Основные направления и функции государственного регулирования

Вопрос государственного регулирования очень важен на современном этапе развития российской экономики, так как, к сожалению, в наше время в экономике нет ярко выраженных рыночных или командных преимуществ. В нынешний сложный период развития экономики государственное регулирование особенно необходимо, так как при экономическом кризисе нельзя обойтись без четкого отслеживания всех процессов, происходящих в обществе.

В целом регулирование экономики определяется несколькими функциями, которые зависят от тех целей, которые преследует государство в своей политике. Основной целью экономической политики правительства РФ является повышение уровня жизни населения и обновление системы ценностей общества.

В соответствии с этими целями должны определяться приоритетные функции государства для обеспечения регулирования социально-экономического развития. В экономической теории отсутствуют единые взгляды на те функции, которые доступны государству в экономике, которые оно может выполнять с положительным макроэкономическим эффектом для общества. Но список этих функций стоит конкретизировать. Тут можно согласиться с известным российским ученым Е. Ясиным, который перечисляет следующие функции, которые государство может выполнять в экономике[2]:

1. социальная функция государства;

2. экологическая функция государства;

3. законодательная функция государства;

4. оборона и безопасность, защита от внешних угроз;

5. обеспечение макроэкономической стабильности;

6. институциональная политика государства;

7. оказание публичных услуг населению;

8. содействие развитию экономики (промышленная политика);

9. предупреждение или устранение так называемых «провалов рынка»;

10. государственное предпринимательство.

Рассмотрим подробнее эти функции применительно к российской экономике:

1. К социальной функции государства относится социальная защита населения и предоставление социальных гарантий. Государство должно защищать своих граждан, и в особенности социально уязвимые слои населения. Такая защита особенно нужна людям в переходный период. Но, к сожалению, нельзя сказать, чтобы на нынешнем этапе правительство нашей страны справлялось с ней достаточно успешно.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями. С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества — устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с провалами рынка. С другой — если государство полностью берет на себя содержание социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.

2. Экологическая функция государства в экономике является одной из важнейших, так как именно от реализации этой функции в основном зависит качество жизни и здоровья населения. В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

3. К законодательной функции государства в экономике относится обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Сюда можно включить формирование законодательства, обеспечение законности и правопорядка, разрешение споров на основе законов (суд), принуждение к исполнению законов и судебных решений.

Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, ставит условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

4. Функция обороны государства подразумевает не только защиту от внешних угроз, выполнение которой сохраняет целостность государства, но и защиту от терроризма, ставшего большой проблемой современности. С этой целью государство не только совершенствует оборонные системы, но и само производит более совершенное оружие.

5. К обеспечению макроэкономической стабильности относится стабилизация экономики, стимулирование сбалансированного экономического роста, недопущение инфляции и устойчивость национальной валюты. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

В России на данный момент политика в области этой функции неэффективна: сейчас инфляция происходит быстрыми темпами, которые постепенно все увеличиваются, национальная валюта весьма неустойчива. Не наблюдается и экономического роста, а даже наоборот, происходит спад производства.

6. Институциональная политика государства это — проводимые государством меры по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов. Эта функция государства весьма существенна, так как институциональные реформы необходимы для выращивания продуктивных институтов и ценностей. Но эти реформы опасны, потому что влекут за собой политические и экономические риски, к которым власть особо чувствительна, и если она находится в прочном положении, то не станет проводить эти реформы.

7. Государство оказывает публичные услуги населению (помимо обороны и обеспечения правопорядка), с целью предоставления их более широкому кругу граждан, чем те, которые готовы оплачивать их по реальной стоимости. К основным публичным услугам государства относятся в первую очередь здравоохранение и образование.

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство, так как каждый гражданин имеет конституционное право на минимальный уровень образования. В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

В сфере здравоохранения государство должно брать на себя большую часть ответственности, так как эта область социальной сферы специфична с точки зрения мотивации принятия экономическими агентами решений и их последствий.

8. Реализация промышленной политики государства стала ключевым фактором осуществления политики поддержания конкуренции. Промышленная политика часто стимулирует изменения антимонопольного законодательства и практики его применения. В то же время антимонопольное регулирование выступает как условие эффективности самой промышленной политики, а успешная промышленная политика всегда имеет в своем распоряжении адекватную политику поддержки конкуренции.

9. К «провалам рынка» относятся такие ситуации в экономике[3]:

¾ производство общественных благ;

¾ монополизация производства;

¾ безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность;

¾ безразличие рынка к проблеме социальной справедливости;

¾ невозможны прорывы в фундаментальной науке и технике, глубокая структурная перестройка национальной экономики;

¾ чрезмерная дифференциация регионов страны;

¾ необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне.

Государство может не допустить возникновение «провалов рынка» или устранить уже имеющиеся посредством прямого государственного контроля над ценами, заработной платой, нормированием потребления определенных благ и т.п.

10. Государственным предпринимательством называется владение и управление компаниями, производящими товары и услуги, которые также могут производиться и частными компаниями. Оно может рассматриваться как способ предупреждения «провалов рынка» или содействия развитию экономики, в том числе осуществлению структурных сдвигов через государственные инвестиции.

Если частные компании зарабатывают много и используют дохода не как считает нужным государство, у него возникает соблазн забрать эти доходы, чтобы лучше применить их в общественных интересах. Если частные предприятия работают в традиционных отраслях и не выдерживают конкуренции, то государство может национализировать их или выкупить долю, достаточную для контроля. Государственные компании становятся инструментом государственной политики за счет эффективности бизнеса, поэтому государственное предпринимательство — худший инструмент политики модернизации.

Кроме этих функций в экономике государство выполняет еще и некоторые внешнеэкономические функции. Внешние функции заключаются в отстаивании государственных интересов во взаимоотношениях с мировым сообществом, это:

¾ защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства;

¾ обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

¾ поддержание мира и мирного сосуществования.

Таким образом, вышеперечисленные функции, в случае если государство реализует их комплексно, повышают уровень благосостояния и развития общества. Для России особенно важно сосредоточиться на выполнении функций государством, так как оно способно скорректировать некоторые несовершенства в экономике нашей страны.

Но, к сожалению, в настоящий период времени государство не может реализовать многие из своих функций. Например, сейчас очень слабо реализуются социальная и экологическая функции, так как для их выполнения необходимы очень большие финансовые затраты государства, а в период кризиса в экономике нет дополнительных средств. В то же время именно социальная функция сейчас очень важна, так как в стране наблюдается рост безработицы и инфляции, и люди как никогда нуждаются в поддержке.

Также государство недостаточно проводит промышленную политику, отечественное машиностроение сейчас находится в глубоком кризисе, приходится помогать в особенности автомобильной промышленности. Государству необходимо уделять больше внимания макроэкономической стабильности, так как эта функция существенно влияет на общество. В настоящее время в экономике РФ наблюдается спад производства, неустойчивость национальной валюты и высокая инфляция. В такой ситуации нужно стабилизировать экономику, чтобы не допустить более серьезных кризисных явлений.

Нужно доработать и институциональную политику, сформировать основные общественные институты, устранить наиболее существенные провалы рынка, такие как производство общественных благ, монополизация экономики и безработица. Более хорошо обстоит дело с такими функциями, как законодательная и оборонная функции, государственное предпринимательство и публичные услуги.

В итоге изучения проблемы можно сказать, что для того чтобы улучшить качество жизни общества, государству необходимо обращать больше внимания на выполнение своих функций в экономике, в особенности связанных с антикризисной поддержкой населения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: