Общая характеристика предприятия и применяемых конкурентных стратегий

 

Воронежский вагоноремонтный завод им. Тельмана – промышленное предприятие, входящее в систему Министерства путей сообщения РФ. На сегодняшний день завод представляет собой крупное промышленное предприятие с числом рабочих около 3000 человек и успешно работает на рынке услуг и товаров для железных дорог РФ и СНГ. Завод им. Тельмана – одно из старейших Российских предприятий железнодорожного транспорта и функционирует с 1 июня 1912 года. Помимо ремонта товарных вагонов завод освоил в 1937 году ремонт вагонов-ледников. В 1956-60 годах завод первым в стране освоил ремонт импортного рефрижераторного подвижного состава и с тех пор был ведущим предприятием в отрасли, выпуская из ремонта все новые и новые типы 23-х, 12-ти, 21 и 5-ти вагонных рефрижераторных секций. Для этого с 1960 по 1982 годы на заводе были проведены две реконструкции. Важной вехой в последнее пятилетие стало освоение, также впервые применяемого в России, капитально-восстановительного ремонта (КВР) пассажирских вагонов, строительство новых, более комфортабельных пассажирских вагонов и усиленных кузовов. Предприятие успешно работает в новых экономических условиях, развивает свою внешнеэкономическую деятельность. Решением Совета директоров Мексиканского Национального Института маркетинга и авторитетных специалистов мира по маркетингу и связях с общественностью Америки и Европы, завод в 1995 году был удостоен премии «За коммерческий престиж и лучшее торговое имя». В настоящее время расширяются контакты завода с представителями западноевропейских вагоностроительных фирм. Решаются вопросы совместной деятельности и делового партнерства с зарубежными и отечественными фирмами по вопросам использования передовых технологий. Проводится регулярная реструктуризация производственных мощностей на основе расчетов, разработанных проектными организациями. Завод включен в Федеральную целевую программу по производству пассажирских вагонов нового поколения [61].

В основу построения структуры управления ОАО ВВРЗ им. Тельмана положена линейно-функциональная организационная форма, т. к. в ней присутствуют как линейные связи между элементами, так и функциональные связи между элементами.

В настоящее время основными направлениями деятельности завода являются:

Ремонт пассажирских вагонов (деповский и капитальный – КР I и КР II объемов) по следующим их типам: жестко-открытым, купейным с кондиционированием воздуха и без кондиционирования, мягкого типа РИЦ, ресторанам, багажным, почтовым и специального назначения.

Капитально-восстановительный ремонт (КВР) всех типов пассажирских вагонов с улучшенным интерьером, отвечающих действующим требованиям противопожарной безопасности, с максимальным использованием отечественных запасных частей и обеспечивающих продление срока службы вагонов пассажирского парка МПС РФ. Срок службы вагона после ремонта от 15 до 20 лет.

Изготовление вагонов повышенной комфортности на базе капитально-восстановленного кузова, при котором производится восстановление и усиление элементов металлического кузова, замены систем отопления и энергоснабжения. При этом по желанию заказчика производится изменение внутреннего интерьера вагона, и вносятся конструктивные усовершенствования, такие как: оборудование аварийных выходов, отделка внутреннего интерьера с применением негорючих материалов, новая система пожарной сигнализации и др.

Выпуск новых вагонов специального назначения: вагон-салон, вагон-ресторан, купейный вагон с радио-купе и купе для инвалидов, жестко-открытый вагон, детский вагон, вагон для чрезвычайных ситуаций, различные виды испытательных лабораторий и другие.

Ремонт и новое формирование пассажирских, редукторных и грузовых колесных пар. Исходя из собственных возможностей, завод готов удовлетворить любой заказ на ремонт и изготовление колесных пар и ремонт вагонных тележек для железных дорог с шириной колеи 1435 мм и 1520 мм.

Изготовление запасных частей, деталей и узлов пассажирских вагонов, резинотехнических деталей.

 

Таблица 2.1 – Виды выпускаемой продукции, выполняемых работ, услуг ОАО ВВРЗ им. Тельмана за 2004-2006 гг.

Наименование продукции, работ, услуг

Ассортиментная группа

Единица измерения.

Объем реализации за последние три года

2004 год

2005 год

2006 год

Сумма уд. вес, % Сумма уд. вес, % Сумма уд. вес, %
1.Ремонт пассажирских ЦМВ   т.р. 94075 70,9 47242 73,4 52495 65,3

в том числе:

КР1 т.р. 11795 8,9 8674 13,5 14142 17,6
КР2 т.р. 7172 5,4 6900 10,7 13566 16,9
КВР т.р. 74190 55,9 31267 48,6 23710 29,5
др т.р. 918 0,7 401 0,6 1077 1,3
2. Строительство нового вагона   т.р. --- 1667 2,6 4362 5,4
3. Ремонт колесных пар   т.р. 21642 16,3 6005 9,3 10072 12,5
4. Формирование колесных пар   т.р. 4415 3,3 1513 2,4 2961 3,7
5. Прочее   т.р. 12627 9,5 7880 12,3 10444 13,1
Итого   т.р. 132756 100 64307 100 80335 100

 

Продукция завода пользуется повышенным спросом и потребность в ней с каждым годом возрастает пропорционально увеличению грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (таблица 2.2).

 


Таблица 2.2 – Спрос и предложение на продукцию ОАО ВВРЗ им. Тельмана

Период Категории 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
Спрос (С) 70 55 66 97
Предложение (П) 68 39 24 50
Разница спроса и предложения 2 16 42 47

 

Основных потребителей ОАО ВВРЗ им. Тельмана можно разделить на две большие группы: предприятия, входящие в систему МПС РФ, и сторонние заказчики, имеющие в собственности подвижной состав любого вида. Распределение потребителей по видам выпускаемой продукции приведены в таблице 2.3.

По клиентам, не входящим в систему МПС, услуги реализуются через заключение прямых договоров по конкретным видам продукции. Реализация услуг по ремонту вагонов и колесных пар для МПС производится напрямую с основными заказчиками - железными дорогами по плановому заданию. Маркетинговые исследования по реализации услуг в основном проводятся среди предприятий всех форм собственности, имеющих железнодорожный подвижной состав, рассматриваемых как потенциальные заказчики.

 

Таблица 2.3 – Основные потребители выпускаемой продукции ОАО ВВРЗ им. Тельмана.

Виды потребляемой продукции

Наименование потребителей

Доля в объеме продаж данного вида продукции, %

1.Ремонт пассажирских ЦМВ

Юго-Восточная ж.д 18,1
Куйбышевская ж.д. 15,7
Октябрьская ж.д. 13,5
Приволжская ж. д. 7,5
Московская ж.д. 24,8
Восточно-Сибирская ж.д. 2,9
Южно-Уральская ж.д 6,2
Д. Восточная ж.д. 3,8
С. Кавказская ж.д. 2,7
Горьковская ж.д. 4,8

2. Строительство нового вагона

Северная ж.д. 66,7
Юго-Восточная ж.д 33,3

3. Ремонт колесных пар

Юго-Восточная ж.д. 73,4
Октябрьская ж.д. 11,3
Приволжская ж.д. 7,9
Горьковская ж.д. 3,3
Красноярская ж.д. 4,1
4. Формирование кол. пар Юго-Восточная ж.д. 100

5. Прочие потребители

ЗАО «Корпорация АРЕС» -
ОАО «Машиностроительный завод» -
ГУП Российская государственная цирковая компания -
ООО «Лоуд-Сервис» -

 

Основные поставщики ОАО ВВРЗ им. Тельмана подразделяются на три группы: поставщики-изготовители, производственно-коммерческие фирмы (ПКФ), поставщики-посредники, которые преобладают в структуре поставщиков (таблица 2.4). Более подробно данные группы поставщиков рассмотрены в Приложении Г.

 

Таблица 2.4 – Результаты поставки сырья, материалов и комплектующих по группам поставщиков на ВВРЗ им. Тельмана за 2005 и 2006 годы (цены отпускные)

Группы

поставщиков

2005 год

2006 год

Отклонение 2006 г. от 2005 г. (+;-)

2006 г. к 2005 г., %

поступило тыс. руб. доля % поступило тыс. руб. доля %
1. Поставщики-изготовители 124583 37,49 99541 23,56 -25042 79,90
2. ПКФ 4502 1,35 9054 2,14 4552 201,11
3. Поставщики-посредники 203271 61,16 313874 74,3 110603 154,41
Всего 332356 100 422469 100 90113 127,11

 

Основные конкуренты по виду выпускаемой продукции представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Основные конкуренты ОАО ВВРЗ им. Тельмана.

Наименование продукции, работ, услуг Наименование предприятия конкурента
1.Ремонт пассажирских ЦМВ Новороссийский вагоноремонтный завод Октябрьский электровагоноремонтный завод (г. Санкт-Петербург) Московский вагоноремонтный завод им. Войтовича
2.Строительство нового вагона Тверской вагоностроительный завод ЗАО «Вагонмаш» (г. Санкт-Петербург)
3. Ремонт колесных пар Новороссийский вагоноремонтный завод
4. Формирование колесных пар Тверской вагоностроительный завод Октябрьский электровагоноремонтный завод (г. Санкт-Петербург)

 

В настоящее время железными дорогами России эксплуатируется значительно устаревший (физически и морально) парк пассажирского подвижного состава. Необходимость реконструкции отечественных предприятий и освоение выпуска в России всех типов подвижного состава нового поколения и его поставок на российские железные дороги вызвано прежде всего тем, что только за счет поставок качественной новой техники можно будет провести эффективную поэтапную замену существующего парка, перейти на новую более эффективную систему ремонта и технического обслуживания парка ППС и тем самым снизить неоправданно высокие эксплуатационные издержки, которые несут железные дороги.

В связи с этим, на ВВРЗ им. Тельмана на данный момент готовится к реализации производство вагонов нового поколения (ВНП). Целью данного инвестиционного проекта является создание производства по выпуску пассажирских ВНП на базе капитально-восстановительного ремонта существующего парка пассажирских вагонов локомотивной тяги. Вагоны нового поколения, прошедшие такое полномасштабное капитальное восстановление, эксплуатируются более 20-ти лет. Полная стоимость проекта составляет 143,4 млн. руб., из которых 49,8% (71,4 млн. руб.) – собственные средства ВВРЗ, 50,2% (72 млн. руб.) – заемные средства. В рамках реализации проекта планируется использовать 2 вида заемных средств: финансирование из фонда развития Воронежской области в размере 28,8 млн. руб. под гарантии Правительства РФ и финансирование из фонда Российского банка развития в размере 43,2 млн. руб. также под гарантии Правительства РФ. Основными направлениями использования заемного капитала является осуществление капиталовложений: приобретение дробеструйно-окрасочного комплекса, строительство служебно-бытового здания при ВСЦ-2. В дальнейшем финансирование производства будет осуществляться за счет собственных средств с использованием краткосрочного банковского кредитования на пополнение оборотных средств.

 





double arrow
Сейчас читают про: