Основные механизмы и институты социализации личности

Важнейшую роль в осуществлении социализационных про­цессов выполняют социальные агенты, институты социализации. Таковыми являются:

1) семья — первичная группа и социальный институт, где фор­мирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

2) школа - социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализационную активность формирую­щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента­ции и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;

4) трудовой коллектив, который социализирует и профессио­нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич­ность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обога­щению и развитию социального опыта как индивида, так и социаль­ной группы (общности);

5) средства массовой информации - включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-культурный, политический горизонты, делают ее социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духов­ный мир и жизненный опыт индивида и группы;

6) культура - важнейший социальный институт социализации, поскольку именно культура всем богатством человеческой творческой деятельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духов­ных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой соци­ально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом

 

Заключение

Социология личности отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.

В своей работе я попыталась дать определение понятию «личность», рассмотреть концепции её понимания, их сходства и различия, рассмотрела такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ей требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.

 

Список использованных источников:

 

1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъектуры //Проб­лемы экономической динамики. М., 1989. – 113 с.

2. Кравченко А.И. «Социология»: Учебник для вузов, Москва 2003. – 65 с.

3. Бобосов Е.М. «Общая социология»: Учебное пособие для студентов вузов, Минск 2004. – 517 с.

4. Бобосов Е.М. «Практикум по социологии»: Учебное пособие для студентов вузов, Минск 2003. – 124 с.

5. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992

6. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: