В результате изучения темы данного занятия студенты должны представлять сложность современного Мира и взаимозависимость безопасности жизнедеятельности человека от состояния окружающей среды и деятельности самого человека. Иметь представление об опасностях, путях воздействия их на человека и окружающую среду, способах предупреждения и мерах защиты.
Занятие 2. Понятие об экстремальной ситуации в природе, причины возникновения, правила поведения и способы выживания 2 часа
ПЛАН
1. Понятие об экстремальной ситуации.
2. Экстремальные ситуации в природной среде, причины возникновения.
3. Автономное выживание человека в природе.
Задание на самостоятельную работу
Изучить рекомендуемый материал и написать реферат на тему: Автономное выживание человека в природе при вынужденной автономии.
Литература
1. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы, М.: Владос, 2003 – 240 с.
2. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002 – 201 с.
|
|
3. Ниретин Н.И. Автономное выживание человека в природе. Арзамас: АГПИ, 2005 – 65 c.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения данной темы и выполнения задания студенты получают знания о понятии экстремальной ситуации, основных причинах их возникновения при взаимодействии с природной средой, способах предупреждения их возникновения, а при их возникновении – способах выживания.
Занятие 3. Чрезвычайные ситуации природного характера 2 часа
ПЛАН
1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их краткая характеристика, последствия воздействия на людей и окружающую среду.
2. Правила безопасного поведения и действий в ЧС природного происхождения.
Задание для самостоятельной работы
Изучить основные чрезвычайные ситуации природного характера, их особенности, воздействие на человека и окружающую среду. Способах уменьшения ущерба и потерь при их возникновении. Правила безопасного поведения и действий в условиях ЧС природного характера.
Литература
1. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002.– 201 с.
2. Лисин А., Лисин С. Классификация ЧС для учебного процесса /
Лисин А, Лисин С.// Основы безопасности жизни. - 2005.- №6. С.51-56.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения темы данного занятия студенты должны знать
основные природные ЧС, их краткую характеристику, последствия их
воздействия на человека и окружающую среду. Организационные и
инженерно-технические способы уменьшения ущерба и потерь при их
|
|
возникновении, правилам безопасного поведения и способам защиты.
Занятие 4. Экстремальные ситуации в быту 2 часа
ПЛАН
1. Город как среда обитания, его особенности.
2. Современное жилище и его особенности.
3. Экстремальные ситуации в быту, причины возникновения, способы безопасного поведения и действий.
Задание для самостоятельной работы
По разделам рекомендованной литературы изучить основные особенности города и жилища, как среды обитания, возможные экстремальные ситуации в городе и в быту, способы их предупреждения и правила безопасного поведения
Литература
1. Яцек E. Палкевич Выживание в городе. М.: “Корвет”, 1992. – 135 c.
2. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 201 с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения темы данного занятия студенты должны понять, что в быту экстремальных ситуаций происходит больше, чем где бы то нибыло. Основная причина их возникновения, как правило, сам человек и его деятельность. Знать способы их предупреждения.
Занятие 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 2 часа
ПЛАН
1. ЧС техногенного происхождения, причины возникновения
2. Особенности ЧС на радиационно– химически– взрыво и пожароопасных объектах, их воздействие на людей и окружающую среду. Способы защиты.
Задание для самостоятельной работы
По разделам рекомендованной литературы изучить наиболее характерные ЧС техногенного происхождения, причины их возникновения, последствия и особенности воздействия на человека и окружающую среду. Способы защиты.
Литература
1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности, Ростов н/Д “Феникс” – 2001, - 352 с.
2. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас АГПИ, 2002 – 201 с.
Методические рекомендации к занятию
В результате изучения темы данного занятия студенты получают понятия о ЧС техногенного происхождения, их особенностях и классификации, поражающих факторах. Получают рекомендации по правилам безопасного поведения и действиям в ЧС техногенного характера.
ТЕМА 5. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожара и их применение. Действия при пожарах 2 часа
Занятие 1.
ПЛАН
1. Пожары, причины возникновения, способы предупреждения. Поражающие факторы пожара.
2. Пожар в учебном заведении.
3. Средства тушения пожара и их применение.
4. Действия при пожарах, способы самоспасения.
Задание для самостоятельной работы
По разделам рекомендованной литературы изучить основные положения пожарной безопасности, мерах предупреждения пожара и способы их тушения. Изучить основные поражающие факторы пожара и способы самоспасения.
Литература
1.Федеральный закон “О пожарной безопасности” от 21. 12 1994 г.
2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности, Ростов н/Д “Феникс” – 2001, - 352 с.
3. Ниретин Н.И. Безопасность жизнедеятельности. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 201 с.
4. Комова М., Прыткова Г. Вы и пожар в транспортных средствах/ Камова М., Прыткова Г.//Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. №5.- С. 20-21.
5. Шарова О. Основы безопасного поведения в ЧС, связанных с пожарами/
Шарова О.// Основы безопасности жизни.- 2005.- №9.- C. 30-32.
Методические рекомендации к занятиию
В результате изучения данной темы студенты должны знать причины возникновения пожаров, способов их предотвращения, основные поражающие факторы пожаров и их воздействие на людей и окружающую среду. Изучить и уметь пользоваться простейшими средствами тушения пожаров. Правила безопасного поведения и способы самоспасения на пожаре.
|
|
ТЕМА 6. Действия учителя при авариях, катастрофах и
стихийных бедствиях 2 часа
Занятие 1.
ПЛАН
1. Действия учителя при пожаре в учебном заведении.
2. Действия учителя при ЧС природного характера.
3. Действия учителя при ЧС техногенного характера.