Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования

Человек в своем реальном социальном бытии является, с од­ной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельно­сти. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо, только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально раз­витым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы зна­ний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функцио­нировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.

Однако, включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность отнюдь не предстает только в качестве пассивного продукта социализирующего влияния среды. Наоборот, она очень избирательно относится к внешним воздействиям, а по мере взросления эта избира­тельность становится все более интенсивной и точной. Следователь­но, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процес­се своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отно­шений и взаимодействий.

На основании сказанного можно дать уточненное и более со­держательное определение рассматриваемого социального феномена. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с од­ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, цен­ностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, про­цесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Различают две основные формы социализации - направлен­ная и ненаправленная. Ненаправленная социализация — это стихий­ное, как бы "автоматическое" формирование определенных социаль­ных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаровском рынке и т.д.

Направленная социализация — это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соот­ветствии с доминирующими в данном обществе (или общности) цен­ностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс созна­тельно организованного, планомерного и целенаправленного воздей­ствия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной произ­водственной, общественной и культурной деятельности.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняю­щей и затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправ­ленная социализация может стать ущербной для формирования лич­ности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее до­полнение, а в некоторых случаях преобразование коррегирующим влиянием направленной социализации.

Весьма существенным средством социализации личности яв­ляется ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что чело­века формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя, свое "Я" с определенной социальной группой - семейной, профессио­нальной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопреде­ляющий отпечаток на процесс ее социализации. Известные американ­ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как про­цесс формирования социальных установок и позиций личности. Толь­ко принимая установки определенного сообщества ("обобщенного другого", по терминологии Дж. Мида и Т. Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою ин­дивидуальность.

Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального окружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали ее Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.

Выделяются несколько этапов социализации

Первый этап - младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе — эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

Второй этап социализации - ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социали­зации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками — погремушками, мячиками, куклами и т.п.

Третий этап социализации — дошкольное детство (6—7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.

Пятый этап социализации - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большин­ства учащихся).

Шестой этап социализационного процесса — юношеский воз­раст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирую­щейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренче­ских установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обду­мывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.

Седьмой этап - поздняя юность (18-25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду На этом этапе решающую роль в социализации начинает иг­рать трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений ме­жду людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важ­ную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его про­изводительности, а с другой - профессионально-квалификационному развитию личности.

Восьмой этап социализации — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап социализации — послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов

Важное значение в социологии придается факторам социали­зации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

· биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);

· психологические (влияние на процесс социализации темпера­мента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);

· социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

Важнейшую роль в осуществлении социализационных про­цессов выполняют социальные агенты, институты социализации. Таковыми являются:

1) семья — первичная группа и социальный институт, где фор­мирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

2) школа - социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализационную активность формирую­щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента­ции и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;

4) трудовой коллектив, который социализирует и профессио­нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич­ность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обога­щению и развитию социального опыта как индивида, так и социаль­ной группы (общности);

5) средства массовой информации - включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-культурный, политический горизонты, делают ее социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духов­ный мир и жизненный опыт индивида и группы;

6) культура - важнейший социальный институт социализации, поскольку именно культура всем богатством человеческой творческой деятельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духов­ных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой соци­ально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: