Роль характера личности на развитие стресса у человека

   Все вы­шеуказанные стрессоры (вне- и внутриорганизационные, групповые) проявляются на уровне отдельного индивида, причем на развитие у него стресса влияют как ситуационные факторы, так и характер личности.

Индивидуальные различия в характерах и чертах личности людей по-разному влияют на восприимчивость ими стресса. М. Фрид­маном и Р.Н. Розенманом выделены полярные характеры людей типов А и В и особенности их поведенческих реакций (табл.2), коррелирующих с частыми стрессовыми состояниями и негативными последствиями в виде сердечно-сосудистых заболеваний.

 

         

 

 

                                                                                                                              15

Таблица 2. Поведение людей с полярными характерами типов А и В

 

Характер типа А Характер типа В
· Находится в постоянном движении. · Быстро ходит, ест, говорит. · Нетерпелив. · Занимается рядом дел одновременно. · Не знает, чем занять свободное время. · Одержим цифрами. · Применяет количественные меры успеха. · Агрессивен. · Склонен к конкуренции. · Всегда испытывает недостаток времени. · Не волнуется из-за времени. · Терпелив. · Не хвастается. · Играет потому, что это ему нравится, а не для выигрыша. · Отдыхает с чистой совестью. · Не боится не успеть. · Обладает спокойными манерами. · Никогда не торопится.

 

Первоначально считалось, что люди типа А наиболее подвержены сердечным приступам. Однако последние исследования не смогли подтвердить ранее полученные данные и показали:

· люди типа А могут дать выход своему стрессу и лучше с ним справиться, чем люди типа В;

· ккардиологическим проблемам приводит не столько нетерпе­ние, сколько гнев и враждебность, которые люди не скрывают в общении с другими людьми.

Тщательное изучение причин стресса среди рабочих и другого персонала компаний США, Японии и Германии показало, что решающим фактором, определяющим наиболее вероятное возникно­вение стресса, ведущего к сердечным приступам, высокому артери­альному давлению и заболеваниям, является то, как люди справляются со своей агрессивностью.

Сравнение успешности людей типа А и В показало, что, как правило, типу А легче достичь вершин успеха. Однако на самой вер­шине успеха они уступают людям типа В, так как последние более терпеливы и шире смотрят на вещи. В этой ситуации людям типа А надо переключиться на поведение типа В, однако большинство из них не могут и не хотят изменяться или обуздать свой характер.

Кроме характера, другим важным личностным свойством явля­ется индивидуальное восприятие контроля ситуации. Исследования показали, что если работники ощущают, что слабо контролируют окружение и собственную работу, то они испытывают стресс, кото­рый, в свою очередь, отражается на таком     физиологическом   факто­ре,   как   артериальное   давление,   и   таком

                                                                                                                               16

психологическом факторе, как удовлетворенность трудом. Если работники приобретают чувст­во контроля над своей рабочей средой, участвуют в принятии ре­шений, непосредственно их затрагивающих, то это снижает испы­тываемый ими стресс, и повышения артериального давления у них не наблюдается. Например, рабочие, ощущающие потерю контроля, особенно занятые неквалифицированным трудом, втрое чаще, чем другие, страдают гипертонией. Как правило, потеря контроля пре­вращает стресс в расстройства органического характера.

Относительно отсутствия у людей контроля над ситуацией от­метим, что люди с большей готовностью воспринимают ощущение беспомощности, если причины отсутствия контроля обладают та­кими характеристиками:

· они связаны с их личными качествами, а не с внешними факторами;

· являются стабильными и длитель­ными, а не временными;

· оказываются всеобщими и универсаль­ными, присущими многим жизненным ситуациям, а не какой-то одной.

Необходимы дальнейшие исследования в сфере ощущения контроля и приобретенной беспомощности, которые помогут лучше понять стресс и методы борьбы с ним.

Относительно другой такой важной личностной характеристики человека, как самоэффективность, существуют убедительные доказательства того, что оценка своей способности действовать и изме­нить ситуацию — важная специфика человека, помогающая ему противостоять стрессу. Такие люди легче и спокойнее переносят стрессовые ситуации. Излишнее возбуждение из-за стресса мешает решать сложные проблемы, так как наша мотивация часто превосходит оптимальный уровень. У людей с высокой самооценкой есть основания физиологического и психологического плана оставаться спокойными.

Люди по-разному реагируют на стрессоры:

· одни не выдержи­вают и малейшего стресса, а другие успешно справляются с ним, внешне оставаясь спокойными в экстремальных стрессовых ситуаци­ях;

· часть людей, по-видимому, обладают особой психологической устойчивостью;

· руководители, обладающие повышенной психо­логической устойчивостью, меньше подвержены заболеваниям, от­личаются преданностью делу, стремлением разрешать сложные проблемы и умением владеть ситуацией в динамических рыночных условиях;

· люди, наделенные психологической устойчивостью, могут выжить и даже процветать в сложных стрессовых условиях, другие — становятся жертвами вредных последствий стресса.

                                                                                                                                17                                                                                                                                                                                                                                                              

3.   Методы борьбы со стрессом

Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.

В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рам­ках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изме­нениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие ме­неджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управ­ления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

Управление индивидуальными стрессами представляет собой спосо­бы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первыйна уровне организации, в результате изменений в полити­ке, структуре производства, выработке четких требований к сотрудни­кам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компа­ниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руковод­ством психолога.

Проводятся также тренинга для развития коммуникативной куль­туры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинга с целью снятия напряжения в коллективах, укреп­ления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувство­вать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные про­граммы существуют и применяются на уровне всей организации, осо­бенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровень управления стрессом — для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами инди­видуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

· Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

· Умейте переключать свою деятельность.

· Заставьте стресс работать на вас.

· Посмотрите на ситуацию со стороны.

· Все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом.

1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

 

                                                                                                                     18

Умение правильно организовать свое время — важное средство сня­тия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

· при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кро­ме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно се­годня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете прият­ное чувство удовлетворения;

· все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуще­ствления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, по­ставленной на длительный период;

· избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной на­грузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещан­ного;

· четко уточните для себя разницу между активностью и продук­тивностью: активность — проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность — выполнение на­меченного, постепенное приближение к поставленной цели;

· проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного пла­нирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интен­сивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

· постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

· отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

4. Посмотрите на ситуацию со стороны.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбуж­денном состоянии успели несравненно больше:

· воспринимайте проблему как вызов;

· не думайте о прошлых событиях как о поражении;

· вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное — победа над эмо­циями.

5. Все проходит, пройдет и это.

· Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы нена­долго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.              19

· Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напря­женных поз, вызывающих стрессовое состояние.

· При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие состав­ные части и начните их постепенно решать.

· Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отка­зывайтесь от помощи близких.

· Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, дру­гие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

Специальные методы управления неизбежным и затяжным стрессом:

· упражнения (ведение активного образа жизни — занятия спор­том: ходьбой, бегом, плаванием, велосипедом, теннисом и др., чтобы успешно справляться со стрессовыми ситуациями);

· снятие напряжения (общение,медитация, хорошая книга, развлекательное шоу и др.; исследования, например, показывают позитивное физическое и психологическое воздействие меди­тации на людей);

· самоконтроль поведения (сознательно контролируя причины и следствия своего поведения, люди могут научиться самокон­тролю, управлять последствиями, награждая себя, например, лишним перерывом, если им удалось сохранить спокойствие и собранность в общении с исключительно агрессивным кли­ентом; люди должны осознавать предел своих возможностей и распознавать первые сигналы надвигающихся неприятно­стей, избегать ситуаций, грозящих вызвать стресс);

· когнитивную терапию с применением эмоциональной модели Элиса и когнитивной модификации поведения Майхенбаума для снижения уровня беспокойства и снижения стресса на рабочем месте, показавших свою некоторую практическую эффективность;

· сеть взаимопомощи (поддержка и общение с другими людьми, оказывающими социальную и психологическую поддержку методами групповой динамики).

В рамках организации следует вычленять каждый из факторов стресса, чтобы его уменьшить или устранить на рабочем месте. На­пример, при определении политики фирмы следует уделять внима­ние объективной оценке деятельности сотрудников, а также доби­ваться максимально справедливой системы оплаты труда. При разработке организационной структуры следует избегать высокой формализации и специализации. В отношении условий труда следует устранять риск травматизма, шум, улучшить освещение и темпера­турные условия, систему коммуникаций и распространения инфор­мации, конкретизировать неясности или устранять противоречивые цели. Сегодня в США около 12 тыс. фирм предлагают различные программы по борьбе со стрессом, начиная от консультационных услуг, семинаров по борьбе со стрессами  для менеджеров,  проводи­мых в обеденный перерыв, и  публикаций,

                                                                                                                                20

 

посвященных здоровью, и кончая специальными оздоровительными центрами с

оборудова­нием, помогающим снять напряжение с помощью физических упражнений. Помимо этого, предлагаются следующие рекомендации для включения их в стратегию организаций:

· создавать в фирме атмосферу взаимной поддержки;

· обогащать содержание обязанностей работников;

· смягчать конфликты и прояснять организационные роли;

· планировать карьеру и расширять возможности для продвижения ваших сотрудников по служебной лестнице, оказывать им консультационную помощь.

Одним из средств избежать стресса является уход от стрессовой ситуации. Это достигается путем отдыха – активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса, переключение внимания на иные не имеющие отношения к стрессу объекты. Поэтому рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание и др. – противострессовые мероприятия.

Все это в комплексе должно помогать снижению или предотвращению стресса как на каждом рабочем месте, так и в организации в целом.

 

                                                                                                                                21

Заключение

 

Стресс в профессиональной деятельности – это не только проблема, с которой нередко сталкиваются работники. Он все чаще и чаще рассматривается как часть цены за возможность работать. Тот факт, что программы управления стрессом не на попытку сделать условия труда менее стрессовыми, а на развитие нашей способности справляться со стрессом, свидетельствует о том, что не многие верят возможность полностью или в значительной мере исключить стресс из профессиональной деятельности.

Одним из последствий сокращения штатов является то, что меньшему числу людей приходится выполнять работу, которая прежде выполнялась большим числом работников. Предполагается, что организации должны производить больше с меньшими ресурсами. Технологические достижения (в частности, компьютерные технологии) также повышают скорость выполнения работы. Эти изменения способны ухудшить психическое здоровье работников, уменьшив их автономность и, следовательно, самооценку.

В эволюции сферы труда работники все в большей мере подчиняются ситуационным факторам, а не контролируют условия работы. Как свидетельствуют результаты исследований, посвященных физическому здоровью и стрессу, снижение возможности саморегуляции (т.е. чувство беспомощности) негативно отражается на психическом состоянии. Не отрицая реальности трудового стресса и не беря на себя ответственность за него, организации уделяют этой проблеме все больше внимания. Ежегодные затраты на здравоохранение в нашей стране составляют 500 млрд. долл., при этом бизнес несет половину расходов. Ежегодные убытки американской экономики, обусловленные заболеваниями, связанными со стрессом, составляют по оценкам специалистов, 150 млрд. долл. Таким образом, дешевле содействовать здоровому поведению, чем платить за несодействие ему.

 

 

                                                                                                                                  

                                                                                                                                    22

Список использованной литературы

 

1. Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Организационное поведение / Под ред. Г.Р. Латфуллина. – СПб.: Питер, 2007.

3. Смирнова Г.Б. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2004.

4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2006.

 

 

                                                                                                                              23

                             Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского

Четвертый факультет дистанционного обучения.

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Организационное поведение»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: