Лесной питомник следует располагать вблизи водного источника или в местах, где можно устроить водоем. Вода должна быть пресной или с небольшим содержанием водно-растворимых солей. Не допускается закладывать лесные питомники на участках с засоленными почвами, в которых содержание ионов СО2 превышает 0,02 %, ионов НСО3 — 0,12%, ионов С1 — 0,03%, ионов Ma, и Мg — 0,05%,а также на участках с минерализацией грунтовых вод, превышающей 3 г/л при содержании ионов С1 менее 1 г/л.
Оптимальная глубина залегания грунтовых вод для:
· песчаных почв не менее 1 — 1,5 м,
· супесчаных — не менее 2,5 м,
· суглинистых — не менее 3 — 4 м.
Нельзя закладывать лесные питомники на участках с близким (менее 1 м) залеганием грунтовых вод, на пойменных, затопляемых участках, а также на участках с длительным застоем дождевой и талой воды и с близким залеганием плотных ортзандовых прослоек (менее 0,5 м от поверхности). На таких участках рост саженцев нередко затягивается до глубокой осени, растения плохо вызревают, что делает их малоустойчивыми к повреждениям низкими температурами. На сырых участках задерживаются проведение ранневесенних: посева и посадки, а также осенняя выкопка и другие работы. Посадочный материал на сырых участках имеет слабо разветвленную корневую систему, плохо приживается при пересадке, чаще поражается различными заболеваниями.
|
|
Почвы.
Участок, предназначенный под питомник, должен иметь почвы достаточно плодородные (с содержанием гумуса не менее 2%),глубокие, структурные, хорошо дренированные, свежие, легкие и средние по механическому составу.
Непригодны для закладки лесного питомника почвы: бедные, песчаные, легко развеваемые ветром, каменистые или подстилаемые на не большой глубине щебенистым или меловым грунтом, заболоченные и торфянистые, оплывающие, сильнооподзоленные, глинистые и тяжелые глинистые почвы. Следует также избегать пылеватых почв и почв с близким залеганием водонепроницаемой подпочвы.
Для всех этих типов почв требуется предварительное внесение в течение ряда лет значительного количества органического удобрения и окультуривание. Нельзя закладывать питомники на сильнощелочных (рН более 8) почвах без предварительного гипсования и на слишком кислых почвах (рН менее 4,5) без предварительного известкования.
Лучшие почвы для выращивания посадочного материала:
1. в лесной зоне — слабооподзоленные и дерновоподзолистые свежие супесчаные и легкосуглинистые почвы с содержанием гумуса в верхнем горизонте не менее 2 %;
2. в лесостепной зоне — серые и темно-серые легкосуглинистые и суглинистые лесные почвы, черноземовидные супеси, выщелоченные черноземы;
|
|
3. в степной зоне — черноземы и лугово-черноземные легкого механического состава, а в подзоне сухой степи — южные черноземы, темнокаштановые легкого механического состава без признаков солонцеватости и солончаковатости, светло-каштановые слабосолонцеватые и лугово-каштановые слабозасоленные почвы;
4. в зоне полупустыни и пустыни — наименее засоленные светло-каштановые и лугово-каштановые почвы легкого механического состава с пятнами солонцов не более 3—5 %.
Во всех случаях при выборе участка под питомник следует помнить, что успех выращивания посадочного материала во многом определяется в самом начале организации питомника и связан с водным режимом почв выбранного участка и их плодородием.
Растительность.
Лесные питомники рекомендуется закладывать на больших полянах или на вырубках, окруженных редким древостоем. Причем составляющие этот древостой породы не должны являться промежуточными хозяевами вредителей и болезней, поражающих посадочный материал, и не должны быть зараженными щитовками и тлей.
Для защиты лесных питомников от сухих юго-восточных и холодных северных ветров необходимы древостой или специальные лесные посадки с этих сторон питомника на расстоянии, равном двойной или тройной высоте деревьев. При закладке питомников рекомендуется избегать по возможности площадей, засоренных злостными корнеотпрысковыми и корневищными сорняками, такими, как осот розовый, осот желтый, молокан, горчак, вьюнок полевой, пырей ползучий, острец, свинорой и др., так как борьба с ними требует много времени и сил.
Структура питомника
Структура лесного питомника - это наличие частей, отделений и участков питомника.
Для организации разнообразного посадочного материала в питомнике (по классической схеме) могут быть организованы следующие хозяйственные части:
Продуцирующая часть лесного питомника - отделения лесного питомника, предназначенные для выращивания посадочного материала.
В продуцирующую часть лесного питомника входят посевное, школьное, маточное и прививочное отделения и отделение закрытого грунта.
Вспомогательная часть лесного питомника - отделения лесного питомника, предназначенные для обслуживания продуцирующей части и выполнения защитных и организационно-хозяйственных функций.
К вспомогательной части лесного питомника относят дендрологический участок, защитные полосы, хозяйственный участок, живая изгородь, дороги, водоемы, опытный, резервный участок.
Отделение лесного питомника - участок продуцирующей части лесного питомника, предназначенный для выращивания однотипного посадочного материала.
Посевное отделение лесного питомника - часть площади лесного питомника, предназначенное для выращивания саженцев деревьев и кустарников.
Школьное отделение лесного питомника - часть площади лесного питомника, предназначенная для выращивания саженцев деревьев и кустарников.
В крупных постоянных питомниках школьное отделение может включать три школы. В первой школе саженцы выращивают 2-4 года. Эта школа может быть представлена уплотненной школой, школой по выращиванию саженцев хвойных пород для лесных культур или школой кустарников. Во второй школе выращивают саженцы более крупных размеров - 6-8 летнего возраста. Сюда пересаживают саженцы из первой школы и доращивают 2-4 года. В третьей школе выращивают крупномерные саженцы - 11-12 летнего возраста, пересаживая их из второй школы в возрасте 6-8 лет.
Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения - 6-12 лет (деревья) и 2-3 года (кустарники). Размеры выпускаемого посадочного материала из школы должны соответствовать показателям действующих ГОСТов и технических условий.
|
|
Саженцы выращиваются из сеянцев окулянтов, черенков или укорененных черенков.
В школьное отделение могут входят древесно-кустарниковая (декоративная), комбинированная, уплотненная и плодово-ягодная школы, школа черенковых саженцев, участки черенкования и зеленого черенкования.
Древесно-кустарниковая школа - часть школьного отделения лесного питомника, предназначенная для выращивания из сеянцев декоративных саженцев для озеленения.
Комбинированная школа - древесно-кустарниковая школа, в которой чередуются по заданной схеме ряды древесных и кустарниковых пород с целью повышения выхода посадочного материала.
Уплотненная школа - часть школьного отделения, предназначенная для выращивания по уплотненной схеме хвойных саженцев для лесовосстановления и защитного лесоразведения.
Плодово-ягодная школа - часть школьного отделения, предназначенная для выращивания саженцев садовых культур из сеянцев, окулянтов, черенков и укорененных черенков.
Школа черенковых саженцев - часть школьного отделения лесного питомника, предназначенная для выращивания черенковых саженцев.
Участок черенкования - часть школьного отделения, предназначенная для укоренения одревесневших черенков.
Участок зеленого черенкования - часть школьного отделения, предназначенная для укоренения зеленых черенков.
Прививочное отделение лесного питомника - отделение, предназначенное для прививки древесных и кустарниковых пород.
Маточное отделение - часть площади лесного питомника, предназначенное для выращивания маточных деревьев и кустарников с целью получения от них вегетативного и семенного материала.
Выращивать лесной посадочный материал будем проводить в открытом грунте, т.е. выращивать сеянцы и саженцы на полях лесного питомника.
В состав лесного питомника может входить отделение закрытого грунта предназначенное для выращивания посадочного материала в теплицах, оранжереях.
|
|
Дендрологический участок лесного питомника - часть площади лесного питомника, предназначенная для создания коллекции ценных местных и интродуцированных видов, форм и гибридов деревьев и кустарников.
Хозяйственный участок лесного питомника - часть площади лесного питомника, предназначенная для размещения компостника, прикопчника, запасов торфов и органических удобрений, ледника, склада и других производственных и бытовых зданий и сооружений с прилегающей территорией.
Живая изгородь - плотная полоса из колючих деревьев или кустарников с плотными, сомкнутыми, густыми, облиствленными на всю высоту кронами.
Защитная полоса - защитная полоса из нескольких рядов деревьев и кустарников, размещенная по периферии или границам полей лесного питомника, предназначенная для снижения скорости ветра и предотвращения иссушения и выдувания почвы.
Дорожная сеть лесного питомника - система дорог, предназначенная для проезда машинно-тракторных агрегатов, подвоза (вывоза) материалов и т.п.
Ширина дорог с учетом разворотной полосы: центральной - 10-12 м, окружных - 6-8 м. Ширина дорог между отделениями питомника должна составлять 3-4 м, между севооборотами и полями севооборотов 2-3 м. Дороги между отделениями, севооборотами и полями должны располагаться на расстоянии 30-50 м одна от другой.
Разворотная полоса - полоса для разворота машинно-тракторных агрегатов. Разворотная полоса совмещается, как правило, с центральной или окружной дорогами. Наглядно схема питомника приведена на Рисунке 2
Рис.2. Схема структуры лесного питомника.
Структура продуцирующей части питомника, в развернутом виде и указанием сроков выращивания, для каждой породы показаны в таблице 8.
Порода | Посевное отделение | Школьный отдел | Плодово-годная школа | Маточники | школа черенковых саженцев | отделение зеленых черенков | Отделение укоренения черенков | |||||||
Открытый грунт | Закрытый грунт | Уплотненная школа | Древеснокустарниковая школа | Комбинированная школа | Прививки | Отдел формирования | Маточный сад | Маточные плантации | ||||||
I | II | III | ||||||||||||
Сосна обыкновенная | 2 | 1 | 4 | |||||||||||
Ель сибирсккая | 2 | 4 | ||||||||||||
Лиственница | 2 | 4 | ||||||||||||
Берёза повислая | 2 | 3 | ||||||||||||
Дуб черешчатый | 3 | 4 | 4 | |||||||||||
Клён ясенелисный | 2 | 3 | ||||||||||||
Липа мелколистная | 2 | 4 | 4 | |||||||||||
ТопольБальзамический | 2 | + | 2 | 1 | ||||||||||
Яблоня сибирская | 2 | 4 | + | |||||||||||
Жимолость татарская | 2 | 2 | ||||||||||||
Кизильник блестящий | 2 | 2 | ||||||||||||
Яблоня уралец | + | 2 | + | |||||||||||
Смородина чёрная | 2 | + | 1 | |||||||||||
Крыжовник Русский | 2 | 2 |
Структура продуцирующей части питомника Таблица 10.
Севообороты
Основа севооборотов в посевных отделениях питомников лесной зоны — паровые поля, которые могут быть представлены чистым или сидеральным паром. Производственный опыт питомников, расположенных в степной и лесостепной зонах, показал возможность использования в севооборотах занятых паров с посевом однолетних и многолетних трав. Однако здесь надо иметь в виду, что посевы многолетних трав с запашкой их осенью после двух лет пользования (без пара) не дают эффекта. Это объясняется тем, что многолетние травы сильно иссушают почву и за счет осенне-зимних осадков влажность почвы не восстанавливается. Кроме того, поднятый осенью пласт к весне имеет еще много неразложившихся корней и узлов кущения, которые мешают посеву семян и уходу за посевами, а при отрастании увеличивают засоренность почвы. Положительное влияние многолетних трав на накопление в почве органических веществ и восстановление структуры происходит при выдерживании пласта под чистым паром (степная зона) или под занятым паром — бахчевые культуры (южная лесостепь).
В питомниках лесостепной зоны в районах с достаточным увлажнением можно обойтись и без пара. В этом случае пласт многолетних трав поднимают не осенью, а в первой половине лета, после первого укоса трав. После снятия трав проводят лущение, а через месяц (или осенью) — основную вспашку.
В каждом конкретном случае для питомников севооборот разрабатывают на месте с учетом хозяйственной целесообразности и естественных условий района (климата, физических и химических свойств почвы, ее засоренности, степени увлажнения и др.). Для лесной зоны наставлением по выращиванию посадочного материала рекомендуется трёхпольный севооборот при выращиваний двух летних сеянцев по схеме: 1-е поле - чистый удобренный или сидеральный пap, 2-е поле — 1-летние сеянцы; 3-е поле — 2-х летние сеянцы;
4-е поле - 3 летние сеянцы. Аналогичные севообороты могут быть применены в небольших посевных отделениях мелких питомников лесостепной и степной зон.
В трёх- и четырёхпольных севооборотах в ряде случаев паровое поле можно делить пополам и содержать одну часть по чистым, а другую под сидеральным паром. В дальнейшем посевы размещают на паровых участках в зависимости от биологических особенностей растений. По чистому пару высевают ель, сосну, лиственницу, берёзу, бузину, вяз, жимолость, липу, облепиху, тополь и др. По сидеральному пару высевают боярышник, клён, кедр, дуб, каштан, лох, лещину и др.
Для постоянных питомников лесостепной и степной зон рекомендуется шестипольный севооборот по схеме: 1-е поле — чистый удобренный пар; 2-еполе - 1-летние сеянцы; 3-е поле - 1-летние и 2-летние сеянцы; 4-е поле - сидеральный пар; 5-е поле - 1-летние сеянцы; 6-е поле - 1-летние и 2-летние сеянцы.
Во всех лесорастительных зонах в качестве сидерата целесообразно применять вико-овсяные смеси с горохом. Кроме того, в зоне хвойных лесов высокие урожаи зеленой массы дает люпин узколистный в лесостепи — люпин желтый и кормовые бобы; в степи - горчица, фацелия; в сухой степи - чина посевная, тригонелла и др.
В посевных отделениях питомников, расположенных в лесостепной и степной зонах, севообороты могут включать не только сидеральные, но и занятые пары. Ф. А. Павленко для посевного отделения питомника, расположенного в лесостепи, рекомендует применять восьмипольный севооборот при использовании многолетних трав: 1-е поле - посев зерновых с подсевом многолетних бобовых и злаковых трав; 2-е поле — многолетние травы первого года пользования; 3-е поле — многолетние травы второго года пользования с лущением после первого укоса и зяблевой вспашкой с внесением удобрений; 4-е поле — сеянцы; 5-е поле — сеянцы; 6-е поле — пар чистый или занятый; 7-е поле - сеянцы; 8-е поле - сеянцы. При использовании 1-летних трав рекомендуется шестипольный севооборот: 1-е поле - пар занятый, посев вики с овсом на сено (или люцерны на семена), лущение после укоса сена, внесение удобрений под основную вспашку, 2-е поле — сеянцы; 3-е поле - сеянцы; 4-е поле - пар сидеральный: посев люпина, гороха и запашка на зеленое удобрение; 5-е поле — сеянцы; 6-е поле — сеянцы.
Из трав в лесостепной зоне чаще высевают эспарцет, люцерну, райграс высокий, костер прямой, овсяницу луговую.
Схемы севооборотов
К=А+1
где: К- число полей в севооборте
А- число лет выращивания посадочного материала
1-поле под пар
Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании
в посевном отделении открытый грунт (всех пород кроме дуба черешчатого)
Таблица 11.
Годы | Номера полей | ||
1 | 2 | 3 | |
2009 | Сн – 1 | Сн – 2 | Чп |
2010 | Сн – 2 | Чп | Сн – 1 |
2011 | Чп | Сн – 1 | Сн – 2 |
Ротационная таблица четырёхпольного севооборота при выращивании
в посевном отделении открытый грунт (дуба черешчатого)
Таблица 12.
Годы | Номера полей | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
2009 | Сн – 1 | Сн – 2 | Сн – 3 | Чп |
2010 | Сн – 2 | Сн – 3 | Чп | Сн – 1 |
2011 | Сн – 3 | Чп | Сн – 1 | Сн – 2 |
2012 | Чп | Сн – 1 | Сн – 2 | Сн – 3 |
Ротационная таблица пятипольного севооборота в школьном отделении уплотнённой школы при выращивании (сосны обыкновенной, ели сибирской, Лиственницы)
Таблица 13.
Годы | Номер полей | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2009 | СЖ-1 | СЖ-2 | СЖ-3 | СЖ-4 | Пар |
2010 | СЖ-2 | СЖ-3 | СЖ-4 | Пар | СЖ-1 |
2011 | СЖ-3 | СЖ-4 | Пар | СЖ-1 | СЖ-2 |
2012 | СЖ-4 | Пар | СЖ-1 | СЖ-2 | СЖ-3 |
2013 | Пар | СЖ-1 | СЖ-2 | СЖ-3 | СЖ-4 |
Ротационная таблица четырёхпольного севооборота в школьном отделении уплотнённой школе при выращивании (Берёзы повислаой, клёна ясенелистного)
Таблица 14.
Годы | Номер полей | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
2009 | СЖ-1 | СЖ-2 | СЖ-3 | ПАР |
2010 | СЖ-2 | СЖ-3 | ПАР | СЖ-1 |
2011 | СЖ-3 | ПАР | СЖ-1 | СЖ-2 |
2012 | ПАР | СЖ-1 | СЖ-2 | СЖ-3 |
Ротационная таблица пятипольного севооборота при выращивании в школьном отделении, древесно-кустарниковой школе 1-отделение. (дуба черешчатого, липы мелколистной, яблони сибирской)
Таблица 15.
Годы | Номера полей | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2009 | Сж - 1 | Сж – 2 | Сж - 3 | Сж – 4 | Чп |
2010 | Сж – 2 | Сж - 3 | Сж – 4 | Чп | Сж - 1 |
2011 | Сж - 3 | Сж - 4 | Чп | Сж - 1 | Сж – 2 |
2012 | Сж - 4 | Чп | Сж - 1 | Сж – 2 | Сж – 3 |
2013 | Чп | Сж - 1 | Сж – 2 | Сж – 3 | Сж – 4 |
Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании в школьном отделении, древесно-кустарниковой школе 1-отделение. (жимолости татарской, кзильника блестящего)
Таблица 16.
Годы | Номера полей | ||
1 | 2 | 3 | |
2009 | Сж – 1 | Сж – 2 | Чп |
2010 | Сж – 2 | Чп | Сж – 1 |
2011 | Чп | Сж – 1 | Сж – 2 |
Ротационная таблица пятипольного севооборота при выращивании в школьном отделении, древесно-кустарниковой школе 2-отделение. (дуба черешчатого, липы мелколистной)
Таблица 17.
Годы | Номера полей | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2009 | Сж - 1 | Сж – 2 | Сж - 3 | Сж – 4 | Чп |
2010 | Сж – 2 | Сж - 3 | Сж – 4 | Чп | Сж - 1 |
2011 | Сж - 3 | Сж - 4 | Чп | Сж - 1 | Сж – 2 |
2012 | Сж - 4 | Чп | Сж - 1 | Сж – 2 | Сж – 3 |
2013 | Чп | Сж - 1 | Сж – 2 | Сж – 3 | Сж – 4 |
Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании в плодово-ягодной школе, отделе формирования (Яблони уралец, смородины чёрной, крыжовника русского)
Таблица 18.
Годы | Номера полей | ||
1 | 2 | 3 | |
2009 | Сж – 1 | Сж – 2 | Чп |
2010 | Сж – 2 | Чп | Сж – 1 |
2011 | Чп | Сж – 1 | Сж – 2 |
Ротационная таблица трехпольного севооборота при выращивании в школе черенковых саженцев (тополь бальзамический)
Таблица 19.
Годы | Номера полей | ||
1 | 2 | 3 | |
2009 | Сж - 1 | Сж - 2 | Чп |
2010 | Сж - 2 | Чп | Сж - 1 |
2011 | Чп | Сж - 1 | Сж - 2 |