Причинение вреда при задержании лица совершившего преступление

Не считается преступлением причинение вреда лицу совершившему преступление, при его задержании с целью доставления в органы государственной власти и пресечение возможности совершения им новых противоправных действий, если иными средствами задержать такое лицо не представляло возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

Необходимо различать виды задержаний:

1. Уголовно-правовое задержание предполагает физический захват - поимку и доставление лица, совершившего преступление, в орган государственной власти.

Такое задержание осуществляется в процессе охраны общественного порядка, например, при непосредственном наблюдении факта преступления, либо в ходе всевозможных рейдов в общественных местах.[18] Физический захват – это средство, позволяющее сотрудникам ОВД, или другим лицам пресечь преступление. Зачастую захват производится до возбуждения уголовного дела гражданами или работниками милиции, не уполномоченными на производство уголовно-процессуальной деятельности, например, бойцами отряда милиции особого назначения, а также в ходе оперативно-розыскной деятельности. Порядок захвата и доставления лица, сотрудниками ОВД, заподозренного в совершении преступления, регламентируется пункт 260уставом патрульно-постовой службы милиции[19].

Ключевым отличием от уголовно-процессуального задержания наличие такой цели как доставление преступника в органы государственной власти. Если данная цель не была достигнута, то такого обстоятельства исключающего преступность деяния как задержания лица совершившего преступления нет. Данное деяние может быть расценено как необходимая оборона или крайняя необходимость.

2. Уголовно-процессуальное задержание - это мера уголовно-процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Целями уголовно-процессуального задержания являются: выяснение причастности к преступлению подозреваемого разрешение вопроса о заключении под стражу.

3. Административное задержание - не связано с совершением преступления и не применяется в сфере уголовного процесса. Оно производится в случае нарушения общественного порядка или невыполнения законных требований сотрудников милиции при совершении проступка, то есть виновного общественно-вредного деяния, влекущего административную ответственность.

Основанием для применения административного задержания гражданина служит, например, установление порядка в общественных местах, либо установление личности правонарушителя. Срок административного задержания не может превышать 3 часов.

В основе разграничения уголовно-правового и административного задержания лежит характер правонарушения, его общественная опасность и цель задержания.

Задержание лиц совершивших преступление – одна из основных задач ОВД, обязанность и право сотрудников ОВД. Однако уголовно-правовое задержание может производить любое лицо, а не только сотрудники правоохранительных органов. Но только сотрудникам ОВД прямо законом предоставлено право использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружия для задержания лица совершившего преступление.

К условиям правомерности относятся:

1. Задерживать путем причинения вреда можно только лицо совершившее преступление. Вред причиняется только данному лицу. В данном случае им признается, лицо Задержание может быть предпринято в отношении лица, застигнутого при совершении преступления или непосредственно после его совершения; лица, на которое очевидцы укажут как на исполнителя преступления; лица, на котором, или на его одежде, или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.[20] Когда оно пыталось скрыться или оказывало сопротивление.

2. Задержание должно осуществляться после совершения преступления, но до истечения сроков исковой давности.

3. Необходимость причинения вреда, в сложившейся обстановке, только таким способом можно достичь цели задержания.

4. Достижение цели задержания – доставление в органы государственной власти.

5. Вред, причиненный должен быть равен или меньше вреда причиненного лицом путем совершения преступления.

В пункте 23 устава ППСМ: «Сотрудники подразделений ППСМ при несении службы имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции"». Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия рассматривались выше, в пунктах раскрывающих необходимую оборону и крайнюю необходимость.

В отличие от необходимой обороны и крайней необходимости, в ГК РФ нет специальной статьи, которая регламентировала бы возможность возмещения вреда причинителем. Данный вопрос урегулирован статьей 1069 ГК РФ. В случае правомерного задержания лица совершившего преступления, вред причиненный сотрудником ОВД не будет возмещаться с ОВД, а вследствие и сотрудника. Когда же сотрудник причиняет вред при задержании лица совершившего преступления, действуя в рамках уголовного закона, но нарушая другие нормативно правовые акты, в частности закон «о милиции», лицо потерпевшее может потребовать возмещение вреда. В данном случае происходит конкуренция норм, норм закона «о милиции» и уголовного закона. Очевидно, что приоритет должен отдаваться последним.[21]

Причинение вреда при задержании до принятия соответствующих уголовно-правовых норм (статься 38 УК РФ) признавалось, как упоминалось, совершенным в состоянии необходимой обороны. Между тем в гражданско-правовом аспекте задержание преступника, на взгляд В. Пономаря, значительно ближе относится к состоянию крайней необходимости. «В самом деле, причинение вреда при задержании преступника есть не что иное, как устранение опасности уклонения от ответственности лица, совершившего преступления, пресечение возможности совершения им новых преступлений. При этом подобные приносящие вред действия совершаются в пользу общественных интересов или в целях защиты прав и свобод отдельных граждан»[22]. В данном случае вопрос о восстановлении вреда причиненного при задержании преступника не решается. Согласно статьи 1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости может подлежать возмещению. Исходя из этого более рациональным путем выхода из проблемы решение вопроса о возмещении или не возмещении вреда при задержании является поправка в ГК РФ:

Добавить статью 1067.1 следующего содержания: «Причинение вреда при задержании преступника. Не подлежит возмещению вред, причиненный лицу, совершившему преступление, при его задержании, если при этом не были превышены необходимые для этого меры. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с данной статьей, должен быть определен судом с учетом степени вины, как потерпевшего, так и причинителя вреда, иных обстоятельств задержания»[23].

Данная поправка конкретно решит вопрос о возмещении вреда в случае его причинения при задержании преступника. А значит, предоставить дополнительные гарантии сотрудникам ОВД, а при использовании предоставленного УК РФ право на причинения вреда при задержании преступника, когда возникнет вопрос о возмещении вреда.

Сотрудник ОВД имеет право причинить вред лицу совершившему преступление, с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, при условии не допущения превышения необходимых для этого мер. Однако в действующем законодательстве существует пробел, связанный с возмещением вреда, причиненным при задержании лица совершившего преступление. Данный пробел может решить поправка в ГК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: