Результаты анализа внешней и внутренней среды предприятия на примере вагоноремонтного завода г. Воронежа (по данным на 2007 г.)

Анализ внешней среды косвенного окружения. Результаты анализа представлены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.6 – PEST-анализ (анализ внешней среды ОАО ВВРЗ имени Тельмана).

Политические факторы Экономические факторы Социальные факторы Технологические факторы Прочие факторы
уровень стабильности правительства; характер международных отношений; возможность государственной поддержки. уровень инфляции; уровень конкуренции в отрасли; экономическая стабильность; уровень налоговых ставок; уровень насыщенности рынка сбыта; наличие новых рынков сбыта; изменение цен на сырье и энергию; уровень развития промышленности и др. отраслей; изменение валютного курса. уровень мобильности населения; уровень доходов населения; вкусы и предпочтения; уровень образования и подготовки специалистов; численность квалифицированных кадров в регионе. возможность разработать новые технологии; возможность внедрения новых технологий и стандартов качества; уровень дифференциации продукции в отрасли; техническая безопасность продукции для населения; появление новых поставщиков уникальных комплектующих; уровень износа подвижного состава. экология производства и его воздействие на окружающую среду; экологическая безопасность продукции для населения; смена профиля деятельности заказчика; природные и техногенные факторы; географическое расположение; изменение требований к качеству продукции (качество продукции проверяется на федеральном уровне).

 

Экономические факторы. В целом, экономическая ситуация в стране имеет тенденцию к улучшению, что может положительно сказаться на работе ОАО ВВРЗ им. Тельмана. К экономическим факторам можно отнести: темпы экономического роста, уровень инфляции, ставки банковских процентов, курсы валют и др.

Темп экономического роста. В настоящее время темп роста экономики России невысокий (до 6 % в год), но наблюдается тенденция к его увеличению в ближайшей перспективе, что может в последствии оказать влияние на рост платежеспособности населения, а также несколько ослабить уровень конкурентного давления. В конечном итоге это положительно повлияет на деятельность ВВРЗ.

Ставки банковских процентов. Ставки рефинансирования ЦБ и банковских процентов оказывают заметное влияние на эффективность работы предприятия. Снижение этих ставок увеличивает возможность получения кредитов на техническое обновления производства, пополнение оборотных средств и др., что положительно скажется на деятельности предприятия.

Курс иностранной валюты. Изменение курса иностранной валюты имеет незначительное влияние, т.к. предприятие производит на экспорт незначительную часть своей продукции (порядка 5 %). Однако повышение курса валюты может быть выгодно предприятию. С другой стороны, предприятие берет у государства и коммерческих банков кредиты, в том числе и в иностранной валюте, в этом случае предприятию будет невыгодное изменение курса валют. На сегодняшний день наблюдается нестабильность в динамике изменения курса валют.

Налоговая ставка. В настоящее время резких изменений в данной области не происходило. Данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность предприятия и дает возможность для дальнейшего развития организации и совершенствования технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли только при снижении налогового бремени. Изменение налоговых ставок ведет либо к положительному влиянию, либо к отрицательному влиянию на деятельность организации. В настоящее время Правительством РФ планируется очередное снижение ставки НДС, что уменьшит налоговую нагрузку на предприятие.

Инфляция. Несмотря на существенное снижение темпа инфляции за последний год, все же наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию запасов произведенной продукции, комплектующих и сырья, денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей предприятия. Также изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию - все это заставляет повышать цены на всю производимую продукцию. Однако следует отметить, что Правительством РФ в настоящее время разрабатывается бюджетный план на три года, где прогнозируется снижение уровня инфляции до 5 % в год (сейчас он равен 9-14%).

Международный фактор. Ухудшение отношений со странами СНГ может негативно повлиять на деятельность завода. Вступление России в ВТО может привести к обострению конкуренции, появлению новых западных технологий, что в итоге может ослабить позиции предприятия на рынке. Кроме того, следует отметить утрату Россией заметной роли во внешней торговле, в частности мировых рынков сбыта машин, оборудования и транспортных средств.

Политический фактор. В настоящее время можно говорить о стабилизации политической ситуации в России, что положительно сказывается на деятельности предприятия. Например, это может проявляться в привлечении зарубежных инвесторов, новых покупателей или в возможности международного сотрудничества над определенным проектом и использования импортных технологий.

Технологический фактор. Этот фактор имеет достаточно большое значение для развития предприятия. Анализ технологической компоненты внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства, что с одной стороны означает улучшение качества и технических характеристик производимого продукта, и это позволяет более полно удовлетворить запросы покупателей. С другой стороны данный фактор может рассматриваться как угроза для деятельности предприятия (например, ужесточение технологических требований производства продукции, появление современных технологий у конкурентов и др.).

Правовой фактор. До сих пор правовая среда оказывает преимущественно негативное влияние на деятельность российских предприятий, что обусловлено нестабильностью законодательства, а так же сохраняющимися тенденциями ущемления интересов производственной сферы. Сейчас данная сфера несколько стабилизировалась. Влияние этого фактора на деятельность ВВРЗ незначительно. Причиной этого является то, что юристы предприятия постоянно отслеживают изменения в законодательстве.

Социальные факторы проявляются в уровне образования населения, уровне безработицы в стране, мобильности населения. Мобильность населения может, с одной стороны, косвенно повлиять на увеличение спроса (увеличение пассажироперевозок на железнодорожном транспорте), а с другой, отток населения из региона может привести к дефициту квалифицированных кадров, что скажется негативно на деятельности предприятия и потребует дополнительных затрат по их поиску и обучению. Такая угроза станет возможной при осуществлении строительства новых энергоблоков Нововоронежской АЭС, имеющего федеральное значение, в связи с чем ожидается отток квалифицированных кадров из Воронежа (основная причина – более выгодные условия работы и высокий уровень оплаты труда).

На основе проведенного анализа непосредственного окружения ОАО ВВРЗ им. Тельмана и его макроокружения можно составить матрицы возможностей и угроз (таблицы 2.7 и 2.8) в которых отражены степень влияния факторов внешнего окружения на деятельность предприятия.

 

Таблица 2.7 – Матрица возможностей ОАО ВВРЗ им. Тельмана.

Вероятность использования возможностей

Влияние возможностей на организацию.

Сильное Умеренное Слабое
Высокая получение государственной поддержки через участие в Федеральной целевой программе; рост спроса из-за высокой потребности в подвижном составе нового поколения из-за высокой степени износа подвижного состава РЖД и др. потребителей ожидаемое повышение спроса на продукцию завода в связи с ростом уровня развития промышленности и других отраслей. возможность использования импортных технологий в результате развития международных отношений.
Средняя средний уровень насыщенности ранка сбыта; появление новых поставщиков уникальных комплектующих => расширение возможности выбора. наличие новых рынков сбыта как возможность увеличения спроса; поддержание системы стабильных заказов.  
Низкая увеличение спроса в результате роста доходов населения. смягчение таможенной политики может привести к использованию иностранных технологий.  

 

Таблица 2.8 – Матрица угроз ОАО ВВРЗ им. Тельмана.

Вероятность реал-ии угроз

Последствия реализации угроз для организации.

Разрушительное Критическое Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Высокая увеличение уровня конкуренции; смена профиля деятельности заказчика => спад спроса на продукцию. рост уровня инфляции; снижение численности квалифицированных кадров в регионе в результате оттока населения. высокий уровень дифференциации продукции в отрасли. изменение валютного курса (т.к. имеются рынки сбыта в странах СНГ).
Средняя рост цен на сырье и тарифов на энергию => рост себестоимости продукции; рост уровня цен на продукцию => спад спроса на нее. внедрение новых технологий и стандартов качества; спад уровня образования и подготовки специалистов.  снижение уровня численности населения и, как следствие, спад спроса на подвижной состав для пассажирских перевозок. сокращение рынка сбыта в результате возможного ухудшения отношений со странами СНГ
Низкая ужесточение требований к качеству продукции (качество продукции проверяется на федеральном уровне). появление новых конкурентов в связи с развитием международных отношений    

 

Таким образом, к возможностям, которые необходимо использовать обязательно, можно отнести следующие: получение государственной поддержки через участие в Федеральной целевой программе; рост спроса из-за высокой потребности в подвижном составе нового поколения из-за высокой степени износа подвижного состава РЖД и др. потребителей, средний уровень насыщенности ранка сбыта; ожидаемое повышение спроса на продукцию завода в связи с ростом уровня развития промышленности и других отраслей и др.

К угрозам, которые необходимо устранить или выбрать меры по их устранению относятся в первоочередном порядке: увеличение уровня конкуренции; снижение численности квалифицированных кадров в регионе в результате оттока населения и спад уровня образования и подготовки специалистов; внедрение новых технологий и стандартов качества; рост цен на сырье и тарифов на энергию и, как следствие, рост себестоимости продукции и др.

Анализ среды прямого воздействия.

Одной из основных характеристик отрасли и конкурентной ситуации, без анализа которой нельзя разработать полноценную конкурентную стратегию, является интенсивность конкуренции. Оценить ее можно с помощью модели Портера пяти видов (факторов) конкуренции, включающая в себя: угроза вытеснения; власть покупателей; власть поставщиков; угроза заменителей; уровень конкурентной борьбы. Анализ этих ключевых сил помогает предприятию разрабатывать эффективную стратегию, которая позволит ему занять прочную позицию в борьбе с конкурентами. Взаимодействие этих сил можно представить в виде рис. 2.1. Рассмотрим суть каждой из пяти ключевых сил конкуренции.

Угроза вытеснения. Угроза вытеснения зависит от количества барьеров. Наиболее серьезными барьерами, препятствующими вытеснению предприятия более сильными конкурентами, являются эффект масштаба, потребность в капитале, эффект роста производительности труда, дифференциация продукта [50, 39].

 


 

Рисунок 2.1 – Модель пяти сил конкуренции [55, 57].

 

Масштаб производства является не мало важным барьером для входа в исследуемую отрасль вагоностроения, поскольку для получения ценового преимущества при входе необходимо обладать огромными производственными мощностями, позволяющими завоевать необходимые для существования позиции и обеспечивающие возможность перспективного развития нового предприятия в данной сфере. Но это требует огромных финансовых и ресурсных затрат. Поэтому степень появления совершенно новых конкурентов в данной области не высока. В связи с этим стоит больше обратить внимание на уже существующие аналогичные предприятия, которые обладают соответствующими мощностями и средствами для возможного расширения своей деятельности.

Угроза заменителей. Товары-заменители ограничивают потенциал отрасли как в росте, так и в прибыльности. Необходимо четко понимать, какие именно товары и услуги являются заменителями и оценить их привлекательность с точки зрения цены и качества, выявить угрозы для роста отрасли и ее рентабельности. Анализ товаров-заменителей включает выявление продукции, выполняющей те же функции, что и основная продукция данной отрасли [28, 75]. Основными препятствиями на пути появления в отрасли товаров-заменителей могут стать или ценовая конкуренция, которая переключает внимание потребителей с проблем качества, или конкуренция по качеству, если заменитель имеет более низкую цену, а также широкая реклама. Такая угроза для ОАО ВВРЗ им. Тельмана незначительна. Прямых угроз со стороны товаров-заменителей в данной отрасли нет. Однако можно рассмотреть в качестве такой опасности другие транспортные средства. Например, по статистическим данным РФ объем автотранспорта в грузоперевозках по России на 2006 г. составил 24,8 % (в последние годы наблюдается тенденция его увеличения в среднем на 3-5% в год), а его объем в пассажироперевозках – 44,9% (однако наблюдается динамика снижения темпа роста доли).

Власть (сила) потребителей. Чем значительнее власть покупателей, тем более вероятно, что прибыль предприятия будет меньше. Сила покупателей будет велика в следующих обстоятельствах [50, 40]: когда покупатели сконцентрированы; когда имеются альтернативные источники снабжения; когда стоимость сырья составляет значительную часть общих затрат. В этом случае покупатели будут более требовательны к цене и окажут давление на поставщиков. Если компания реализует свою продукцию потребителю, обладающему высоким влиянием, она может выжить в отрасли, только если она поддерживает позицию низко ценового лидерства или предлагает на рынок очень качественный продукт [28, 74].

Что касается ВВРЗ им. Тельмана, то можно сказать следующее. При реализации продукции (услуг) РЖД цена на нее регулируется МПС РФ. Поэтому заводу выгоднее работать с предприятиями, не входящими в систему МПС РФ, т.к. при реализации продукции таким заказчикам цены устанавливаются по договоренности сторон. Таким образом, заводу следует стремиться укреплять такие отношения и расширять круг сторонних заказчиков. Именно поэтому в 2005-2006 годах произошло расширение рынка услуг среди клиентов, не входящих в систему МПС, и их доля в товарной продукции завода возросла до 10%. Основные потребители выпускаемой продукции представлены в таблице 2.3 пункт 2.1. Кроме того, наиболее крупным сторонним заказчиком по ремонту вагонов является ЦУП ВОСО МО РФ. В 2005 г. было отремонтировано: 34 вагона собственности ЦУП ВОСО МО РФ на сумму около 66935 тыс. руб., 46 вагонов других сторонних заказчиков на сумму 21625 тыс. руб. (сведения о заключенных договорах на 2005 г.). В 2006 г. было отремонтировано 7505 колесных пар, в т. ч. для сторонних организаций – 869 колесных пар, сформировано 266 колесных пар при плане 57 к. п. Для предприятий входящих в состав ОАО РЖД в 2006 г. было отремонтировано 6636 к.п.

Наиболее крупным заказчиком колесных пар в рамках ОАО РЖД является Саранский ТРЗ. В 2006 г. Саранский ТРЗ преобразован в ОАО «Саранский вагоноремонтный завод», что повлекло за собой его выделение из состава ОАО РЖД. Это дало возможность заключить с ним договор на ремонт колесных пар как со сторонним заказчиком. Как можно увидеть из приведенного ниже рис. 2.2 наблюдается рост выпуска товаров и услуг в действующих ценах для внешних клиентов.

 

Рисунок 2.2 – Выпуск товаров и услуг в действующих ценах для внешних клиентов.

 

Власть поставщика возможна в следующих случаях: когда покупатели сконцентрированы (в отрасли отсутствуют ресурсы-заменители); когда велика стоимость замены одного поставщика на другого; когда покупатели для поставщика не имеют большого значения. По данным таблицы 2.5 пункта 2.1 данного раздела видно, что в структуре поставщиков преобладает доля поставщиков-посредников (в 2005 г. их доля составила 61,2%, а в 2006 – увеличилась на 13,1%, и составила 74,3%). Это сказывается на политике ценообразования, т.к. приобретение сырья и материалов непосредственно у поставщиков-производителей обходится дешевле, чем через посредников. Поэтому заводу следует стремиться снижать удельных вес данных поставщиков и увеличить в их общем числе долю поставщиков-производителей, что позволит в дальнейшем удерживать позицию низких цен. Кроме того, «власть поставщиков» просматривается со стороны поставщиков уникальных комплектующих.

Уровень конкурентной борьбы. Конкурентная борьба обычно возрастает, когда конкуренты ощущают давление или же видят для себя возможность улучшения положения в отрасли. Можно выделить основные факторы, ведущие к интенсивной конкуренции [50, 41]: существование сбалансированных конкурентов; существование на рынке «медленного роста»; низкие постоянные (накладные) затраты при условии наращения объемов производства на предприятии и повышения уровня использования мощностей; индивидуализации продукта (при отсутствии дифференциации продукции трудно предотвратить метание покупателей между конкурентами).

Проанализируем уровень конкурентной борьбы относительно ОАО ВВРЗ им. Тельмана. Для этого рассмотрим факторы, усиливающие интенсивность конкурентной борьбы и оценим их наличие и степень влияния оценим по 5-ти балльной шкале (чем выше балл, тем сильнее его влияние). Результаты анализа приведены в таблице 2.9 и свидетельствуют о довольно высоком уровне конкурентной борьбы в исследуемой отрасли.

Прямыми конкурентами завода являются производители пассажирских вагонов на базе существующих конструкций кузовов – Новороссийский вагоноремонтный завод, Октябрьский электровагоноремонтный завод в Санкт-Петербурге и Московский вагоноремонтный завод им. Войтовича. Следует отметить, что ни один из названных выше конкурентов не имеет каких-либо серьезных конкурентных преимуществ перед заводом им. Тельмана. С другой стороны, ВВРЗ является единственным предприятием России, где уже с 1994 г. серийно налажен капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов (доля ВВРЗ на рынке КВР в 2001 г. составляла 90%, сейчас примерно 80%, т.к. другие предприятия также начали освоение КВР).

Завод имеет также косвенных конкурентов – российских производителей новых пассажирских вагонов – Тверской вагоностроительный завод, ЗАО «Вагонмаш» в г. Санкт-Петербурге. Необходимо отметить, что названные предприятия имеют значительную производственную базу, научно-конструкторские бюро и, в дальнейшем могут составить серьезную конкуренцию заводу при его переходе на самостоятельное строительство ВНП.

 

Таблица 2.9 – Оценка факторов, влияющих на усиление интенсивности конкурентной борьбы в отрасли вагоностроения.

Перечень факторов [44, 103-105] Степень влияния фактора Примечание
1. Рост количества конкурентных компаний, выравнивание их размеров и объемов производства 0 1 2 3 4 5 По причине высоких входных барьеров рост конкурентных компаний не предвидится
2. Замедление роста спроса на продукцию 0 1 2 3 4 5 Ожидается его увеличение в связи с развитием промышленности
3. Снижение цен и иные приемы увеличения объемов продаж 0 1 2 3 4 5 Все конкуренты придерживаются среднеотраслевого уровня цен
4. Легкость и доступность смены марок товаров 0 1 2 3 4 5 Средняя. Возможна за счет хорошей рекламы и снижением цен при сохранении высокого качества продукции
5. Попытки одной или нескольких фирм улучшить свое положение на рынке за счет конкурентов 0 1 2 3 4 5 Присутствует. С помощью интенсивной рекламы
6. Успешность применения стратегических действий 0 1 2 3 4 5 Высокая. Строительство вагонов нового поколения может привлечь других конкурентов, т. к. в будущем данное направление будет весьма прибыльным
7. Затраты на выход с рынка превышают затраты на продолжение конкурентной борьбы 0 1 2 3 4 5  
8. Большие различия между компаниями-конкурентами 0 1 2 3 4 5 Средняя. Различия в основном в объеме предоставляемых услуг.
9. Приобретение крупным игроком другой отрасли одной из компаний (даже слабой) в данной отрасли с последующим превращением ее в мощного конкурента 0 1 2 3 4 5 Возможна, но маловероятна.
Итого: 27 из 40 Уровень конкурентной борьбы выше среднего значения и довольно высок: 27/40=0,675

 

Однако в связи с прогнозированием роста развития промышленности и других отраслей, предполагается увеличение потребности в наличии качественного подвижного состава и других услуг в данной сфере. Это может привести к некоторому преобладанию спроса над предложением в отрасли и ослабить степень конкуренции между существующими предприятиями.

Также при проведении анализа важное значение имеет оценка ключевых факторов успеха (КФУ) отрасли. КФУ – это те факторы, которым фирмы должны уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность. Отраслевые ключевые факторы успеха детерминируют те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. Определение того, насколько крепко фирма удерживает свою конкурентную позицию, можно провести через количественную оценку по сравнению с соперниками каждого из ключевых факторов успеха и каждого существенного индикатора конкурентной силы. В процессе анализа отрасли и конкурентного анализа выявляются ключевые факторы успеха и конкурентные преимущества, которые и делят участников рынка на лидеров и аутсайдеров. Исследование конкурентов и их сравнительная оценка являются основой для определения преимуществ и возможностей основных соперников.

Анализ внутренней среды. Результаты анализа внутренней среды можно представить в виде таблицы 2.10.

 

Таблица 2.10 – Анализ внутренней среды предприятия.

Сильные стороны Слабые стороны

Маркетинг

полный спектр услуг в данной области; месторасположение завода; выполнение интерьера вагона по индивидуальным заказам потребителей; неэффективная политика в ценообразовании; неэффективность рекламы;

Производство

качество продукции и услуг; производственные мощности; внедрение новых технологий и мощностей; переход на самостоятельное строительство кузовов, а не только ремонт и комплектация; участие в проекте «Поезд здоровья» и др. проектах; повышение качества продукции за счет использования новых патентованных технологий; разработка новых технологий и получение патента на них; высокий уровень технической и экологической безопасности продукции. неритмичность поставки ремонтного фонда; высокая себестоимость продукции; техническая оснащенность производства (износ и устаревание оборудования);  большая длительность внедрения инноваций;

Персонал

наличие обучение и развитие персонала; эффективная система стимулирования; высокий уровень текучести кадров.

Финансы

возможность получения дотаций; недостаток финансовых средств;

Управление

известность предприятия и его репутация; неэффективность стратегического планирования; отсутствие системы стратегического развития.

 

SWOT-анализ.

Выявив и оценив сильные и слабые стороны предприятия, определив возможности и угрозы со стороны внешней среды, организация может провести SWOT-анализ, который является одним из самых известных методов оценки организации. SWOT – это аббревиатура четырех английских терминов “S”«strength» (сила) и “W”«weakness» (слабость организации), “O”«opportunities» (возможности предприятия) и “T”«threats» (потенциальные угрозы окружающей среды).

На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды ВВРЗ сформируем матрицу сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Возможные варианты поведения предприятия с использованием полученных результатов представлены в таблице 2.11.

 

Таблица 2.11 – SWOT–анализ ОАО ВВРЗ им. Тельмана.

 

Возможности Угрозы
получение государственной поддержки через участие в Федеральной целевой программе; высокая потребности в подвижном составе нового поколения из-за высокой степени износа подвижного состава РЖД и др. потребителей; ожидаемое повышение спроса на продукцию завода в связи с ростом уровня развития промышленности и других отраслей. высокий уровень конкуренции; снижение численности квалифицированных кадров в регионе; рост уровня цен на продукцию; рост цен на сырье и тарифов на энергию; высокий уровень дифференциации продукции в отрасли.
Сильные стороны

Используя новые производственные мощности, новое оборудование и технологии повысить объем производства и выйти на новые рынки (увеличив спрос), используя имеющиеся каналы сбыта.

Благодаря наличию новых технологий, имиджу завода, а так же переходу на строительство вагонов нового поколения можно выиграть к конкурентной борьбе, укрепить свои позиции на рынке.

Благодаря системе обучения и развития персонала набрать молодых специалистов «взрастить» их до необходимого уровня, или принять на работу квалифицированных специалистов из др. регионов.

полный спектр услуг в данной области; выполнение интерьера вагона по индивидуальным заказам потребителей; переход на самостоятельное строительство кузовов; наличие обучение и развитие персонала; возможность получения финансовых ресурсов; известность предприятия и его репутация; повышение качества продукции за счет использования новых патентованных технологий; стабильное конкурентное положение; получение госзаказа на новую продукцию.
Слабые стороны

Благодаря участию в Федеральной целевой программе получить финансовую поддержку государства произвести модернизацию изношенного и устаревшего оборудования.

Благодаря появлению новых поставщиков, провести их анализ, выбрать наилучшего по соотношению «качество – цена – надежность» добиться ритмичности поставок и снизить себестоимость продукции.

Развивая маркетинг и проводя исследования рынка отслеживать возможное появление новых технологий и противостоять действиям конкурентов.

Внедрение эффективного стратегического управления позволит вовремя и быстро отреагировать на изменения в окружающей среде.

неэффективная политика в ценообразовании; высокая себестоимость продукции; техническая оснащенность производства (износ и устаревание оборудования);  большая длительность внедрения инноваций; недостаток финансовых средств; неэффективность стратегического планирования.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: