Выбор системы отверстия или вала для той или иной посадки определяется конструктивными, технологическими и экономическими соображениями. Система отверстия является в большинстве случаев предпочтительней, поскольку обуславливает значительное уменьшение номенклатуры режущего и мерительного инструментов, и, следовательно, более экономична по сравнению с системой вала. Однако в отдельных случаях приходиться применять систему вала:
- когда заданную точность охватываемой детали (вала, оси) можно обеспечить их калиброванных прутков без обработки резанием;
- если имеется несколько соединений с разными по характеру посадками на одном и том же валу;
- при использовании в соединениях стандартных изделий, изготовленных по системе вала (шпоночное соединение, соединение наружного кольца подшипника с отверстием в корпусе).
В ряде случаев возникает необходимость применения внесистемных посадок. Такие ситуации встречаются в соединениях втулок и колец с валами когда на протяжении одного и того же диаметра встречаются посадки с натягом (например зубчатое колесо – вал) и посадки, в которых необходимо обеспечить зазор. В данном редукторе внесистемнаые посадки были назначены в соединениях втулок 15 и 16 с соответствующими валами.
Так же важно правильно выбрать допуски сопрягаемых размеров соединения, поскольку от этого зависит, с одной стороны, качество и долговечность работы соединения, а с другой стороны стоимость и производительность изготовления деталей.
Согласно вышеизложенному, применительно к рассматриваемому редуктору, посадки шкива 22 с валом 3, всех зубчатых колёс с валами и крышек с корпусом были назначены в системе отверстия.
2.2 Выбор посадки с натягом расчетным путем
Расчет посадки с натягом выполняется с целью обеспечения прочности соединения, т.к. отсутствия смещения сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, а также обеспечения прочности этих деталей в процессе сборки соединения. На рисунке 1 изображена схема для расчета посадки с натягом.

![]() | |||||
![]() | |||||
| |||||
| |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
|
|
Величина натяга N, возникающего при сборке соединения, определяется зависимостью

где NА – деформация растяжения поверхности втулки;
NВ – деформация сжатия поверхности вала.
Из задачи определения напряжений и деформаций в толстостенных цилиндрах (задача Ляме) известны зависимости:
;
;
где Р - давление на поверхности контакта вала и втулки, Па;
D- номинальный диаметр соединения, м;
ЕА, ЕВ – модули упругости материала втулки и вала;
СА, СВ- коэффициенты, определяемые по формулам:
СА=
СB=

D1, D2 – размеры деталей соединения;
- коэффициенты Пуассона.
Исходные данные:
D = 0,17м; mА = 0,300; T = 0,8×104Нм;
D1= 0; mВ = 0,300; F = 1×104Н;
D2= 0,28м; ЕА = 2,06×1011Па; GТА =360×106 Па;
Определяем наименьшее удельное давление на сопрягаемых поверхностях соединения:
;
где f = 0,14 – коэффициент трения на сопрягаемых поверхностях при сборке соединения с нагревом втулки.
Находим наибольшее удельное давление на сопрягаемых поверхностях.

где g = 0,83 для (L/D)0,95 = 0,14/0,17 = 0,83.
Для дальнейшего расчета принимаем меньшее из двух значений Рmax=109,42*106Па
Определяем коэффициенты CA и CB:

Вычисляем предельные значения натягов:

Определяем величину поправки NR, учитывающей величину смятия микронеровностей поверхностей вала и втулки при сборке соединения:
;
где КА = КВ = 0,6 для стальной втулки и стального вала при сборке соединения с нагревом втулки [л.2 табл.1];
RZA=20мкм; RZB=10мкм – высота микронеровностей поверхностей втулки и вала для номинального размера соединения D=170мм и предполагаемого 8 квалитета точности деталей соединения [л.2 табл.2].
Определяем минимальный и максимальный расчетный натяги.

Произведём расчёт стандартных натягов, исходя из следующего условия:
Nmin cт
Nmin расч,
Nmax ст
Nmax расч;
Изначально для отверстия принимаем 8-ой квалитет точности с основным отклонением Н (система отверстия). Согласно таблице допусков верхнее отклонение отверстия: ES=0,063. Расположение поля допуска вала определяется нижним отклонением ei, которое найдём из условия:
ei
ES+Nmin расч,
ei
0,063+0,06=0,123.
Согласно таблице основных ближайших отклонений валов ([8], с.48-50), выбираем основное отклонение вала u, которомусоответствует ei=0,210 мм.
Из ряда рекомендованных посадок ГОСТ 25347-82 ([8], с.66) выбираем стандартную посадку H8/u8. При этом верхнее отклонение вала es= ei+Td=0,210 + 0,063=0,273.
Nmax ст=es-EI=0,273-0= 0,273< Nmax расч,
Nmin ст=ei-ES=0,210-0,063=0,147>Nmin расч.
Т.о. получаем посадку: Æ170 
Определяем эксплуатационный и технологический запас прочности.

Посадку можно считать выбранной удовлетворительно, т.к. она выбрана из ряда, рекомендованного ГОСТ 25347-82.
Условие Nminст³Nminрасч; Nmaxст£Nmaxрасч выполнены, эксплуатационный и технологический запасы отличаются не значительно.










