрузочных фронтов.

Маршрут односторонний

Рассчитаем время пробега автомобиля в одну сторону по формуле:

 

Тпроб. =L: V ср(23)

 

где L - расстояние между двумя пунктами маршрута, м.;

V ср - средняя скорость движения транспортного средства, м/мин.;

 

Т проб = мин.

 

Длительность одного рейса определяем по формуле:

 

Тр=2Тпроб. +tз +tp (24)

 

где t з и t p - соответственно время на одну погрузочную и разгрузочную операции за каждый рейс, мин.

 

Т р = 2 * 10 + 35 + 20 = 75 мин.

 

Эффективный фонд времени работы единицы транспортного средства составляет:

 

F э = 255 * 8 * 0,93 = 1897 ч.

 

Расчетное (необходимое) число автомашин определяем по формуле:

 

Кт.с = (25)

 

где:

Nj - количество изделий j-го типоразмера (наименования), перевозимых в течение расчетного периода, шт.;

Q шт j - масса единицы изделия j-го типоразмера, (кг,т);

q - грузоподъемность единицы транспортных средств, (кг,т);

Кис - коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

Fэ - эффективный фонд времени работы единицы транспортного средства для одноместного режима, ч.;

К см - число рабочих смен в сутки;

L - расстояние между двумя пунктами маршрута, м.;

V ср - средняя скорость движения транспортного средства, м/мин.;

t з и t p - соответственно время на одну погрузочную и разгрузочную операции за каждый рейс, мин.;

н - номенклатура транспортируемых изделий (число типоразмеров изделий).

 

К т. с. р. =


 

Принимаем К т. с. пр. = 1 машине.

Число рейсов, совершаемых транспортными средствами за сутки, рассчитываем по формуле:

 

Р = (26)

 

где:

kв - коэффициент использования фонда времени работы транспортного средства;

t см - продолжительность смены (ч., мин.)

 

Р = рейсов

 

Массу груза, перевозимого за одни сутки, определяем исходя из формулы:

 

Qс = (27)

 

где:

Qr - годовой грузооборот на данном маршруте, кг (т);

Д р - число рабочих дней в году;

kн - коэффициент неравномерности перевозок (принимается kн = 0,85).

 

Qс = т.

 

Производительность автомашины рассчитываем по формуле:


 

П = Qсм: Р(28)

П = 46,1:12 = 4,0 т/рейс.

 

Коэффициент загрузки транспортных средств рассчитываем по формуле:

 

К з. т. с. = К т. с. пр. = 0,37:1 = 0,37

 

Маршрут кольцевой с возрастающим грузопотоком

Необходимое количество электрокаров определяем по формуле:

 

К т. с. = (29)

 

где:

L' - длина всего кольцевого маршрута, м.;

Кпр - число погрузочно-разгрузочных пунктов.

 

К т. с. =

 

Принимаем К т. с. = 4 электрокара.

Коэффициент загрузки оборудования рассчитываем исходя из формулы:

 

К з. т. с. = К т. с. расч:К т. с. пр = 3,5:4 = 0,87

 

Число рейсов за сутки определяем исходя из формул:

Р=

 

Принимаем Р = 6 рейсов.

Необходимое число конвейеров определяем по формуле:

 

Кш = (30)

 

где:

Qс - суммарный транспортируемый груз в течение суток, Т;

lо - шаг конвейера (расстояние между двумя изделиями), м;

3,6 - постоянный коэффициент;

Qшт - масса (вес) одного транспортируемого изделия, кг;

V - скорость движения конвейера, м/с;

qn - нагрузка (масса груза) на 1 n. м. конвейера, кг

 

Qс = =

Кш =

 

Принимаем К ш = 1 конвейер.

Пропускную способность конвейера рассчитываем по формуле:

 

qч = 3,6 Qшт pV / lо,(31)

 

где:

q n - масса груза, приходящаяся на 1 погонный м длины конвейера, кг/м;

р - величина транспортной партии, шт.;

Q шт. - масса (вес) одного транспортируемого изделия, кг.

 

qц = 3,6 * 5,0 * 1 * т/ч.

 





Заключение

 

Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами и бесперебойная производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечиваются не только рациональной организацией основных технологических процессов, но и высоким уровнем технического обслуживания основного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.

Производственная инфраструктура предприятия - это комплекс подразделений и служб, главная задача которых сводится к обеспечению нормального функционирования (без перерывов и остановок) основного производства и всех сфер деятельности предприятия. К ней относятся инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и другие хозяйства, а также службы материально-технического обеспечения, внешней кооперации, маркетинга, технического контроля качества продукции, метрологии и патентоведения, подготовки производства новой продукции, лабораторных испытаний, планирования и учета, кадровой и финансовой деятельности, сбыта готовой продукции и т.п.

Техническое обслуживание - это комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования и обеспечению его технических параметров в процессе эксплуатации.

Работы по техническому обслуживанию производства на предприятиях выполняются вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами производственного назначения.

Использование современных технологий и высокопроизводительного оборудования в производственном процессе усложняет работы, связанные с обслуживанием, ремонтом и модернизацией техники, повышает значение инструментального обслуживания, приводит к увеличению потребности в различных видах энергии. При этом растут внутризаводской и внешний объемы перевозок грузов, и возникает необходимость их хранения, учета и распределения между подразделениями предприятия.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению параметров технической характеристики оборудования и обеспечения дальнейшей его эксплуатации.

Поэтому для большинства предприятий машиностроения и металлообработки наиболее важными подразделениями вспомогательных производств и всей системы технического обслуживания являются ремонтное, энергетическое, инструментальное и транспортное хозяйства. Организация их работы непосредственно влияет на показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия и качество выпускаемой продукции, однако имеет свою четко выраженную специфику.

После того как мы рассчитали показатели по каждому подразделению вспомогательного производства мы имеем следующую информацию:

Ремонтное хозяйство:

Ø длительность межремонтного цикла для легких и средних металлорежущих станков составила – 13440 часов или 3 года или 36 месяцев.

Ø длительность межремонтного периода равна 4 месяца.

Ø общая среднегодовая трудоемкость ремонтных работ составила 3598 часов, из них: слесарные работы – 2444 ч.; станочные - 1052 ч.; прочие – 103 ч.

Ø общий годовой объем работ по межремонтному обслуживанию составляет – 1178 часов, из них: слесарные – 628 ч.; станочные – 190 ч.; смазочные – 314 ч.; шорные – 46 ч.

Ø общее количество ремонтных рабочих равно 2 человека.

Ø количество рабочих, необходимых для обслуживания оборудования составляет 2 человека.

Ø потребность цеха в материалах для ремонтных нужд составляет 603кг.

Ø балансовая стоимость оборудования–62272,5 грн.

Энергетическое хозяйство:

Ø количество топлива, которое предприятие расходует на производственные нужды равно 6,2тыс.т. условного топлива.

Ø расход топлива для отопления производственных, административных и других зданий составляет 1,3 т. усл. топлива.

Ø величина потребности цеха в сжатом воздухе за год составляет 232923 м3.

Ø величина потребности воды для приготовления охлаждающей эмульсии составляет – 18,73 м3.

Инструментальное хозяйство:

Ø потребное количество режущих инструментов составляет - 2190 шт.

Ø число рабочих мест на каждой операции – 2 рабочих места.

Ø количество инструментов, находящихся на рабочих местах составляет 42 шт.

Ø количество инструментов, находящихся в ремонте, заточке и на проверке равно – 24 шт.

Ø количество инструментов, находящихся в инструментально-раздаточной кладовой равно 100 шт.

Ø цеховой оборотный фонд режущего инструмента равен – 166 штук.

Транспортное хозяйство:

Односторонний маршрут:

Ø время пробега автомобиля в одну сторону составляет – 10,0 мин.

Ø длительность одного рейса составляет – 75 мин.

Ø необходимое количество машин для данного маршрута составляет - 1 автомобиль.

Ø 12 рейсов в сутки совершает автомобиль.

Ø масса груза, перевозимого за одни сутки составляет 46,1 т.

Ø коэффициент загрузки транспортного средства равен 0,37.


Список использованной литературы:

1. Економіка підприємства: Навч. посіб. /За ред. А.В. Шегди.-К.: Знання, 2005.-431 с.

2. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. д.э.н., проф. Л.Г. Мельника.-2-е изд., испр.- Сумы: ИТД ”Университетская книга “, 2003.-638с.

3. Организация производства./ А.С. Курочкин - К.: МАУП, 1997 г.

4. Основи організації виробництва Підручник під ред. Н.А. Гегина.- Самара: СГЭА, 1999.

5. Економіка підприємства: Підручник / Зааг. ред. С.Ф. Покропивного.- Вид.- 3-тє, без змін-К.: КНЕУ, 2006.-528 с., іл.

6. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения/ Разумов И.П., Глаголева Л.А., Ипатов М.И., Ефимов В.П. – М.: Машиностроение, 1982.-544с.

7. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. Практикум.- М.: ИНФРА, 2001.

8. Климов А.Н., Оленев И.Д., Соколицын С.А.Организация и планирование производства на машиностроительном заводе.-Л.:Машиностроение, 1998.- 462с.

9. Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия./ А.В. Антонец, Н.А. Белов, С.М. Бухкало и др.; по ред. С.М. Бухкало. - 2-е издание, перераб. и доп. - К.: Высш. шк. 1998 г.

10.Организация и планирование машиностроительного производства / Под ред. М.И. Ипатова, В.И. Постникова, М.К. Захаровой.- М.: Высшая школа,2001.- 368с.

11.Летенко В.А., Туровец О.Г. Организация машиностроительного

производства: Теория и практика.- М.: Машиностроение, 1997.-208с.

 





double arrow
Сейчас читают про: