Политика доходов государства

Политика доходов государства подразумевает политику государства непосредственно в области доходов и в области заработной платы. Существуют два взаимосвязанных подхода к изучению проблемы распределения дохода в обществе:

¾ функциональное распределение доходов — оно связано с тем, каким способом денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, проценты и прибыль;

¾ личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств.

В любом обществе всегда наблюдается определенная степень неравенства доходов, ее можно изобразить графически с помощью кривой Лоренца. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах или между различными группами населения.

Существуют основные причины, из-за которых формируется неравенство доходов в обществе[4]:

1. различия в способностях;

2. образование и обучение;

3. профессиональные вкусы и риск;

4. владение собственностью;

5. господство на рынке;

6. удача, связи, несчастья и дискриминация.

Эти факторы существенно влияют на изначальный доход человека. Но, кроме этих есть еще и некоторые специфические факторы углубления неравенства. В России, например, очень велика доля таких факторов, как неоправданно низкая цена труда на начальном этапе рыночных реформ, и неотрегулированность правового поля реформ. Эти причины позволяют относительно небольшой группе российских граждан присваивать большие теневые доходы. Правительством предусматривается обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан. Также планируется введение эффективного контроля над реальными доходами. Такой контроль может проводиться путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам. При обнаружении какого-либо несоответствия в этой области будут применяться соответствующие меры.

Но, тем не менее, хотя пагубное влияние сильного неравенства доходов на экономику очевидно, общество все же не может без него обойтись. Достаточно трудно подсчитать оптимальную степень неравенства, и эта проблема становится основным самым важным вопросом в определении стратегии государства, касающейся проблемы неравенства доходов. На этот вопрос нет общепринятого ответа, и можно привести аргументы за и против усиления неравенства. Основной аргумент в пользу равного распределения доходов состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя или предельной полезности.

Но можно привести и аргумент в пользу неравенства доходов, так как только если будет наблюдаться неравенство, то будут и стимулы для производства продукции и получения дохода предпринимателями. Таким образом, окончательного решения о том, какое влияние должно оказывать государство на распределение доходов в обществе, вынести нельзя, можно лишь сказать, что нельзя также вдаваться ни в одну из крайностей, так как плохо влияет на экономику как абсолютное равенство в доходах, так и сильно выраженное неравенство.

Но распределение доходов в обществе неразрывно связано и с расходами населения. Есть 3 типа расходов населения:

¾ уплата налогов государству;

¾ расходы на личное потребление;

¾ сбережения.

Часть доходов населения поступает государству в форме налогов с граждан. Основным налогом является подоходный налог, составляющий 13%.

Расходы на личное потребление. Благодаря этим расходам большая часть общего дохода перемещается от граждан обратно в производственный сектор экономики. Масштабы и структура общего объема производства страны во многом зависят от размера и структуры потребительских расходов. Потребительские расходы можно классифицировать несколькими способами, одной из таких классификаций является разделение их на потребление товаров и услуг.

Сбережениями является та часть дохода, которая не потребляется, а откладывается впрок. Сбережения бывают в форме средств на банковских счетах, вложений в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины для сбережений весьма разнообразны, но их все можно свести либо к защите доходов, либо к спекуляции. Домашние хозяйства делают сбережения, чтобы обеспечить себя на «черный» день, в случае непредвиденных обстоятельств — болезни, несчастного случая, безработицы, в случае выхода на пенсию, чтобы финансировать обучение детей или просто для полной финансовой обеспеченности своей семьи.

Кроме того, сбережения могут использоваться для биржевых игр и спекуляции. Можно направить часть своего дохода на покупку ценных бумаг, получая доход от повышения их номинальной стоимости. В настоящее время в России сбережения делаются в основном в форме покупки валюты.

Возможность делать сбережения зависит главным образом от размеров дохода человека. Если этот доход очень низкий, то домашнее хозяйство начинает расходовать свои сбережения. Благодаря этому, оно может затрачивать на потребление сумму, превышающую тот доход, который остался после уплаты налогов. Домашнее хозяйство может достичь этого также с помощью кредитов и займов, за счет сбережений, которые будут накоплены потом, когда доход станет выше. При этом и сбережения и доходы напрямую зависят от размеров дохода.

Помимо политики распределения доходов, к политике доходов государства относят и политику заработной платы. Регулирование заработной платы является важнейшим социально-экономическим фактором и в индустриальном и в постиндустриальном обществе, оно основывается на трех принципах[5]:

1. достойной оплате труда, что позволяет удовлетворить потребности работника и его семьи;

2. взвешенном определении цены труда с помощью рыночных и государственных методов в интересах социальной стабильности;

3. социальной сплоченности — главном условии повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, уменьшения неравенства в доступе к материальным и интеллектуальным благам, сведения к минимуму поляризации общества.

Существуют различные показатели, по которым можно охарактеризовать состояние заработной платы в экономике[6]:

¾ минимальная и средняя заработная плата, соотнесенная с покупательной способностью (количество приобретаемых наборов потребительской корзины);

¾ доля минимальной заработной платы по отношению к средней ее величине;

¾ соотношение заработной платы нижней и верхней децильных групп ее получателей (децильный коэффициент дифференциации оплаты труда);

¾ доля заработной платы в структуре затрат на рабочую силу и по отношению к ВВП.

В России практически по всем этим показателям состояние заработной платы можно оценить как неудовлетворительное. Например, размер минимальной заработной платы составляет всего 1/4 часть прожиточного минимума, а доля работников с оплатой труда ниже прожиточного минимума — более 30% от общей численности работающих. Такая ситуация является недопустимой, и она свидетельствует о крайне несовершенных методах регулирования. В настоящее время в России происходят сложные социальные процессы, и в условиях очень большой поляризации доходов важно разработать рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказавшись от устаревших среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.

Большим препятствием к повышению благосостояния является и нехватка хорошо оплачиваемых рабочих мест, и если не принять в ближайшее время важных государственных решений по этому поводу, то это может еще больше обострить социальную ситуацию в стране. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей. Нужна государственная программа регулирования заработной платы, позволяющая мотивировать россиян к творческому и эффективному труду.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: