Проект концепции региональной государственной молодежной политики в Волгоградской области

Настоящая концепция формулирует основные положения определяющие направленность и конкретные меры необходимые для формирования, обеспечения и реализации региональной государственной молодежной политики в Волгоградской области (далее – региональной молодежной политики или ГКМП) в соответствии с предметами ведения Волгоградской области и исходя из общероссийской целей и принципов такой политики, а также региональных особенностей и имеющихся средств.

Целью региональной политики является содействие молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет (молодым гражданам, молодежи) в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации. Такое содействие осуществляется органами государственной власти Волгоградской области путем реализации Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации на территории Волгоградской области, а также создания дополнительных к общероссийиским экономических, отганизационных и правовых гарантий, исходя из компетенции указанных органов и имеющихся средств.

Принятие концепции государственной молодежной политики в Волгоградской области вызывается необходимостью:

- поддержания в регионе политической и экономической стабильности на основе сбалансированности интересов различных групп населения, включая молодежь;

- обеспечения прав детей, подростков, молодежи их физического и духовного оздоровления;

- определения (с учетом сегодняшних реальностей) духовно-нравственных ориентиров, а также правовых, организационных форм гражданского становления молодежи, ее подготовки к самостоятельной жизни;

- достижения определенной согласованности в принципиальных подходах к отрасли молодежной политики.

 Концепция сформулирована с учетом федеральной программы “Молодежь России”, основных направлений ГМП в РФ, а также в рамках реализации республиканского законодательства в области ГМП, региональной научно-исследовательской программы “Концептуальные основы и законодательное обеспечение реализации ГМП в Волгоградской области”.

Концепция содержит следующие основные разделы:

1. Необходимость принятия и основы концепции, основные принципы и задачи обеспечения реализации региональной государственной молодежной политики в Волгоградской области.

2. Основные направления и приоритеты формирования и реализации региональной государственной молоденой политики в Волгоградской области.

2.1. Трудовая занятость и профессиональная подготовка.

2.2. Образование.

2.3. Социальная работа.

2.4. Здоровье и жилище, поддержка молодой семьи.

2.5. Духовность и рекреативность.

2.6. Правосознание, безопасность и декриминализация.

2.7. Организационное, научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение реализации РГМП.

3. Управление в сферах региональной молодежной политики.

3.1. Создание отрасли молодежной политики.

3.2. Содействие формированию на областном уровне правовой базы молодежной политики.

3.3. Финансовое обеспечение.

3.4. Взаимодействие с общественными объединениями.

3.5. Работа с кадрами и организационное обеспечение.

3.6. Обеспечение доступа к средствам массовой информации, формирование общественного мнения.

3.7. Научно-учебное, методическое, информационное обеспечение молодежной политики. 

Коснемся некоторых разделов подробнее. Так, первый раздел.

Следует констатировать: существует пока слабая нормативна база как на Федеральном, так и на региональном уровне и ее отставание от реальных процессов, происходящих в молодежной среде.

Необходимость принятия концепции диктуется:

- опережающим характером негативных тенденций в молодежной среде;

- становлением, начиная с 1991 года, государственных молодежных структур и обретение ими реальной дееспособности;

- отсутствием идеологии государственного строительства и гражданского воспитания россиян;

-необходимостью стабилизации и взятия под контроль процессов, происходящих в молодежной среде.

Целью разработки концепции является создание для формирования региональной государственной молодежной политики, направленной на обеспечение нормального процесса развития личности.

В сфере молодежной политики органы государственной власти Волгоградской области ставят перед собой две главные взаимосвязанные задачи:

- создание условий для реализации детьми, молодежью в массовом порядке своих прав и свобод, а также выполнение соответствующих обязанностей как необходимой основы их физического, духовного, нравственного развития, гражданского становления, сопряженного с обретением достоинства, ответственности, патриотизма;

-обеспечение в ходе этого сбалансированности законных интересов детей.

Ведущими органами государственного и муниципального управления, ответственными за реализацию этих задач, являются Комитет по делам молодежи Волгоградской области и комитеты (отделы) по делам молодежи городов области. Комитеты организуют выполнение указанных задач, ориентируясь на систему соответствующих приоритетов. Система приоритетов определяется комплексом проблем молодежной среды, обусловленных в свою очередь всей совокупностью сегодняшних правовых, экономических, политических, социокультурных и других факторов.

Во втором разделе, где определены приоритеты региональной молодежной политики, указано, что все вопросы должны прорабатываться и решаться с учетом приоритетов РГМП в отношении трех категорий (возрастных групп) молодежи, подростков и детей:

а) до 14 лет; б) с 14 до 18 лет; в) с 18 до 30.

Например, для третьей возрастной группы, в первую очередь необходимо:

А) обеспечение учебы в средних и высших учебных заведениях, рабочими местами; профессионального становления и роста;

Б) приобщение к культурным формам досуга в том числе уже в рамках молодой семьи; адекватной среды общения;

В) помощь в планировании семьи, организации здорового образа жизни и воспитания детей;

Г) содействие в решении жилищных и финансовых проблем.

Исходя из анализа современной ситуации, результатов предварительного изучения проблемы, других существующих данных., концепция определяет в качестве приоритетных Региональные комплексные целевые программы, подлежащие разработке и реализации в первоочередном порядке:

1. “Трудовой занятости и профессиональной подготовки молодежи и подростков”.

2. “Региональная система социального контроля, профилактики девиантного поведения и наркотизации молодежи”.

3. “Рекреативность и здоровый образ жизни молодежи”.

4. “Жилье и здоровье – молодой семье”.

5. “Региональная система социальной работы для молодежи”.

6. “Организацтонное, научно-методическое и кадровое обеспечение реализации РГМП”.

7. “Региональная система информационного и научно-методического обеспечения РГМП”.

В силу известных социально-экономических, политических и культурных трансформаций последних лет, приведших к ликвидации ряда социальных институтов, превращению новых, произошло рассогласование их деятельности в части подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни.

Поэтому органы государственной власти, в частности в Волгоградской области, поставлены перед необходимостью создать отрасль молодежной политики заново, на другой основе и с иным механизмом функционирования.

Осуществляемые Комитетом по делам молодежи области государственной регулирование и межведомственная координация должны способствовать поэтапному согласованию действий субъектов молодежной политики.

2.1. Комитет по делам молодежи администрации Центрального района Волгограда.

Положение о комитете по делам молодежи администрации Центрального района было утверждено постановлением главы администрации Центрального района г. Волгограда от 11.10.2000 года № 969-п.

1. Общие положения

1.1. Комитет по делам молодежи (в дальнейшем – комитет) является структурным подразделением администрации Центрального района г. Волгограда, обеспечивающим исполнение полномочий администрации Центрального района по осуществлению регулирования и межотраслевой координации в сфере реализации государственной молодежной политики, а также вопросов физической культуры и спорта.

1.2. Комитет в своей деятельности подчиняется заместителю главы

администрации, курирующем вопросы молодежной политики.

1.3. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской федерации, указами и распоряжениями Президента России, решениями органов государственного и муниципального управления, решениями Волгоградской областной Думы, городского Совета народных депутатов и настоящим положением.

1.4. Комитет имеет сокращенной название наименование – КДМ Центрального района.

1.5. Комитет имеет статус юридического лица, обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, гербовую печать, штапмы и бланки со своим наименованием.

1.6. Комитет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими управлениями, комитетами и отделами, другими заинтересованными организациями.

2. Основные задачи

2.1. Организация реализации государственной молодежной политики, политики в области физической культуры и спорта на территории Центрального района г. Волгограда.

2.2. Координация и контроль, в пределах компетенции комитета, деятельности структуры служб администрации Центрального района, общественных и иных организаций, ведущих работу с различными категориями молодежи, в том числе в области спорта.

2.3. Формирование у молодежи гражданственности, патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

3. Функции комитета

3.1. Осуществляет проведение единой государственной молодежной политики, политики в области физкультуры и спорта, разрабатывает и реализует практические планы и мероприятия по вопросам молодежной политики, физической культуры и спорта района и обеспечению реального соблюдения прав молодого человека.

3.2. Организует научные исследования по анализу положения дел молодежи, социальному прогнозированию, привлекают молодежь к решению социально-экономических задач района, управлению государственными, общественными делами.

3.3. Создает условия, расширяющие возможности молодых людей в трудоустройстве, получении перспективных профессиональных знаний и навыков.

3.4. Развивает формы и методы организации досуга, отдыха, туризма среди подростков и молодежи. Оказывает помощь и поддержку молодежным и детским организациям, спортивным клубам и обществам.

3.5. Занимается профилактикой правонарушений среди подростков и молодежи.

3.6. Организует работы социально-досуговых и спортивных центров детей и молодежи по месту жительства.

3.7. Обеспечивает развитие экспериментальной работы в области физкультуры и спорта, координирует проведение этой работы, внедряет результаты экспериментов в практику.

3.8. Организует создание условий для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха, вовлекает в физкультурно –спортивную деятельность инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем.

3.9.Принимает участие в организации летнего отдыха учащейся молодежи.

3.10. Проводит консультации, совещания, учебу работников, занимающихся решением молодежных и спортивных проблем в районе.

3.11. Осуществляет международные связи среди молодежи. В том числе спортивные.

3.12. Организует прием молодежи, своевременное рассмотрение предложений, заявлений, жалоб по вопросам своей компетенции.

Молодежная политика реализуется по основным направлениям, одобренным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации” (). Но на разных уровнях реализация молодежной политики отличается. Областной уровень отличается от городского и конечно, от районного. Так, комитет по делам молодежи Центрального района работает в следующих основных направлениях:

1. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

2. Решение социально-экономических проблем молодежи.

3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи.

4. Социальная поддержка и защита молодежи.

5. Информационное обеспечение молодежи и молодежной политики., профессиональная подготовка аттестации кадров молодежной политики.

В своей работе комитет придерживаются программы “Молодежь Волгограда” на 2000-2001 годы, утвержденную постановлением Волгоградского совета народных депутатов от 22.06.2000 №15/180.() Так, в рамках данной программы в соответствии с перечисленными направлениями можно назвать планируемые мероприятия на 2001 год, утвержденными Председателем комитета по делам молодежи Администрации Центрального района г. Волгограда Шибаковым Евгением Павловичем.

Первое направление включает следующие мероприятия:

-патриотическое воспитание молодежи, в том числе “Праздник улицы Гагарина”, поход по местам боевой славы, День призывника, День студента.

Второе направление:

-поддержка молодой семьи, в том числе конкурс “Идеальная пара 2001 г.”; организация временной занятости подростков и молодежи.

     Третье направление:

-поддержка детских и молодежных объединений, в том числе помощь молодежным объединениям в проведении мероприятий; поддержка студенческой молодежи; организация досуга, поддержка талантливой молодежи, в том числе День студента, День молодежи, фестиваль “Студенческая весна”, поддержка команд КВН ССУЗов, школьный КВН; организация летнего отдыха: военно-патриотический лагерь, поддержка бард-лагеря “Сарпинские зорьки”; спортивные мероприятия.

Четвертое направление:

-профилактика правонарушений молодежи, развитие социальных служб для молодежи, в том числе: акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом, акция “Мир без наркотиков”, киноклуб “Твой выбор”; работа по месту жительства – мероприятия в подростковых клубах (которых в центральном районе насчитывается около 8).

Пятое направление:

-информационное обеспечение молодежи и молодежной политики, в том числе развитие единой компьютерной молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Центрального района г.Волгограда; профессиональная подготовка и аттестация кадров молодежной политики.

 Это все, что касается мероприятий, запланированных на будущий год. Но Комитет в своей деятельности руководствуется не только данной программой, но и многими нормативными актами, изданными как не федеральном уровне, так и на местном. Также мы проанализировали деятельность Комитета в текущем году и результаты оформили в графике. (Приложение)

                               Заключение.

Таким образом, государственная молодежная политика России носит “децентрализованный” характер и ориентируется на местные потребности. Причем политическая ответственность за молодежную работу лежит на органах местного самоуправления. Этому принципу построения “снизу вверх” соответствует точка зрения, что каждый раз более крупная единица(субъект Федерации, Федерация) лишь тогла несет ответственность, когда молодежная работа выходит за рамки специфической местной сферы деятельности. Федеральные органы практически не имеют возможности влиять на позицию субъектов Федерации и местоного самоуправления в силу отсутвтвия соответствующтх нормативных правовых актов, очерчивающих ихи полномочия по данному вопросу. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: