Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях функционирования рыночной экономики важной составляющей производственного процесса является достижение высокого качества выпускаемой продукции, поскольку именно качество в наибольшей мере предопределяет конкурентоспособность изделий на рынке.

Такая тенденция требует повышенного внимания к вопросам стандартизации и совершенствованию метрологического оборудования со стороны всего инженерного персонала машиностроительных предприятий. Именно разработка чертежей и технологической документации, связанная с выбором необходимой точности поверхностей и шероховатости, обоснованием посадок, с учётом технологических особенностей обработки выбором контрольно-измерительных средств, расчётом размерных цепей и особенно с обоснованным нормированием отклонений формы и расположения, в первую очередь формирует качественные показатели машиностроительных изделий.

Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применение надёжных средств технических измерений и контроля деталей.

Наиболее широко применяется полная взаимозаменяемость, которая обеспечивает возможность беспригонной сборки любых независимо одна от другой изготовленных деталей в сборочные единицы, а последних в изделие. Взаимозаменяемыми могут быть как отдельные детали, так и сборочные узлы и изделия в целом.

Вышеперечисленное особенно актуально в обстановке бурного развития процессов автоматизации и интенсификации производства, когда средствам автоматизированного контроля отводится всё большая роль.

В курсовой работе обоснованы технические требования к изготовлению деталей и сборке изделия, установлен комплекс измерительных средств для контроля вала и зубчатого колеса.


1. Анализ конструкции и служебного назначения сборочной единицы

 

В курсовой работе рассмотрен силовой цилиндрический редуктор. Данный редуктор представляет собой двухступенчатый, трёхосный механизм с раздвоенной быстроходной ступенью.

В качестве опор валов используются радиальные шариковые однорядные подшипники качения:

- быстроходный вал №222 (поз.20);

- промежуточный вал №232 (поз.24);

- тихоходный вал № 338(поз.25).

Быстроходный вал редуктора 4 получает вращательное движение от электродвигателя через ременную передачу. На тихоходном валу 3 находится звёздочка цепной передачи 19.

При сборке редуктора валы собираются за пределами корпуса 1 и в собранном виде устанавливаются в корпус.

Быстроходный и промежуточный валы — валы-шестерни, которые находятся в зацеплении с косозубыми колёсами 6,7. Вследствие того, что валы выполнены ступенчатыми, колёса удерживаются от осевого смещения.

Все подшипники закреплены с наружной стороны редуктора глухими крышками (поз.11, 10, 13, 33) и крышками с отверстиями под уплотнительную манжету (поз.9, 12).

Смазка удерживается внутри редуктора посредством применения двух манжетных уплотнений (поз.26, 27) в крышках и прокладок под крышками редуктора.

 Зубчатые колёса 6 и 7 установлены на валах по посадке с натягом. Шкив установлен посредством шлицевого соединения, а звёздочка цепной передачи с помощью шпонки.

 Крепление крышки корпуса к корпусу редуктора осуществляется болтами, смещение её при сборке предотвращается с помощью штифтов.

Редуктор силовой, корпус чугунный, температура нагрева корпуса 45 ْ С;температура нагрева зубчатых колёс 75 ْ С

Исходные данные

Подшипники качения

Позиция на эскизе 20 24 25
Номер 222 232 338
Требования к точности вращения вала повыш. повыш. повыш.
Радиальная нагрузка, кН 36 48 57

 

Эксплуатационные Параметры и технологические возможности сборки соединений с натягом (материал деталей соединений-сталь)

 

Позиция на эскизе 7/2
Крутящий момент Т, Н•м 8000
Осевая нагрузка F, Н 10000
Имеется оборудогвание для сборки под прессом с нагревом

 

Шлицевое соединение

Требуемая точность центрирования — относительно высокая, твёрдость втулки 48..55 HRC

Зубчатые колёса

Позиция на эскизе 5 6 7
Модуль, мм 12 10 10
Материал Сталь 45 Сталь 40Х Сталь 45
Твёрдость, HB 192…240 200…220 192…240
Скорость вращения, м/c 20 14 10

 

Требования к точностным параметрам при сборке редуктора

Обозначение параметра на эскизе б
Предельные значения, мм 0,05-0,8
Риск выхода значений параметра за установленные пределы Р, не более, % 0,1

 На листе 1 графической части проекта подшипники обозначаются позициями (поз.20,24,25). Обозначение подшипников качения 222, 320, 338. Требования к точности у всех подшипников повышенные.

Размеры, посадки, режимы работы подшипников приведены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Позиция

 

 

№ подшипника

 

 

 

d,

mm

 

D,

mm

 

 

B,

mm

 

 

C,

kH

 

 

P,

кН

 

 

P/C

Режим работы

 

 

Требования к точности

 

 

 

Посадка

 

Корпус-наружное кольцо Внутреннее кольцо-вал
20 222 110 200 38 164 36 0,22 тяжёлый повыш. Н7/ l 6 L6/m6
24 232 100 215 47 136 17 0,12 Тяжёлый повыш. Н7/ l 6 L6/m6
25 338 120 260 55 170 24 0,14 Тяжёлый повыш. Н7/ l 6 L6/m6

 

Выбор посадок подшипников качения на вал и в отверстия корпуса производится в зависимости от вида нагружения и условий работы.

Диаметр наружой поверхности наружного кольца принимается за основной вал, а диаметр отверстия внутреннего кольца — за основное отверстие. Различные посадки в соединениях колец с сопрягаемыми деталями получают за счёт изменения полей допусков вала и отверстия в корпусе. Поскольку посадка подшипника на вал должна осуществляться с небольшим натягом (во избежание проворота вала при работе под нагрузкой), поле допуска на диаметр внутреннего кольца расположено в «минус» от номинального размера. Выполнение же наружного кольца в системе вала обеспечивает гарантированный зазор, необходимый для компенсации температурных деформаций и регулирования осевого зазора или натяга.

У всех подшипников, используемых в данном редукторе внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, а наружное — местное.

Поскольку требования к точности вращения для всех подшипников повышенные класс точности выбран 6-ой.

Согласно заданным условиям нагружения, с учётом рекомендаций ГОСТ 3325-85 и с предварительным определением режима работы, были выбраны соответствующие посадки (см. табл.1).

Поскольку точность вращения валов на подшипниках, надёжность и долговечность их функционирования во многом определяются точностью и шероховатостью посадочных мест валов и корпусов, предъявим к этим поверхностям согласно ГОСТ 3325-85 следующие требования: по шероховатости, допуски круглости, профиля продольного сечения, допуски торцового биения опорных торцовых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпусов.




Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений




double arrow
Сейчас читают про: