Понятие личности в социологии, ее структура

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Понятие личности в социологии, ее структура……………………………………….4

2 Ролевая концепция личности…………………………………………………………..8

3 Типы личности…………………………………………………………………………13

4 Социализация личности: сущность, виды, этапы и факторы. Проблемы воспитания и образования………………………………………………………………………………16

5 Основные механизмы и институты социализации личности……………………….20

Заключение……………………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………………...22

 

Введение

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. тема личности очень важна не только для социологии, но и для других наук, что и объясняет актуальность выбранной темы.

В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить личность в социологии, социализацию личности.

Задачи контрольной работы:

· изучить понятие личности в социологии, ее структуру;

· изучить ролевую концепцию личности;

· изучить социализацию личности: сущность, виды, этапы и факторы;

· изучить проблемы воспитания и образования;

· изучить типы личности;

· подвести итоги.

Понятие личности в социологии, ее структура

Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается орга­нично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно отве­тить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в тер­минах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «че­ловек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это поня­тие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отли­чия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных разли­чиях между самими людьми.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологиче­скими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируют­ся, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными ин­ститутами, организациями, культурой, такие, например, как достоин­ство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.

Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с дру­гими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) - бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все при­родные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, свя­занные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это четыре основных влечения — питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей сово­купности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбужде­ниями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет ин­стинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логическим законам мышления.

Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:

1) рациональности (разумности);

2)реальности.

Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), ко­торое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответствен­ности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.

Если эти три подсистемы личности функционируют согласо­ванно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окру­жающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в со­ответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к ус­лугами психиатров, психоаналитиков.

В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:

1) связанностью с другими;

2) свободой от ограничений.

Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.

Социальные качества личности — это совокупность социаль­но-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодейст­вия с другими людьми в конкретных социально-исторических усло­виях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных об­стоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в дея­тельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы:

1) Самосознание - выделение индивидом самого себя из окру­жающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2) Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки — регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.

3) Активность — способность личности производить самостоя­тельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, про­являющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдель­но от них совершаемых) делах, в творчестве.

4) Интересы — постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому оз­накомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.

5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ори­ентирующих деятельность личности, независимо от социальных си­туаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.

6) Убеждения - личностные социально-психологические по­требности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действитель­ности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеа­лами, принципами, взглядами, мировоззрением.

7) Установка - социальная характеристика личности, выра­жающая ее готовность к активной деятельности в определенной жиз­ненно важной для ее сфере социальной действительности - в эконо­мической, политической, научной и т.п.

8) Ценностная ориентация - совокупность социальных ценно­стей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов соци­ального поведения человека.

9) Идентичность - социальное качество, являющееся результа­том сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избира­тельного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающе­гося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Иден­тичность выступает в качестве проявления и результата идентифика­ции - процесса отождествления личностью самой себя с определен­ной этнической, политической, территориальной, языковой, религи­озной и т.п. общностью (Я - белорус, Я - студент, Я - минчанин, Я -православный и т.п.).

Социальные качества представляет в своей совокупности слож­ную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в посто­янном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целост­ная, динамически развивающаяся система социально значимых ка­честв, характеризующих человека как субъекта социальных отноше­ний и социальной деятельности.

Система личности обладает определенными особенностями. Они таковы:

1) Целостность - интегрированность, взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей сово­купности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопос­тавлении с другими людьми, составляющими ее социальное окруже­ние.

2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.

3)Динамически изменяющаяся система, находящаяся в про­цессе изменений и развития.

4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.

5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организу­ет, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собствен­ный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, на­выки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.

6) Саморазвивающаяся система — не только приспосабливаю­щаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллекту­ально, нравственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: