Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции.

Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая деятельность предприятия, содержание которой — кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием ассоциаций делового сотрудничества (дома делового сотрудничества), производственно-сбытовых предприятий (торговые дела), концессий, консорциумов, акционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные организации, рекламные бюро, лизинговые организации, технические центры и др.), совместных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других форм.

Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели:

- привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта;

- насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;

- привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;

- замещение импорта;

- развитие экспортного потенциала;

- обучение национальных кадров.

При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности предприятия детализируются в зависимости от его общих целей (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 - Цели экспортно-импортных операций предприятия

Цели экспорта Цели импорта
1. Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых рынков. 2. Получение экономии на масштабах производства. 3. Повышение или поддержание технико-экономического уровня производства под воздействием международной конкуренции. 4. Увеличение валютных ресурсов предприятия. 5. Диверсификация производства. 1. Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых внутренних рынков. 2. Модернизация и расширение производственного потенциала. 3. Экономия на замене сырья и оборудования более эффективной зарубежной продукцией. 4. Расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.

 

Выработка эффективных целей внешнеэкономической деятельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и долгосрочные ориентиры работы. Руководители высшего звена определяют стратегические цели, направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Они должны охватывать следующие основные области:

- рынок;

- нововведения;

- человеческие, материальные и финансовые ресурсы;

- производительность;

- социальная ответственность;

- прибыль.

Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на решение проблем подразделений и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия.

Менеджеры низшего уровня устанавливают оперативные цели, связанные с решением текущих задач и характеризирующие результаты, необходимые для достижения тактических и стратегических целей организации.

После определения целей внешнеэкономической деятельности создание совместного предприятия осуществляется в следующей последовательности:

- поиск и выбор иностранного партнера;

- подготовка протокола о намерениях;

- разработка технико-экономического обоснования;

- согласование учредительных документов и регистрация совместного предприятия.

Планирование внешнеэкономической деятельности должно учитывать функционирующую систему международных рынков и специальных экономических зон.

Планирование ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) капитала может быть предусмотрено в двух формах: ссудной и предпринимательской.

Ссудный ввоз (вывоз) капитала может быть в денежной (международные кредиты и займы) и товарной формах (машины, оборудование, патенты и ноу-хау, если они ввозятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или покупаемого предприятия).

Предпринимательская форма ввоза (вывоза) капитала — это международное инвестирование, то есть создание совместных предприятий и их филиалов. Импорт капитала в предпринимательской форме может быть в виде прямых и портфельных инвестиций. Характерная черта прямых инвестиций в том, что инвестор имеет право управленческого контроля над объектом вложения: филиалом предприятия, дочерним или зависимым хозяйственным обществом, совместным предприятием.

Портфельные инвестиции такого контроля не дают и обычно существуют в виде пакета акций, на которые приходится менее 10–25 % собственного капитала предприятия.

Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом, имущество ему выделяет материнское предприятие.

Решения, принимаемые дочерним хозяйственным обществом, определяются основным предприятием в связи с преобладающей долей в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.

В зависимом хозяйственном обществе родительское предприятие имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества (20 % уставного капитала). Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга устанавливаются законом. Через ввоз (вывоз) прямых инвестиций утверждают новые фирмы (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей организации, поглощают ее полностью.

В совместном предприятии правом собственности на прямые инвестиции обладают две или более организаций разных стран. Смешанное предприятие характеризуется участием государственных органов в частной организации.

Основные характеристики прямых инвестиций:

- контроль над ними;

- высокий уровень обязательств в части вложенного капитала, персонала и технологии;

- доступ к внешним рынкам;

- преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции;

- частичное право собственности.

При привлечении иностранного капитала предприятия, вывозящие капитал за границу, преследуют следующие цели:

- обход тарифных и нетарифных протекционистских барьеров;

- использование разницы в стоимости ресурсов, включая рабочую силу;

- повышение конкурентоспособности, внедрение на рынок изнутри;

- получение некоторых льгот и финансового выигрыша при использовании завышенных трансфертных (внутрифирменных) цен, позволяющих легко превратить филиал фирмы в «убыточный», а прибыль перекачать за границу без выплаты налогов.

Основные преимущества иностранного инвестирования:

- долгосрочная гарантия сбыта продукции;

- участие в получении прибыли;

- снижение издержек производства и обращения;

- распределение риска;

- доступ к освоению достижений научно-технического прогресса.

Портфельные инвестиции тесно связаны с торговлей технологиями, то есть покупкой не товара, а технологии производства. Патент на открытие или изобретение предприятие может продать, получив разовую прибыль, или продавать право на временное пользование патентом или ноу-хау.

Для использования патента надо предусмотреть покупку лицензии.

Лицензионная торговля — это торговля специфическим товаром — технологией, имеющей свою цену.

При планировании купли-продажи валюты необходимо учитывать валютный курс и его воздействие на интересы экспортеров (импортеров) товаров и капитала (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 - Влияние изменений валютных курсов на внешнеэкономическую деятельность

Показатель

Повышение курса Понижение курса

Своей национальной валюты

Выгодно Импортеру товаров Экспортеру товаров Экспортеру товаров Импортеру товаров
Невыгодно Экспортеру товаров Импортеру товаров Импортеру товаров Экспортеру товаров

 

Предусмотренные ТК РФ таможенные режимы перемещения товаров представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действия таможенного режима.

Согласно подпункту 22 пункта 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами[1].

В целях структурирования правовых норм, регулирующих применение таможенных режимов, все таможенные режимы разделены законодателем на четыре самостоятельные группы.

1. Основные таможенные режимы:

— выпуск для внутреннего потребления;

— экспорт;

— международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы:

— переработка на таможенной территории;

— переработка для внутреннего потребления;

— переработка вне таможенной территории;

— временный ввоз;

— таможенный склад;

— свободная таможенная зона (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы:

— реимпорт;

— реэкспорт;

— уничтожение;

— отказ в пользу государства.

4. Специальные таможенные режимы:

— временный вывоз;

— беспошлинная торговля;

— перемещение припасов;

— иные специальные таможенные режимы.

Таможенное регулирование представляет собой деятельность по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 ст. 1 ТК РФ), что предполагает создание благоприятных условий (таможенных правил) для перемещения товаров, основанных на учете интересов государства.

Согласно пункту «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Отсюда компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти.

К таким федеральным органам относятся:

— Президент Российской Федерации;

— Федеральное Собрание Российской Федерации;

— Правительство Российской Федерации;

— Федеральная таможенная служба.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство РФ. На ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Как собственно таможенные правила, так и компетенция по их принятию и закреплению в конкретных документах, а также порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих непосредственный контроль за соблюдением таможенных правил, относятся к предмету регулирования таможенного законодательства (пункт 1 ст. 3 ТК РФ).

Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

Планирование интернационализации деятельности

 

В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка.

При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития.

Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 1.3). Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

 

Таблица 1.3 - Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия по стадиям жизненного цикла товара

Элемент

Стадии жизненного цикла

Внедрение Рост Зрелость Упадок
1. Размещение производства • в стране нововведения • в развитых странах • во многих странах • в основном в развивающихся странах
2. Размещение рынка • в основном в стране нововведения • попытки выхода на международные рынки • в основном в промышленно развитых странах • смещение на экспортные рынки • рост спроса • рост в развивающихся странах • спад в промышленно развитых странах • стабилизация спроса • в основном в развивающихся странах • экспорт развивающихся стран • общий спад спроса
3. Конкурентные факторы • почти монопольное положение • сбыт основан не на цене, а на уникальности • развитие качеств товара • рост числа конкурентов • снижение цен конкурентами • большая стандартизированность товара • число конкурентов уменьшается • повышение роли цены • цена — решающее условие • число производителей уменьшается
4. Технология производства • мелкосерийное • меры по улучшению качества товара • высокая трудоемкость и капиталоемкость • увеличение затрат капитала • более стандартизированные методы • крупносерийное производство с высокими затратами капитала • высокая стандартизация • требуется менее квалифицированная рабочая сила • низкоквалифици-рованная рабочая сила при крупносерийном механизированном производстве

 

В зависимости от того, какой товар — индивидуального потребления (ИП) или производственного назначения (ПН) — выпускает и продает предприятие, стратегический план экспорта содержит существенные особенности (табл. 1.4).

 

Таблица 1.4 - Параметры рынков различных товаров, учитываемых при планировании внешнеэкономической деятельности предприятия

Параметр Товар ИП Товар ПН
Структура рынка Географическая децентрализация Географическая концентрация
Тип потребителя Массовый Небольшое число
Конкуренция Множественная Монополистическая
Тип товаров Относительно простой, стандартизированный Технически сложный, часто по индивидуальному заказу
Потребности, удовлетворяемые товаром Личные и семейные Производственные
Решение о покупке Принимается лично, часто спонтанно Принимается осторожно, коллективно
Мотивы покупки В основном эмоциональные В основном рациональные
Влияние рекламы Значительное Незначительное
Каналы товародвижения и сбыта Многоступенчатые, заканчиваются розничным продавцом Короткие, часто прямые: «продавец – покупатель»
Требования к сервису Не всегда решающие для покупки Очень существенные и решающие для покупки

 

Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, — создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п., — занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.

1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешнему рынку, его доработка и улучшение, модернизация.

3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

Для внедрения нового товара на рынке предусматривается формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 1.5).

 

Таблица 1.5 - Планирование формирования спроса и стимулирования сбыта (по В.Е. Демидову)

Параметр рекламы Товар индивидуального потребления Товар промышленного назначения
1. Воздействие Комплексное и многоаспектное на многих людей Одноплановое, на одного человека или семью
2. Роль в обеспечении продажи Вспомогательная Решающая
3. Время для принятия решения о покупке До 2 лет Незначительное, минуты
4. Пробные продажи Редко проводятся, в малом объеме Обязательны в большом объеме
5. Связь покупки с рекламой Трудно проследить Легко заметить
6. Главный элемент рекламы Содержательность текста, информативность, правдивость Эмоциональность текста, простота для восприятия, образ товара мало связан с его потребительскими свойствами
7. Каналы распространения Специальные издания, адресная прямая рассылка Средства массовой информации, наружная реклама и др.

 

Весь процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия (рис. 1.5) включает в себя семь основных блоков (табл. 1.6).


Таблица 1.6 - Процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия

№ блока Функции и их последовательность Краткое содержание
1 Выбор долгосрочных целей Рост сбыта, снижение риска и издержек и т.д.
2 Оценка собственных возможностей Финансовых, производственных, ресурсных, сбытовых, научно-технических и др.
3 Изучение рынка Характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, реклама, налогообложение и др.
4 Выбор альтернатив (стратегий) Определение методов достижения целей, выработка товарной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий
5 Разработка тактики Выбор средств достижения целей на отдельных этапах внешнеэкономической деятельности
6 Формирование спроса и стимулирование сбыта Система введения на рынок новых товаров
7 Анализ и контроль Оценка полученных результатов, учет отклонений от целей, корректировка действий, план действий в непредвиденных условиях

 


ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Аммофос»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: