Гидрологические условия

  Лесной питомник следует располагать вблизи водного источника или в местах, где можно устроить водоем. Вода должна быть пресной или с небольшим содержанием водно-растворимых солей. Не допускается закладывать лесные питомники на участках с засоленными почвами, в которых содержание ионов СО2 превышает 0,02 %, ионов НСО3 — 0,12%, ионов С1 — 0,03%, ионов Ma, и Мg — 0,05%,а также на участках с минерализацией грунтовых вод, превышающей 3 г/л при содержании ионов С1 менее 1 г/л.

Оптимальная глубина залегания грунтовых вод для:

· песчаных почв не менее 1 — 1,5 м,

· супесчаных — не менее 2,5 м,

· суглинистых — не менее 3 — 4 м.

 Нельзя закладывать лесные питомники на участках с близким (менее 1 м) залеганием грунтовых вод, на пойменных, затопляемых участках, а также на участках с длительным застоем дождевой и талой воды и с близким залеганием плотных ортзандовых прослоек (менее 0,5 м от по­верхности). На таких участках рост саженцев нередко затягивается до глубокой осени, растения плохо вызревают, что делает их малоустойчивыми к повреждениям низкими температурами. На сырых участках задерживаются проведение ранневесенних: посева и посадки, а также осенняя выкопка и другие работы. Посадочный материал на сырых участках имеет слабо разветвленную корневую систему, плохо приживается при пересадке, чаще поражается различными заболеваниями.

Почвы.

 Участок, предназначенный под питомник, должен иметь почвы достаточно плодородные (с содержанием гумуса не менее 2%),глубокие, структурные, хорошо дренированные, свежие, легкие и средние по механическому составу.

 Непригодны для закладки лесного питомника почвы: бедные, песчаные, легко развеваемые ветром, каменистые или подстилаемые на не большой глубине щебенистым или меловым грунтом, заболоченные и торфянистые, оплывающие, сильнооподзоленные, глинистые и тяжелые глинистые почвы. Следует также избегать пылеватых почв и почв с близким залеганием водонепроницаемой подпочвы.

Для всех этих типов почв требуется предварительное внесение в течение ряда лет значительного количества органического удобрения и окультуривание. Нельзя закладывать питомники на сильнощелочных (рН более 8) почвах без предварительного гипсования и на слишком кислых почвах (рН менее 4,5) без предварительного известкования.

Лучшие почвы для выращивания посадочного материала:

1. в лесной зоне — слабооподзоленные и дерновоподзолистые свежие супесчаные и легко­суглинистые почвы с содержанием гумуса в верхнем горизонте не менее 2 %;

2. в лесостепной зоне — серые и темно-серые легкосуглинистые и суг­линистые лесные почвы, черноземовидные супеси, выщелоченные черноземы;

3. в степной зоне — черноземы и лугово-черноземные легкого механи­ческого состава, а в подзоне сухой степи — южные черноземы, темнокаштановые легкого механического состава без признаков солонцеватости и солончаковатости, светло-каштановые слабосолонцеватые и лугово-каштановые слабозасоленные почвы;

4. в зоне полупустыни и пустыни — наименее засоленные светло-каштановые и лугово-каштановые почвы легкого механиче­ского состава с пятнами солонцов не более 3—5 %.

Во всех случаях при выборе участка под питомник следует помнить, что успех выращивания посадочного материала во многом определяется в самом начале организации питомника и связан с водным режимом почв выбранного участка и их плодородием.

Растительность.

Лесные питомники рекомендуется закладывать на больших полянах или на вырубках, окруженных редким древостоем. Причем составляющие этот древостой породы не должны являться промежуточными хозяевами вредителей и болезней, поражающих посадочный материал, и не должны быть зараженными щитовками и тлей.

Для защиты лесных питомников от сухих юго-восточных и холодных северных ветров необходимы древостой или специальные лесные посадки с этих сторон питомника на расстоянии, равном двойной или тройной высоте деревьев. При закладке питомников рекомендуется избегать по возможности площадей, засоренных злостными корнеотпрысковыми и корневищными сорняками, такими, как осот розовый, осот желтый, молокан, горчак, вьюнок полевой, пырей ползучий, острец, свинорой и др., так как борьба с ними требует много времени и сил.

 

Структура питомника

Структура лесного питомника - это наличие частей, отделений и участков питомника.

Для организации разнообразного посадочного материала в питомнике (по классической схеме) могут быть организованы следующие хозяйственные части:

Продуцирующая часть лесного питомника - отделения лесного питомника, предназначенные для выращивания посадочного материала.

В продуцирующую часть лесного питомника входят посевное, школьное, маточное и прививочное отделения и отделение закрытого грунта.

Вспомогательная часть лесного питомника - отделения лесного питомника, предназначенные для обслуживания продуцирующей части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций.

К вспомогательной части лесного питомника относят дендрологический участок, защитные полосы, хозяйственный участок, живая изгородь, дороги, водоемы, опытный, резервный участок.

Отделение лесного питомника - участок продуцирующей части лесного питомника, предназначенный для выращивания однотипного посадочного материала.

Посевное отделение лесного питомника - часть площади лесного питом­ника, предназначенное для выращивания саженцев деревьев и кустарников.

Школьное отделение лесного питомника - часть площади лесного питом­ника, предназначенная для выращивания саженцев деревьев и кустарников.

В крупных постоянных питомниках школьное отделение может включать три школы. В первой школе саженцы выращивают 2-4 года. Эта школа может быть представлена уплотненной школой, школой по выращиванию саженцев хвойных пород для лесных культур или школой кустарников. Во второй школе выращивают саженцы более крупных размеров - 6-8 летнего возраста. Сюда пересаживают саженцы из первой школы и доращивают 2-4 года. В третьей школе выращивают крупномерные саженцы - 11-12 летнего возраста, пересажи­вая их из второй школы в возрасте 6-8 лет.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении опре­деляется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выра­щивают в течение 2-4 лет, а для озеленения - 6-12 лет (деревья) и 2-3 года (кус­тарники). Размеры выпускаемого посадочного материала из школы должны со­ответствовать показателям действующих ГОСТов и технических условий.

Саженцы выращиваются из сеянцев окулянтов, черенков или укорененных черенков.

В школьное отделение могут входят древесно-кустарниковая (декора­тивная), комбинированная, уплотненная и плодово-ягодная школы, школа че­ренковых саженцев, участки черенкования и зеленого черенкования.

Древесно-кустарниковая школа - часть школьного отделения лесного пи­томника, предназначенная для выращивания из сеянцев декоративных саженцев для озеленения.

Комбинированная школа - древесно-кустарниковая школа, в которой чере­дуются по заданной схеме ряды древесных и кустарниковых пород с целью по­вышения выхода посадочного материала.

Уплотненная школа - часть школьного отделения, предназначенная для выращивания по уплотненной схеме хвойных саженцев для лесовосстановления и защитного лесоразведения.

Плодово-ягодная школа - часть школьного отделения, предназначенная для выращивания саженцев садовых культур из сеянцев, окулянтов, черенков и укорененных черенков.

Школа черенковых саженцев - часть школьного отделения лесного питом­ника, предназначенная для выращивания черенковых саженцев.

Участок черенкования - часть школьного отделения, предназначенная для укоренения одревесневших черенков.

Участок зеленого черенкования - часть школьного отделения, предназна­ченная для укоренения зеленых черенков.

Прививочное отделение лесного питомника - отделение, предназначенное для прививки древесных и кустарниковых пород.

Маточное отделение - часть площади лесного питомника, предназначен­ное для выращивания маточных деревьев и кустарников с целью получения от них вегетативного и семенного материала.

Выращивать лесной посадочный материал будем проводить в открытом грунте, т.е. выращивать сеянцы и саженцы на полях лесного питомника.

В состав лесного питомника может входить отделение за­крытого грунта предназначенное для выращивания посадочного материала в теплицах, оранжереях.

Дендрологический участок лесного питомника - часть площади лесного питомника, предназначенная для создания коллекции ценных местных и интродуцированных видов, форм и гибридов деревьев и кустарников.

Хозяйственный участок лесного питомника - часть площади лесного пи­томника, предназначенная для размещения компостника, прикопчника, запасов торфов и ор­ганических удобрений, ледника, склада и других производственных и бытовых зданий и сооружений с прилегающей территорией.

Живая изгородь - плотная полоса из колючих деревьев или кустарников с плотными, сомкнутыми, густыми, облиствленными на всю высоту кронами.

Защитная полоса - защитная полоса из нескольких рядов деревьев и кус­тарников, размещенная по периферии или границам полей лесного питомника, предназначенная для снижения скорости ветра и предотвращения иссушения и выдувания почвы.

Дорожная сеть лесного питомника - система дорог, предназначенная для проезда машинно-тракторных агрегатов, подвоза (вывоза) материалов и т.п.

Ширина дорог с учетом разворотной полосы: центральной - 10-12 м, ок­ружных - 6-8 м. Ширина дорог между отделениями питомника должна состав­лять 3-4 м, между севооборотами и полями севооборотов 2-3 м. Дороги между отделениями, севооборотами и полями должны располагаться на расстоянии 30-50 м одна от другой.

Разворотная полоса - полоса для разворота машинно-тракторных агрега­тов. Разворотная полоса совмещается, как правило, с центральной или окруж­ной дорогами. Наглядно схема питомника приведена на Рисунке 2

 

 

Рис.2. Схема структуры лесного питомника.

Структура продуцирующей части питомника, в развернутом виде и указанием сроков выращивания, для каждой породы показаны в таблице 8.

 

Порода

Посевное отделение

Школьный отдел

Плодово-годная школа

Маточники

школа черенковых саженцев

отделение зеленых черенков

Отделение укоренения черенков

Открытый грунт

Закрытый грунт

Уплотненная школа

Древеснокустарниковая школа

Комбинированная школа

Прививки

Отдел формирования

Маточный сад

Маточные плантации

I II III
Сосна обыкновенная 2 1 4                      
Ель сибирсккая 2   4                      
Лиственница 2   4                      
Берёза повислая 2   3                      
Дуб черешчатый 3     4 4                  
Клён ясенелисный 2   3                      
Липа мелколистная 2     4 4                  
ТопольБальзамический 2                   + 2   1
Яблоня сибирская 2     4       +            
Жимолость татарская 2     2                    
Кизильник блестящий 2     2                    
Яблоня уралец               + 2 +        
Смородина чёрная                 2 +       1
Крыжовник Русский 2               2          

Структура продуцирующей части питомника                                                                              Таблица 10.

Севообороты

Основа севооборотов в посевных отделениях питомников лесной зоны — паровые поля, которые могут быть представлены чистым или сидеральным паром. Производственный опыт питомников, расположенных в степной и лесостепной зонах, показал возможность использования в севооборотах за­нятых паров с посевом однолетних и многолетних трав. Однако здесь надо иметь в виду, что посевы многолетних трав с запашкой их осенью после двух лет пользования (без пара) не дают эффекта. Это объясняется тем, что многолетние травы сильно иссушают почву и за счет осенне-зимних осадков влажность почвы не восстанавливается. Кроме того, поднятый осенью пласт к весне имеет еще много неразложившихся корней и узлов кущения, кото­рые мешают посеву семян и уходу за посевами, а при отрастании увеличи­вают засоренность почвы. Положительное влияние многолетних трав на накопление в почве органических веществ и восстановление структуры про­исходит при выдерживании пласта под чистым паром (степная зона) или под занятым паром — бахчевые культуры (южная лесостепь).

В питомниках лесостепной зоны в районах с достаточным увлажнением можно обойтись и без пара. В этом случае пласт многолетних трав подни­мают не осенью, а в первой половине лета, после первого укоса трав. После снятия трав проводят лущение, а через месяц (или осенью) — основную вспашку.

В каждом конкретном случае для питомников севооборот разрабатывают на месте с учетом хозяйственной целесообразности и естественных условий района (климата, физических и химических свойств почвы, ее засоренности, степени увлажнения и др.). Для лесной зоны наставлением по выращива­нию посадочного материала рекомендуется трёхпольный севооборот при выращиваний двух летних сеянцев по схеме: 1-е поле - чистый удобренный или сидеральный пap, 2-е поле — 1-летние сеянцы; 3-е поле — 2-х летние сеянцы;

 4-е поле - 3 летние сеянцы. Аналогичные севообороты могут быть применены в небольших посевных отделениях мелких питомников лесостепной и степной зон.

В трёх- и четырёхпольных севооборотах в ряде случаев паровое поле можно делить пополам и содержать одну часть по чистым, а другую под сидеральным паром. В дальнейшем посевы размещают на паровых участках в зависимости от биологических особенностей растений. По чистому пару высевают ель, сосну, лиственницу, берёзу, бузину, вяз, жимолость, липу, облепиху, тополь и др. По сидеральному пару высевают боярышник, клён, кедр, дуб, каштан, лох, лещину и др.

Для постоянных питомников лесостепной и степной зон рекомендуется шестипольный севооборот по схеме: 1-е поле — чистый удобренный пар; 2-еполе - 1-летние сеянцы; 3-е поле - 1-летние и 2-летние сеянцы; 4-е поле - сидеральный пар; 5-е поле - 1-летние сеянцы; 6-е поле - 1-летние и 2-лет­ние сеянцы.

Во всех лесорасти­тельных зонах в качестве сидерата целесообразно применять вико-овсяные смеси с горохом. Кроме того, в зоне хвойных лесов высокие урожаи зеленой массы дает люпин узколистный в лесостепи — люпин желтый и кормо­вые бобы; в степи - горчица, фацелия; в сухой степи - чина посевная, тригонелла и др.                              

В посевных отделениях питомников, расположенных в лесостепной и степной зонах, севообороты могут включать не только сидеральные, но и за­нятые пары. Ф. А. Павленко для посевного отделения питомника, распо­ложенного в лесостепи, рекомендует применять восьмипольный севооборот при использовании многолетних трав: 1-е поле - посев зерновых с подсевом многолетних бобовых и злаковых трав; 2-е поле — многолетние травы пер­вого года пользования; 3-е поле — многолетние травы второго года пользо­вания с лущением после первого укоса и зяблевой вспашкой с внесением удобрений; 4-е поле — сеянцы; 5-е поле — сеянцы; 6-е поле — пар чистый или занятый; 7-е поле - сеянцы; 8-е поле - сеянцы. При использовании 1-летних трав рекомендуется шестипольный севооборот: 1-е поле - пар занятый, по­сев вики с овсом на сено (или люцерны на семена), лущение после укоса сена, внесение удобрений под основную вспашку, 2-е поле — сеянцы; 3-е по­ле - сеянцы; 4-е поле - пар сидеральный: посев люпина, гороха и запашка на зеленое удобрение; 5-е поле — сеянцы; 6-е поле — сеянцы.

Из трав в лесостепной зоне чаще высевают эспарцет, люцерну, райграс высокий, костер прямой, овсяницу луговую.

Схемы севооборотов

              К=А+1                 

                                    где: К- число полей в севооборте

                                      А- число лет выращивания посадочного материала

                                      1-поле под пар

 

Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании

в посевном отделении открытый грунт (всех пород кроме дуба черешчатого)

Таблица 11.

Годы

Номера полей

1 2 3
2009 Сн – 1 Сн – 2 Чп
2010 Сн – 2 Чп Сн – 1
2011 Чп Сн – 1 Сн – 2

 

Ротационная таблица четырёхпольного севооборота при выращивании

в посевном отделении открытый грунт (дуба черешчатого)

Таблица 12.

Годы

Номера полей

1 2 3 4
2009 Сн – 1 Сн – 2 Сн – 3 Чп
2010 Сн – 2 Сн – 3 Чп Сн – 1
2011 Сн – 3 Чп Сн – 1 Сн – 2
2012 Чп Сн – 1 Сн – 2 Сн – 3

 

 

Ротационная таблица пятипольного севооборота в школьном отделении уплотнённой школы при выращивании (сосны обыкновенной, ели сибирской, Лиственницы)

                                                                       Таблица 13.

Годы      

Номер полей

1 2 3 4 5
2009 СЖ-1 СЖ-2 СЖ-3 СЖ-4 Пар
2010 СЖ-2 СЖ-3 СЖ-4 Пар СЖ-1
2011 СЖ-3 СЖ-4 Пар СЖ-1 СЖ-2
2012 СЖ-4 Пар СЖ-1 СЖ-2 СЖ-3
2013 Пар СЖ-1 СЖ-2 СЖ-3 СЖ-4

 

Ротационная таблица четырёхпольного севооборота в школьном отделении уплотнённой школе при выращивании (Берёзы повислаой, клёна ясенелистного)

Таблица 14.

Годы      

Номер полей

1 2 3 4
2009 СЖ-1 СЖ-2 СЖ-3 ПАР
2010 СЖ-2 СЖ-3 ПАР СЖ-1
2011 СЖ-3 ПАР СЖ-1 СЖ-2
2012 ПАР СЖ-1 СЖ-2 СЖ-3

 

 

Ротационная таблица пятипольного севооборота при выращивании в школьном отделении, древесно-кустарниковой школе 1-отделение. (дуба черешчатого, липы мелколистной, яблони сибирской)

Таблица 15.

Годы

Номера полей

1 2 3 4 5
2009 Сж - 1 Сж – 2 Сж - 3 Сж – 4 Чп
2010 Сж – 2 Сж - 3 Сж – 4 Чп Сж - 1
2011 Сж - 3 Сж - 4 Чп Сж - 1 Сж – 2
2012 Сж - 4 Чп Сж - 1 Сж – 2 Сж – 3
2013 Чп Сж - 1 Сж – 2 Сж – 3 Сж – 4

 

 

Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании в школьном отделении, древесно-кустарниковой школе 1-отделение. (жимолости татарской, кзильника блестящего)

Таблица 16.

Годы

Номера полей

1 2 3
2009 Сж – 1 Сж – 2 Чп
2010 Сж – 2 Чп Сж – 1
2011 Чп Сж – 1 Сж – 2

 

Ротационная таблица пятипольного севооборота при выращивании в школьном отделении, древесно-кустарниковой школе 2-отделение. (дуба черешчатого, липы мелколистной)

Таблица 17.

Годы

Номера полей

1 2 3 4 5
2009 Сж - 1 Сж – 2 Сж - 3 Сж – 4 Чп
2010 Сж – 2 Сж - 3 Сж – 4 Чп Сж - 1
2011 Сж - 3 Сж - 4 Чп Сж - 1 Сж – 2
2012 Сж - 4 Чп Сж - 1 Сж – 2 Сж – 3
2013 Чп Сж - 1 Сж – 2 Сж – 3 Сж – 4

 

Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании в плодово-ягодной школе, отделе формирования (Яблони уралец, смородины чёрной, крыжовника русского)

Таблица 18.

Годы

Номера полей

1 2 3
2009 Сж – 1 Сж – 2 Чп
2010 Сж – 2 Чп Сж – 1
2011 Чп Сж – 1 Сж – 2

 

Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании в школе черенковых саженцев (тополь бальзамический)

Таблица 19.

Годы

Номера полей

1 2 3
2009 Сж - 1 Сж - 2 Чп
2010 Сж - 2 Чп Сж - 1
2011 Чп Сж - 1 Сж - 2

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: