Принципы построения организационных структур

 

Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации конкретных целей, можно рассматривать как организацию и исследовать в ней все проходящие организационные процессы. Организация может быть плохо либо хорошо организована, по мнению руководителей, однако конкретных критериев для оценки организации управления намного больше.

Можно рассматривать способы организации подразделений с целью выявления соответствия их будущим задачам. Реализация целей или задач может тормозиться деятельностью отдельных групп фирмы, цели которых не совпадают с целями фирмы. Например, отделы сбыта в некоторых фирмах сформированы по продуктам. Отсюда при сбыте продукции неизбежны противоречия и снижение эффективности работы фирмы.

Можно рассматривать также логику взаимосвязи сотрудников при решении управленческих задач и судить о степени организованности работы.

Можно рассматривать форму организации управленческой деятельности и приспособляемость ее к меняющимся целям организации.

Из всего сказанного следует. Что работа в фирме должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели организации, причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом.

Указанные факторы следует учитывать при построении любой реальной структуры управления в организации.

Для четкой работы организации необходимо следующее:

- Цели должны быть понятными всем работникам фирмы;

- Система целей должна реализовать глобальную цель;

- Информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;

- Работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;

- Удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.

Можно сделать вывод, что управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решения).

Сформируем правила создания организационной структуры управления:

1. Для вертикальной иерархии:

- Организационная структура должна быть предельно проста;

- Схема организационной структуры должна быть обозрима;

- Каждый работник иерархии должен иметь должностную инструкцию;

- Информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);

- Линии подчиненности и ответственности должны четкими, необходимо избегать двойного подчинения;

- Руководство всей деятельностью осуществляет высшее руководство;

- Глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;

- Функции линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены.

2. Для горизонтальной сети:

- Все участники сделки равноправны;

- Все отношения менеджмента и клиента временные;

- Основным критерием является «временная взаимозависимость».

- Решения принимаются функциональными собраниями типа «круглый стол»;

- Формирование и координация сети обеспечением менеджментом.

Реализация указанных правил позволит проектировать наиболее эффективную структуру управления фирмой.

Формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. При построении организационной структуры необходимо провести анализ и оценку внешней и внутренней среды, влияющих на предприятие, а также выявить необходимость или целесообразность корректировки сложившейся структуры или построения новой.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющими организацию фирмы.

Принципы построения структуры организации:

- Принцип единоначалия – работник должен получать задачи и полномочия только от одного руководителя отвечать только перед ним же;

- Ограничение сферы контроля руководителя – рекомендуемое число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю;

- Принцип соответствия – необходимо соблюдать соответствие между объемом задач, полномочий и ответственность работника.(2)

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: