Внедрение и использование информационных систем в компании ООО «Гелиос компьютер»

Эффективно управлять современным предприятием довольно трудно, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются планирование, координация, контроль, анализ и оценка деятельности, которые осуществляются в различных направлениях деятельности предприятия. Управленческие решения, формируемые в ходе выполнения вышеперечисленных функций, служат отправным моментом для конкретных исполнителей. В связи с тем, что автоматизация исполнения должностных обязанностей и отдельных поручений фактически стала в последнее время стандартом де-факто, особую остроту приобретает проблема автоматизации непосредственно управленческих функций. Рассмотрим в качестве примера Российскую компанию.

Компания ООО «Гелиос компьютер»  образована в 1999 году, с 2006 года входит в группу компаний «Армада», и работает под двумя брендами HELiOS IT-SOLUTIONS — универсальный интегратор инфраструктурных решений для корпоративных и государственных заказчиков и HELiOS BUSINESS COMPUTER, которая работает не на широкий рынок потребителей персональных ПК, а под особые нужды корпоративных заказчиков компании[7].

Рассмотрим более подробно корпоративное управление в группе компаний. ОАО «Армада» было образовано 24 апреля 2007 года в результате выделения ИТ-бизнеса из группы РБК. В 2007 г. «Армада» первой из российских ИТ-компаний провела IPO на российских фондовых биржах ММВБ и РТС. Привлеченные в результате размещения акций средства были направлены на развитие бизнеса и новые приобретения (PM Expert, Союзинформ, Единые Торговые Системы). [8] На сегодняшний день в состав группы входят: ОАО «Армада» (управляющая компания), «Армада Софт» (ПО), «PM Expert» (услуги управления проектами), «Союзинформ» (ИТ-услуги), «Гелиос Компьютер» (ИТ-услуги, АО), «Единые Торговые Системы» (ПО) и другие организации. Структура группы компаний указана на рисунке 5.

 

Рис.5 Структура группы компаний Армада

 

Стратегия «Армады» нацелена на сочетание динамичного органического развития и роста за счет консолидации новых высокорентабельных активов.[9]

Компания ООО «Гелиос компьютер» заняла достойное место, взяв на себя роль основной компетенции по инфраструктурным решениям. Основными видами деятельности в момент образования компании были разработка и производство вычислительной техники. Основным ресурсом компании были и остаются сотрудники компании. В 2000 году HELiOS IT-SOLUTIONS выходит на рынок, оказания полного комплекса услуг по проектированию и внедрению: корпоративных информационных систем; комплексных систем информационной безопасности; сертифицированных инженерных решений; систем и сетей связи: структурированные кабельные системы, порталы, интеграционные шины, хранилища данных, системы пожарной сигнализации и автономного пожаротушения, системы контроля доступа и защиты конфиденциальной информации и т.п. С 2005 года компания вышла на рынок ИТ-аутсорсинга и успешно оказывает услуги по аренде вычислительной техники, предоставлению квалифицированного персонала, технической поддержке ИТ-инфраструктуры.

Предпосылками к внедрению первой ERP системы в ООО «Гелиос компьютер»  в 2000 году послужил рост производства и непрозрачность системы планирования материалов, в первую очередь автоматизировали логистику: складское хозяйство и процесс закупки материалов для сборки компьютеров и товаров для перепродажи в составе комплексных проектов и под единичные задачи заказчиков. К 2005 году постановка на базе КИС системы финансового контроллинга привело к снижению накладных затрат компании и ликвидации убыточных подразделений и исключению из ассортимента нерентабельных продуктов.

В 2008 году было принято стратегическое решение о расширении компании и наращиванию компетенций по основным видам деятельности. В компании началась экспансия на рынок специалистов, начавшейся кризис, позволил получить ценные кадры без сверхзатрат. В корпоративных системах используются различные методы управления, в том числе: методы управления ресурсами, процессами, проектами и корпоративными знаниями (в широком смысле), и к 2010 году компания была готова продолжить внедрение информационных систем для реализации методов управления знаниями и проектами. Было принято решение об автоматизации процесса взаимодействия с заказчиками, и параллельным процессом шла разработка и наполнение внутреннего портала, целями которого было создание единой базы знаний, единого места хранения общекорпоративной информации и предоставления рабочей области во внутрикорпоративном электронном пространстве каждому подразделению компании. Внедрение двух вышеперечисленных систем, позволило упорядочить процесс общения между сотрудниками, в геометрической прогрессии выросшей организации, и благоприятно влиять на формирование новой формальной корпоративной культуры, (т.е. компания начала внедрение у себя полноценной ERP II). А, следовательно, повысилась эффективность работы подразделений. На рисунках 6-8 можно видеть примеры работы в указанных системах.

Рис.6 Реализация управления ресурсами на базе Microsoft Dynamics NAV

Рис.7 Реализация управления отношений с заказчиками на базе Microsoft Dynamics CRM.

Рис.8 Реализация управления внутренней корпоративной информацией на базе Microsoft SharePoint Portal Server.

 

Прямую окупаемость КИС посчитать непросто, поскольку в результате внедрения оптимизировалась внутренняя структура компании, снизились трудноизмеримые транзакционные издержки. Сложно определить, например, в какой степени увеличение доходов компании явилось следствием работы КИС (читать - программной системы), а в какой - результатом настройки бизнес-процессов, то есть плодом управленческих технологий, если эти два процесса шли неотрывно друг от друга, подталкивая друг друга в своем развитие. Точные выкладки по расчетам TCO и ROI компания пока не публикует, однако уже заявляет о плановой окупаемости порядка 120%[10].

Также надо отметить, что при внедрении любой информационной системы, в её составе принято учитывать средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов, реализующих различные методы управления.

Таким образом, еще одним фактором успеха в современном бизнесе помимо продуманной стратегии бизнеса и наличия квалифицированных трудовых ресурсов являются также и информационные системы. КИС выступают как связующее звено при выработке стратегии бизнеса, изменении управления, организации целенаправленной работы с персоналом, играют значимую роль в успешной реализации стратегии предприятия в целом. Важна также концепция развития интегрированных автоматизированных систем, ориентированных на поддержку управления бизнесом. Диктуемые бизнесом потребности в повышении качества управления, соответствия информационных процессов реальным бизнес-процессам, в том числе ускорения документооборота и подготовки принятия управленческих решений, стали ключевыми для развития современных информационных систем в ООО «Гелиос компьютер».




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль КИС не подлежит сомнению, однако как сказал профессор Преображенский в произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце»: "Разруха не в клозетах, а в головах", и он опять прав как сто лет назад, пока в компании нет системы, ни одна даже очень современная технология не позволит навести порядок в управлении и улучшить финансовые показатели.

В работе мы рассмотрели такой важный вопрос как сбалансированность между выгодами использования информационной системы и ее своевременностью и соответственно окупаемостью. Хотя передовые технологии и идеология сращивания информации и электронной системы шагнула на уровень очень высокий, но сказать, что все компании, работающие на рынке, должны использовать только указанный идеальный подход к автоматизации бизнеса, было бы неправильно. Мы еще раз убедились на примере, ООО «Гелиос компьютер» как важно не делать поспешных решений о закупке и внедрении, а идти в ногу со временем и соответствующими тенденциями в бизнесе, с другой стороны не экономить на действительно важных вещах. В первую очередь обращать внимание на точность выстраивания бизнес процессов и их работоспособность в компании, для того чтобы достигнуть более эффективной автоматизации, особенно учитывая тот комплексный подход, который диктует нам рынок.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение грамотной стратегии внедрения КИС, основанной на тщательном анализе всех возможных расходов и преимуществ, возникающих на предприятии в результате этого внедрения, позволит избежать ситуаций, когда на первый взгляд относительно недорогая и устраивающая по всем параметрам КИС при её покупке и внедрении оборачивается для компании колоссальными затратами.

 



Список использованной литературы

1. Алёшкин С.А., «Методы повышения эффективности внедрения корпоративных информационных систем», компания "Ламинфо" http://www.iteam.ru/publications/it/section_53/article_1869/

2. Баранов Владимир, «Что даёт внедрение КИС?», Санкт-Петербург, 2009г. http://www.ya2b.ru/ya2b/articles/elements/21525/

3. Бушуева Л.И., «Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием», http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-1/7.htm#_ftn2

4.   OOO «Консультационная фирма «МРЦБ», «Эволюция КИС», http://www.mrcb.ru/?3018 © 2002-2010

5. Электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org

6. Сайт группы компаний Армада

http://www.armd.ru/ru/for_investors/corporate_management/

7. Сайт группы компаний Армада

http://www.armd.ru/ru/about_group/history/

8. Сайт компании ООО «Гелиос компьютер» http://www.hbc.ru/ru/about/

9. Саутенкова Ольга, CRM и ROI: выбираем и рассчитываем. http://old.e-xecutive.ru/publications/specialization/newfolder5333/newfolder5474/article_5532/#_edn3

10.  Внутренняя отчетность компании.


[1] Бушуева Л.И., «Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием», http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-1/7.htm#_ftn2

[2] Электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org.

[3] Владимир Баранов,  «Что даёт внедрение КИС?», Санкт-Петербург, 2009г. http://www.ya2b.ru/ya2b/articles/elements/21525/.

[4] OOO «Консультационная фирма «МРЦБ», «Эволюция КИС», http://www.mrcb.ru/?3018 © 2002-2010

[5] Алёшкин С.А., «Методы повышения эффективности внедрения корпоративных информационных систем», компания "Ламинфо" http://www.iteam.ru/publications/it/section_53/article_1869/

[6] Ольга Саутенкова, CRM и ROI: выбираем и рассчитываем. http://old.e-xecutive.ru/publications/specialization/newfolder5333/newfolder5474/article_5532/#_edn3

 

[7] Сайт компании ООО «Гелиос компьютер» http://www.hbc.ru/ru/about/

[8] Сайт группы компаний Армада. http://www.armd.ru/ru/for_investors/corporate_management/

[9] Сайт группы компаний Армада. http://www.armd.ru/ru/about_group/history/

[10] Данные внутренней отчетности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: