Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции.
Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая деятельность предприятия, содержание которой — кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием ассоциаций делового сотрудничества (дома делового сотрудничества), производственно-сбытовых предприятий (торговые дела), концессий, консорциумов, акционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные организации, рекламные бюро, лизинговые организации, технические центры и др.), совместных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других форм.
Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели:
- привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта;
- насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;
- привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;
- замещение импорта;
- развитие экспортного потенциала;
- обучение национальных кадров.
При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности предприятия детализируются в зависимости от его общих целей (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Цели экспортно-импортных операций предприятия
Цели экспорта | Цели импорта |
1. Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых рынков. 2. Получение экономии на масштабах производства. 3. Повышение или поддержание технико-экономического уровня производства под воздействием международной конкуренции. 4. Увеличение валютных ресурсов предприятия. 5. Диверсификация производства. | 1. Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых внутренних рынков. 2. Модернизация и расширение производственного потенциала. 3. Экономия на замене сырья и оборудования более эффективной зарубежной продукцией. 4. Расширение ассортимента на национальном потребительском рынке. |
Выработка эффективных целей внешнеэкономической деятельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и долгосрочные ориентиры работы. Руководители высшего звена определяют стратегические цели, направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Они должны охватывать следующие основные области:
- рынок;
- нововведения;
- человеческие, материальные и финансовые ресурсы;
- производительность;
- социальная ответственность;
- прибыль.
Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на решение проблем подразделений и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия.
Менеджеры низшего уровня устанавливают оперативные цели, связанные с решением текущих задач и характеризирующие результаты, необходимые для достижения тактических и стратегических целей организации.
После определения целей внешнеэкономической деятельности создание совместного предприятия осуществляется в следующей последовательности:
- поиск и выбор иностранного партнера;
- подготовка протокола о намерениях;
- разработка технико-экономического обоснования;
- согласование учредительных документов и регистрация совместного предприятия.
Планирование внешнеэкономической деятельности должно учитывать функционирующую систему международных рынков и специальных экономических зон.
Планирование ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) капитала может быть предусмотрено в двух формах: ссудной и предпринимательской.
Ссудный ввоз (вывоз) капитала может быть в денежной (международные кредиты и займы) и товарной формах (машины, оборудование, патенты и ноу-хау, если они ввозятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или покупаемого предприятия).
Предпринимательская форма ввоза (вывоза) капитала — это международное инвестирование, то есть создание совместных предприятий и их филиалов. Импорт капитала в предпринимательской форме может быть в виде прямых и портфельных инвестиций. Характерная черта прямых инвестиций в том, что инвестор имеет право управленческого контроля над объектом вложения: филиалом предприятия, дочерним или зависимым хозяйственным обществом, совместным предприятием.
Портфельные инвестиции такого контроля не дают и обычно существуют в виде пакета акций, на которые приходится менее 10–25 % собственного капитала предприятия.
Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом, имущество ему выделяет материнское предприятие.
Решения, принимаемые дочерним хозяйственным обществом, определяются основным предприятием в связи с преобладающей долей в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.
В зависимом хозяйственном обществе родительское предприятие имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества (20 % уставного капитала). Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга устанавливаются законом. Через ввоз (вывоз) прямых инвестиций утверждают новые фирмы (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей организации, поглощают ее полностью.
В совместном предприятии правом собственности на прямые инвестиции обладают две или более организаций разных стран. Смешанное предприятие характеризуется участием государственных органов в частной организации.
Основные характеристики прямых инвестиций:
- контроль над ними;
- высокий уровень обязательств в части вложенного капитала, персонала и технологии;
- доступ к внешним рынкам;
- преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции;
- частичное право собственности.
При привлечении иностранного капитала предприятия, вывозящие капитал за границу, преследуют следующие цели:
- обход тарифных и нетарифных протекционистских барьеров;
- использование разницы в стоимости ресурсов, включая рабочую силу;
- повышение конкурентоспособности, внедрение на рынок изнутри;
- получение некоторых льгот и финансового выигрыша при использовании завышенных трансфертных (внутрифирменных) цен, позволяющих легко превратить филиал фирмы в «убыточный», а прибыль перекачать за границу без выплаты налогов.
Основные преимущества иностранного инвестирования:
- долгосрочная гарантия сбыта продукции;
- участие в получении прибыли;
- снижение издержек производства и обращения;
- распределение риска;
- доступ к освоению достижений научно-технического прогресса.
Портфельные инвестиции тесно связаны с торговлей технологиями, то есть покупкой не товара, а технологии производства. Патент на открытие или изобретение предприятие может продать, получив разовую прибыль, или продавать право на временное пользование патентом или ноу-хау.
Для использования патента надо предусмотреть покупку лицензии.
Лицензионная торговля — это торговля специфическим товаром — технологией, имеющей свою цену.
При планировании купли-продажи валюты необходимо учитывать валютный курс и его воздействие на интересы экспортеров (импортеров) товаров и капитала (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Влияние изменений валютных курсов на внешнеэкономическую деятельность
Показатель | Повышение курса | Понижение курса |
Своей национальной валюты | ||
Выгодно | Импортеру товаров Экспортеру товаров | Экспортеру товаров Импортеру товаров |
Невыгодно | Экспортеру товаров Импортеру товаров | Импортеру товаров Экспортеру товаров |
Предусмотренные ТК РФ таможенные режимы перемещения товаров представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действия таможенного режима.
Согласно подпункту 22 пункта 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами[1].
В целях структурирования правовых норм, регулирующих применение таможенных режимов, все таможенные режимы разделены законодателем на четыре самостоятельные группы.
1. Основные таможенные режимы:
— выпуск для внутреннего потребления;
— экспорт;
— международный таможенный транзит.
2. Экономические таможенные режимы:
— переработка на таможенной территории;
— переработка для внутреннего потребления;
— переработка вне таможенной территории;
— временный ввоз;
— таможенный склад;
— свободная таможенная зона (свободный склад).
3. Завершающие таможенные режимы:
— реимпорт;
— реэкспорт;
— уничтожение;
— отказ в пользу государства.
4. Специальные таможенные режимы:
— временный вывоз;
— беспошлинная торговля;
— перемещение припасов;
— иные специальные таможенные режимы.
Таможенное регулирование представляет собой деятельность по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 ст. 1 ТК РФ), что предполагает создание благоприятных условий (таможенных правил) для перемещения товаров, основанных на учете интересов государства.
Согласно пункту «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Отсюда компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти.
К таким федеральным органам относятся:
— Президент Российской Федерации;
— Федеральное Собрание Российской Федерации;
— Правительство Российской Федерации;
— Федеральная таможенная служба.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство РФ. На ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Как собственно таможенные правила, так и компетенция по их принятию и закреплению в конкретных документах, а также порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих непосредственный контроль за соблюдением таможенных правил, относятся к предмету регулирования таможенного законодательства (пункт 1 ст. 3 ТК РФ).
Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
Планирование интернационализации деятельности
В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка.
При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития.
Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 1.3). Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.
Таблица 1.3 - Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия по стадиям жизненного цикла товара
Элемент | Стадии жизненного цикла | |||
Внедрение | Рост | Зрелость | Упадок | |
1. Размещение производства | • в стране нововведения | • в развитых странах | • во многих странах | • в основном в развивающихся странах |
2. Размещение рынка | • в основном в стране нововведения • попытки выхода на международные рынки | • в основном в промышленно развитых странах • смещение на экспортные рынки • рост спроса | • рост в развивающихся странах • спад в промышленно развитых странах • стабилизация спроса | • в основном в развивающихся странах • экспорт развивающихся стран • общий спад спроса |
3. Конкурентные факторы | • почти монопольное положение • сбыт основан не на цене, а на уникальности • развитие качеств товара | • рост числа конкурентов • снижение цен конкурентами • большая стандартизированность товара | • число конкурентов уменьшается • повышение роли цены | • цена — решающее условие • число производителей уменьшается |
4. Технология производства | • мелкосерийное • меры по улучшению качества товара • высокая трудоемкость и капиталоемкость | • увеличение затрат капитала • более стандартизированные методы | • крупносерийное производство с высокими затратами капитала • высокая стандартизация • требуется менее квалифицированная рабочая сила | • низкоквалифици-рованная рабочая сила при крупносерийном механизированном производстве |
В зависимости от того, какой товар — индивидуального потребления (ИП) или производственного назначения (ПН) — выпускает и продает предприятие, стратегический план экспорта содержит существенные особенности (табл. 1.4).
Таблица 1.4 - Параметры рынков различных товаров, учитываемых при планировании внешнеэкономической деятельности предприятия
Параметр | Товар ИП | Товар ПН |
Структура рынка | Географическая децентрализация | Географическая концентрация |
Тип потребителя | Массовый | Небольшое число |
Конкуренция | Множественная | Монополистическая |
Тип товаров | Относительно простой, стандартизированный | Технически сложный, часто по индивидуальному заказу |
Потребности, удовлетворяемые товаром | Личные и семейные | Производственные |
Решение о покупке | Принимается лично, часто спонтанно | Принимается осторожно, коллективно |
Мотивы покупки | В основном эмоциональные | В основном рациональные |
Влияние рекламы | Значительное | Незначительное |
Каналы товародвижения и сбыта | Многоступенчатые, заканчиваются розничным продавцом | Короткие, часто прямые: «продавец – покупатель» |
Требования к сервису | Не всегда решающие для покупки | Очень существенные и решающие для покупки |
Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.
Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, — создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п., — занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.
1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.
2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешнему рынку, его доработка и улучшение, модернизация.
3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.
Для внедрения нового товара на рынке предусматривается формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 1.5).
Таблица 1.5 - Планирование формирования спроса и стимулирования сбыта (по В.Е. Демидову)
Параметр рекламы | Товар индивидуального потребления | Товар промышленного назначения |
1. Воздействие | Комплексное и многоаспектное на многих людей | Одноплановое, на одного человека или семью |
2. Роль в обеспечении продажи | Вспомогательная | Решающая |
3. Время для принятия решения о покупке | До 2 лет | Незначительное, минуты |
4. Пробные продажи | Редко проводятся, в малом объеме | Обязательны в большом объеме |
5. Связь покупки с рекламой | Трудно проследить | Легко заметить |
6. Главный элемент рекламы | Содержательность текста, информативность, правдивость | Эмоциональность текста, простота для восприятия, образ товара мало связан с его потребительскими свойствами |
7. Каналы распространения | Специальные издания, адресная прямая рассылка | Средства массовой информации, наружная реклама и др. |
Весь процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия (рис. 1.5) включает в себя семь основных блоков (табл. 1.6).
Таблица 1.6 - Процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия
№ блока | Функции и их последовательность | Краткое содержание |
1 | Выбор долгосрочных целей | Рост сбыта, снижение риска и издержек и т.д. |
2 | Оценка собственных возможностей | Финансовых, производственных, ресурсных, сбытовых, научно-технических и др. |
3 | Изучение рынка | Характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, реклама, налогообложение и др. |
4 | Выбор альтернатив (стратегий) | Определение методов достижения целей, выработка товарной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий |
5 | Разработка тактики | Выбор средств достижения целей на отдельных этапах внешнеэкономической деятельности |
6 | Формирование спроса и стимулирование сбыта | Система введения на рынок новых товаров |
7 | Анализ и контроль | Оценка полученных результатов, учет отклонений от целей, корректировка действий, план действий в непредвиденных условиях |
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Аммофос»