Современное состояние и тенденции развития

 

Сервисные организации играют немаловажную роль, как элемента инфраструктуры поддержки предпринимательства в том, что касается предоставления услуг по сопровождению стартующего бизнеса. Но готовы ли сервисные организации «играть» эту роль? Во-первых, деятельность структур поддержки предпринимательства, к которым относятся и сервисные организации. В число первых 3-х факторов, определяющих сложившееся состояние и перспективы развития малого предпринимательства на местах, включили порядка ј специалистов сервисных организаций (см. Приложение В).

В этом плане роль сервисных организаций намного (практически в 3 раза) ниже значимости законодательного регулирования предпринимательской деятельности (в том числе налогового). Практических действий местных властей «на поле» малого бизнеса, общего социально-экономического фона региона. Однако федеральный Центр опередил по значимости структуры поддержки ненамного, а роль такого фактора, как самоорганизация предпринимателей, прочти вдвое ниже роли последних.

Во-вторых, те, кто за счет консультирования, тренинга предоставляют специальные знания в области управления предприятием и персоналом, маркетинга, финансового планирования и так далее, то есть специалисты сервисных организаций, практически так же, как и потребители – предприниматели, оценивают значимость этой деятельности для успешного старта малого предприятия. Это хорошее «знание предмета» дает основания предполагать, что, рыночная политика сервисных организаций в отношении стартующих предпринимателей может быть грамотной. При условии, что пакет услуг верно скомпонован для «новичка», а сами услуги коммерчески выгодны для продавца и эффективны для покупателя.

В-третьих, на практике пакет услуг сервисных организаций далеко не полностью соответствует потребностям стартующего малого предпринимательства. По большинству из приведенного ниже перечня услуг потребности предпринимателей на старте не обеспечены в полной мере предложением.

Перечень наиболее распространенных услуг, предоставляемых сервисными организациями (см. Приложение Г):

1) регистрация и перерегистрация предприятий;

2) ликвидация предприятий;

3) лицензирование видов деятельности;

4) сертификация продукции, работ, услуг;

5) оформление экспортно-импортной деятельности;

6) оформление сделок с недвижимостью;

7) бухгалтерское обслуживание;

8) защита интеллектуальной собственности:

9) лизинг оборудования;

10) маркетинг и реклама;

11) обучение персонала;

12) консультации по экономическим и юридическим вопросам;

13) поиск и подбор помещений;

14) предоставление информации, баз данных, доступа в Интернет.

Так, потребность в лизинге оборудования превышает предложение более чем в 3 раза. Потребность в услугах по лицензированию видов деятельности выше спроса в 1,9 раза, а в услугах по регистрации – в 1,8 раза. Более чем в 1,5 раза превышает предложение потребность в услугах по сертификации и бухгалтерскому обслуживанию.

В целом, однако, структура усредненного пакета услуг сервисных организаций согласуется со структурой потребностей стартующего малого предпринимательства. А по таким основным для сервисных организаций продуктам, как маркетинг и реклама, обучение персонала, консультации по экономическим и юридическим вопросам и предоставление информации, интенсивность предложения и потребности практически совпадают.

В-четвертых, коммерческая привлекательность услуг, в которых заинтересованы начинающие предприниматели, невелика (см. Приложение Д).

Так услуги по лизингу оборудования, лицензированию, ликвидации предприятий, поиску и подбору помещений вообще не являются для сервисных организаций приоритетными с точки зрения их выгодности. Но по другим услугам величина среднего расхождения между уровнем значимости для «новичков» и уровнем выгодности для сервисных организаций составляет 3,3 раза. Максимально высокий барьер – расхождение более чем в 6 раз, отделяет потребность покупателя от коммерческой выгоды продавца по таким услугам, как регистрация и перерегистрация предприятий, лизинг оборудования.

В-пятых, являясь заведомо клиентами с низкой платежеспособностью (что подтверждают результаты опроса действующих и бывших предпринимателей), стартующие МП формируют группу потребителей, наименее выгодных с точки зрения специалистов сервисных организаций. Заметим, что большинство сервисных организаций не ведут учет клиентов – предприятий в зависимости от их «срока жизни», но достаточно точно представляют размер бизнеса, обратившегося к их услугам. Поэтому мы пользовались опосредованной оценкой уровня выгодности стартующих предприятий как потенциальных клиентов сервисных организаций, а именно, оценкой применительно к числу работников фирмы-заказчика.

В-шестых, ярко выраженное несоответствие потребностей стартующих МП в получении широкого спектра сервисных услуг и возможностей оплатить их приводит к тому, что начинающие предприниматели крайне редко становятся клиентами сервисных организаций. Их специалисты выбирали между 5-и размерными группами предприятий, три из которых принадлежат к совокупности малых предприятий, а две – к совокупности средних и крупных предприятий. Каждой размерной группе предприятий присвоен рейтинг в пределах от 1 до 5 9см. Приложение Е).

Чем меньше значение рейтинга, тем чаще предприятия данной группы были клиентами сервисных организаций. (Напомним, что стартующие МП относятся именно к категории «микро»). По полученным результатам, сервисные организации чаще всего работают с предприятиями, имеющими от 50 до 100 работников. Несколько реже их клиентами являются фирмы с числом работников от 10 до 50 человек. Микропредприятия (до 10 работников) стартующие МП обращаются к услугам сервисных организаций в среднем в 1,8 раза реже, чем обе указанные выше группы предприятий.

С точки зрения социально-демографического состава населения России выборке, позволяет заключить:

1 Несмотря на то, что свыше 44 % людей отмечают снижение своего жизненного уровня в ходе реформ, а почти половина считает, что возможность повысить свое благосостояние законным образом увеличилась лишь для узкого круга людей, это не вызывает неприязненного или враждебного отношения к предпринимательству в целом ни в одной социально-демографической группе.

2 Предпринимательский потенциал взрослого самодеятельного населения достаточно высок:

- 13,5 % людей, так или иначе рассматривают для себя возможность предпринимательского старта (предприниматели);

- примерно 6 % в течение последнего года осуществляли конкретные шаги по подготовке к открытию собственного дела (латентные предприниматели).

3 Если бы даже ј латентных предпринимателей смогли реализовать свои бизнес-планы, то численность малого предпринимательства в стране увеличилась бы на порядок, причем примерно 15-20 % экономически активного населения получило бы новые (или дополнительные) рабочие места.

4 Латентные предприниматели исходят из того, что через 5 лет после начала деятельности их фирм на них в среднем будет занято примерно 18 человек, уже действующие предприниматели – чуть более 20 человек. При этом, правда, бывшие предприниматели свидетельствует, что стартовавшие МП подвержены весьма высокой смертности – почти ѕ из них закрывается в течение первых 4-х лет после начала деятельности.

5 Из числа предпринимателей примерно 40 % руководствуются вполне прагматическими соображениями, около 1/5 составляют «предприниматели поневоле» (вынужденные искать в предпринимательстве решение своих материальных проблем, но не имеющие особой склонности к предпринимательской деятельности), остальных можно охарактеризовать как «романтиков».

6 Значительную часть (около трети) предпринимательских слоев составляют люди, имевшие в прошлом опыт предпринимательской деятельности. Оставшиеся убеждены, что предпринимательство – это «их дело», что они могут и способны им заниматься, но не ставшие предпринимать новых попыток для возрождения своего бизнеса из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов. Их прошлый опыт научил их, что для «раскрутки» собственного дела нужны более значительные ресурсы, нежели те, которыми они располагают, прежде всего – финансовые и социальные ресурсы. Таким образом, необходимая помощь в предоставлении финансовых ресурсов и профессиональном консультировании, с одной стороны, и снижение пресса «государственного рэкета» - с другой, могли бы значительно расширить социальную базу предпринимательства в России.

7 Говоря о «государственном рэкете», мы имеем в виду в первую очередь не создание высоких барьеров на входе – они невысоки, - а пресс контрольных процедур. При этом, по-видимому, значительная часть активности контрольных органов обусловлена вовсе не должностными инструкциями, а индивидуальной «активностью» чиновников соответствующих инстанций, стремящихся таким образом извлекать политическую ренту. Данное стремление в весьма малой степени может быть нейтрализовано одной только регламентацией осуществления проверочной деятельности, поскольку оно порождено не следованием корпоративным целям, а личными материальными интересами отдельно взятых чиновников, «приватизирующих» выполнение тех или иных государственных функций.

8 Роль основных структур поддержки развития малого бизнеса в настоящее время выполняют прежде всего социальные сети. Именно от своего ближайшего окружения начинающий предприниматель получает и соответствующий импульс к занятиям бизнесом, и необходимые ресурсы, и требующиеся ему знания и связи. Поэтому одним из важнейших компонентов социального ресурса, который есть у начинающего предпринимателя, является наличие других предпринимателей среди его ближайших родственников и друзей. В этом контексте приобретает ключевую роль то обстоятельство, что предприниматели и представители малого бизнеса сегодня в России – люди из одного и того же или очень близких (смежных) социальных слоев. Реальные же различия между ними сводятся в основном к объему располагаемых ресурсов, который предопределяет как практическую готовность к занятиям бизнесом, так и его успешность в случае начала предпринимательской деятельности.

9 Социокультурные различия фиксируются не столько между действующими предпринимателями и предпринимательскими слоями, которые как раз очень близки между собой по ряду позиций, сколько между предпринимательскими слоями и остальным населением. Характерными особенностями ценностных ориентаций предпринимателей выступают при этом нонконформизм и ориентация на инновационный тип поведения, а также значимость свободы, понимаемой как личная независимость. Таким образом, предпринимательские слои населения характеризуются именно теми особенностями психологического склада, которые являются типичной именно для инновационной по сути предпринимательской деятельности.

10 При создании новых предприятий главную трудность представляет решение проблемы финансов. Основными источниками финансирования являются при этом традиционно личные и семейные сбережения. Расширению финансовой базы стартового предприятия решающим образом может содействовать социальный капитал самого предпринимателя, наличие у него разветвленных личных связей и отношений: опрос показывает, что брать взаймы и одалживать деньги приходится значительной части предпринимателей, причем наличие дружеских каналов финансирования, по-видимому, позволяет делать это на беспроцентной основе.

11 Высокий уровень потребности стартующего малого предпринимательства в широком спектре бизнес - услуг находится в глубоком и «застойном» противоречии с их низкой платежеспособностью. Как следствие, сервисные организации – участники российской инфраструктуры поддержки предпринимательства, формируя пакет услуг, лишь в малой степени сориентированы на этот сегмент рынка. В условиях самоокупаемости сервисных организации значительно меньше заинтересованы работать с начинающими предпринимателями, чем с более зрелым, крупным бизнесом.

12 Наиболее распространенной формой теневой предпринимательской активности является «эпизодическое предпринимательство» – осуществляемые от случая к случаю посреднические операции, - а не деятельность систематически работающих в «тени» малых фирм.

13 Самый близкий к малому бизнесу местный уровень власти остается наименее дружественным, по мнению региональных экспертов. Также достаточно негативно оценивается роль федерального правительства и региональных законодательных собраний в содействии развитию малого бизнеса в стране. Наивысший вклад в поддержку малого предпринимательства вносит, по их мнению, президент.

                                           

 

 

Заключение

 

Экономисты “австрийской школы” рассматривают рынок, как место, где поддерживается стихийный порядок, даже в условиях неравновесия рынка. Предпринимательская деятельность в рыночном процессе является основой, поддерживающей этот порядок. Успех предпринимательской деятельности требует постоянной готовности рисковать, чутко реагировать на открывающиеся перспективы арбитражирования[6], непрерывно использовать и создавать новые возможности путем развития инновационных процессов. Процесс отбора, определяемый, балансом убытков и прибылей, увеличивает вероятность благополучного существования удачливых предпринимателей.

В настоящей работе внимание сосредоточенно на современных течениях экономической мысли, рассматривающих предпринимательство как отдельный элемент экономической структуры, как некое явление, а не процесс.

Современные экономисты четко разграничивают понятия “малый бизнес” и “большой бизнес”. “Большой бизнес“ – организован на принципах интрапренерства, он выступает для общества системообразующим фактором. Организация крупного бизнеса – это, прежде всего, эффективное управление, эмпирические подходы, мегатенденции. Крупный акционерный капитал лишен личностного начала, на страже его интересов стоят наемные управленцы - профессионалы, главная задача которых – сохранить стабильность и эффективность организации.

Предпринимательство – фактор динамизма экономики. Но если раньше предпринимательство было духом экономики, ее вечным источником обновления, то сейчас, в эпоху транснациональных корпораций, в эпоху государственного регулирования экономики, в эпоху новых технологий и реструктуризации экономических процессов, предпринимательство – структурный элемент регулируемой экономики, полигон для новых идей и течений.

Предпринимательский потенциал России достаточно высок. Он концентрируется в основном в трех кластерах общества:

1 Не имеющая достаточно жизненного опыта и собственных финансовых ресурсов молодежь, а также представители нижнего среднего класса более зрелых возрастов, располагающие более высоким социальным капиталом, но не имеющие стартовых финансовых ресурсов (наиболее широкая и наиболее «проблемная» группа);

2 Представители управленческого слоя, лица свободных профессий, высококвалифицированные специалисты, располагающие достаточными финансовыми возможностями и знаниями, но имеющие возможность реализации собственных материальных интересов без принятия на себя предпринимательского риска, с которым связано открытие собственного дела;

3 Селяне, вынужденные создавать собственный бизнес в связи с отсутствием альтернативных возможностей обеспечить существование для себя и своей семьи. В случае создания предприятий ориентируются в основном на семейный бизнес (фермерство и крестьянские хозяйства, оказание услуг и т.п.).

Полагаю, что именно увеличение числа предпринимательских стартов со стороны представителей первой и второй группы предпринимателей станет на микроуровне видимым показателем того, что слова стали воплощаться в дела.

Практически речь должна идти о снижении пресса проверок и контрольных процедур – это, возможно добиться не столько дальнейшим законотворчеством с целью зарегулировать все существующие процедуры административного и контрольного вмешательства государства в дела бизнеса, сколько постепенной передачей функций контроля саморегулируемым организациям частного, в том числе малого предпринимательства (всероссийским и региональным ассоциациям и так далее) при условии соблюдения демократических принципов их функционирования. Необходимо существенное перераспределение налоговых поступлений от предпринимательской деятельности (в первую очередь, налога на прибыль). Главным образом - кардинальное снижение трудоемкости налогового процесса для сектора малых предприятий, расширение числа категорий малых предприятий, имеющих возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения – эти и другие меры серьезно снизят потенциальные риски и тяготы в глазах латентных предпринимателей. Кроме того, требуется на региональном и местном уровнях: стимулировать создание бизнес-инкубаторов, технопарков. Расширять применение иных форм перевода неиспользуемых производственных и офисных площадей в сектор малого предпринимательства на правах долгосрочной аренды с правом или без права выкупа. Очевидно, данную проблему не решить без создания более гибкого механизма налога на имущество и жесткого контроля использования площадей государственными предприятиями и учреждениями (скрытая аренда без оформления является широко распространенной формой личного обогащения руководителей многих таких предприятий и учреждений, приводящей к монополизации и деформации цен на рынках нежилой недвижимости).

Далее, должна быть преодолена на федеральном и региональном уровнях нескоординированность действий между органами, отвечающими за поддержку предпринимательства, и органами, осуществляющими политику на рынке труда. Активная политика на рынке труда на бизнес-образование должна быть встроена в систему мер содействия развитию предпринимательского потенциала.

Наименее проблематичным представляется на сегодняшний день возможность роста числа предпринимательских стартов в рамках третьей группы латентных предпринимателей.

У большинства из них есть относительно ликвидное и повышающее свою привлекательность в условиях оживления сельскохозяйственного производства имущество.

Необходимо только, чтобы федеральные органы власти, отвечающие за стратегию развития агросектора (Министерство сельского хозяйства), не противопоставляли развитие фермерского хозяйства становлению агрохолдингов как «вчерашний день»[7], а разработали систему косвенных мер, способствующих встраиванию фермерских хозяйств в их цепочки – например, через стимулирование развития франчайзинга, лизинга техники, ипотечное кредитование. При этих условиях может быть преодолена тенденция к застою численности крестьянских (фермерских) хозяйств. [8]     

Решающей предпосылкой становления системы эффективного содействия вовлечению потенциально способных к открытию собственного дела лиц в предпринимательство является, однако, в первую очередь усиление влияния гражданского общества на экономическую и социальную политику, превращение государственной бюрократии из слоя-гегемона в функциональную прослойку, занятую обслуживанием нужд этого гражданского общества. В том числе, - усиление влияния предпринимательских ассоциаций, кредитных и потребительских организаций на формирование законодательной базы и механизмов реализации структурной политики. В противном случае, политика в области «развития и поддержки» малого предпринимательства так и останется имитацией. 

 

 



Глоссарий

   

№ п.п. Понятие Содержание
1 2 3
1 Валовая выручка общая сумма выручки от реализации продукции и материальных ценностей
2 Инвестиции вложение свободных денежных средств (или ценностей) в разные объекты предпринимательской или иных видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект
3 Инновация процесс создания, разработки новой техники, технологии, научных исследований (инноваций), а также процесс инвестирования, создания, разработки и ее практического внедрения
4 Мотивация труда побуждение работника к активной трудовой деятельности путем использования различных его интересов
5 Предельные издержки дополнительные затраты производства, связанные с увеличением объема выпуска продукции на одну единицу
6 Рентабельность предприятия характеристика степени эффективности использования имущества (активов) предприятия
7 Себестоимость продукции денежная форма выражения затрат на производство и реализацию продукции
8 Тарифная система комплекс нормативов, обеспечивающих регулирование уровня заработанной платы в зависимости от квалификации работников, характера и условий труда, территориального размещения предприятия

 

Продолжение «Глоссария»

1 2 3
9 Чистая прибыль часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после оплаты налогов и других платежей в бюджет
10 Чистые активы сумма активов предприятия за вычетом его суммарных обязательств

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: