Продукция предприятия

Продукция, выпускаемая предприятием, хорошо известна практически во всех регионах России и далеко за ее пределами. Высокий уровень производства позволяет выпускать удобрения соответствующие мировым стандартам.

В настоящее время предприятие выпускает двойные марки удобрений, содержащие азот и фосфор, и трехкомпонентные, в состав которых входят все три основные элемента питания: азот, фосфор и калий, а также макро - и микроэлементы: сера, магний, кальций и небольшие количества меди, цинка, марганца и железа.

Сфера применения этих удобрений в растениеводстве практически неограничена. Они универсальны, высокоэффективны и экономичны. Аммофос, диаммонийфосфат, диаммофоска, NРК 13-19-19 и сульфоаммофос используются на любых типах почв для основного и рядкового внесения под основные сельскохозяйственные культуры, они совместимы с другими удобрениями, могут использоваться для тукосмешения. Все удобрения транспортируются насыпью, в контейнерах типа "big bag", в полиэтиленовых пакетах по 5 кг.

Жидкие комплексные удобрения удобны и просты в применении, их можно точно дозировать и равномерно вносить в почву. Питательные вещества ЖКУ хорошо усваиваются растениями. По эффективности не уступают твердым удобрениям, а в ряде случаев их превосходят. Новая марка ЖКУ 11-37 содержит больше питательных компонентов, чем ЖКУ марки 10:34, и практически не содержит взвесей. Применяются для плодово-ягодных, овощных и декоративных культур на всех видах почв. Их транспортировка покупателю осуществляется в специальных цистернах.

По заказам покупателей в состав удобрений могут быть введены любые виды микроэлементов - бор, медь, цинк и т.д., а также стимуляторы роста растений.

Кроме выпуска традиционных, хорошо известных марок фосфорных удобрений компания освоила и осуществляет производство сульфоаммофоса. Достаточно высокое содержание серы в удобрении повышает его агрохимическую ценность - способствует увеличению урожайности, улучшению качества продукции, более полному использованию макро и микроэлементов. Сера повышает устойчивость растений к неблагоприятным погодным условиям и болезням.

Для всех удобрений ОАО "Аммофос" характерна высокая концентрация основных питательных элементов, отсутствие балластных веществ, выровненный гранулометрический состав, химическая однородность. Все удобрения обладают хорошими физико-химическими свойствами, не содержат вредных примесей, для их производства используются высококачественные сырьевые материалы.

 

2.2 Анализ стратегической политики ОАО "Аммофос" на внешних рынках

 

На сегодняшний день стратегическая политика ОАО "Аммофос" на внешних рынках предполагает:

- восстановление и укрепление своих позиций на рынках стран таможенного союза и прежде всего Украины;

- поэтапное проникновение на рынки Дальнего Зарубежья;

- ориентацию на всех рынках на массового покупателя;

- предложение покупателю широкой номенклатуры изделий при постоянном наращивании их функциональных возможностей;

- усовершенствование сбытовых сетей, обеспечивающей максимальное удовлетворение потребностей покупателей товара.

Создание и профессиональное выполнение всех намеченных политикой задач невозможно каким-либо одним подразделением службы. Более того, оно невозможно без тесного взаимодействия, постоянного контакта со всеми остальными службами и подразделениями предприятия.

В разработке сбытовой политики на внешних рынках в ОАО "Аммофос" принимают участие все структурные подразделения службы маркетинга и сбыта:

- Отдел внешних экономических связей;

- бюро рекламы;

- отдел сбыта;

- технический центр;

- отдел протокольной работы.

Функционально каждое подразделение службы – отдел, выполняет конкретные задачи, направленные на реализацию отдельных элементов маркетинговой политики. Для лучшего руководства и контроля исполнения возложенных на отделы задач они разбиты на структурные звенья – бюро, каждое из которых отвечает за свой, наиболее специфический участок работы.

Отдел внешних экономических связей и маркетингаявляется самостоятельной структурной единицей, входящей в состав управления, возглавляется начальником отдела и состоит из следующих подразделений:

- бюро экспорта готовой продукции;

- бюро внешних экономических связей.

Каждое из этих подразделений выполняет задачи, направленные на поиск партнеров, в том числе иностранных, заключение и исполнение сделок, расширение экспорта продукции предприятия в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме этого все бюро, имеющие наиболее тесный контакт с иностранными покупателями продукции ОАО «Аммофос», находятся в постоянном взаимодействии с другим отделом, входящим в управление маркетинга и ВЭС – отделом маркетинга и рекламы, который состоит из:

- бюро маркетинга и анализа рынка;

- бюро рекламы.

Функции и обязанности этих подразделений четко определены в их названии.

Основная задача, возложенная на отдел импорта, заключается в налаживании связей и организации ритмичных поставок необходимых импортных комплектующих и материалов.

В налаживании связей с внешними партнерами также особое место необходимо отвести отделу протокольной работы состоящему из:

- бюро организации встреч;

- бюро переводов.

Именно от профессионализма переводчиков и организации встреч зачастую зависит впечатление иностранных гостей от посещения предприятия и, как следствие, успех в налаживании взаимовыгодного сотрудничества.

Важнейшей задачей возложенной на службу маркетинга и сбыта является продвижение и сбыт продукции на внешнем и внутреннем рынках, получение валютной и рублевой выручки за проданный товар.

Ключевые факторы роста потребления удобрений в мире:

- рост численности мирового населения ведет к увеличению спроса на основные продукты питания. Отношение мировых запасов зерновых к их потреблению в последние несколько лет достигло самых низких значений с середины 1990-х гг.;

- сокращение площади культивируемых площадей в расчете на человека обуславливает необходимость интенсификации сельского хозяйства и рост потребности в минеральных удобрениях;

- увеличение доходов на душу населения в экономически благополучных странах ведет к улучшению рациона питания. Производство мяса и молочных продуктов также требует дополнительного количества продукции растениеводства;

- развитие рынка биоэнергоносителей (биоэтанол, биодизель) влечет за собой дополнительный спрос на удобрения.

Спрос на азотные удобрения растет более высокими темпами, чем на фосфорные и калийные. Наибольшие показатели роста демонстрируют страны Азии и Латинской Америки. Мировая промышленность минеральных удобрений характеризуется рядом особенностей:

- сырьем для производства минеральных удобрений являются природный газ, фосфорные руды и калийные соли, месторождения которых имеются в ограниченном ряде стран мира;

- производственные мощности капиталоемки и сконцентрированы вблизи источников сырья или рынков сбыта;

- в силу несовпадения географии производства и потребления значительная доля продукции отрасли экспортируется.

Высокая степень концентрации производства обусловливает большую долю экспорта в общем объеме производства, в случае азотных и фосфорных удобрений она составляет порядка 30%, калийных — более 80%.

Первая половина 2009 года была отмечена беспрецедентным, отчасти спекулятивным, ростом цен на удобрения до исторических максимумов. Этому способствовали в основном рост мировых цен на зерновые и другую сельхозпродукцию и развитие рынка биоэнергоносителей.

Несмотря на благоприятную конъюнктуру в начале 2009 года, ситуация на мировом рынке минеральных удобрений к концу года резко изменилась.

 

Рисунок 1 - Динамика цен на основные виды удобрений и аммиак в 2006–2009 гг., $/т

 

Ранее отраслевые эксперты прогнозировали, что в течение ближайших 5 лет рост спроса на зерно и низкие запасы продовольствия вследствие серии неурожайных лет в странах — крупных производителях зерна станут основными причинами для роста потребления минеральных удобрений. Однако прогноз не оправдался, и конъюнктура рынка минеральных удобрений резко ухудшилась со второй половины 2009 года. Глубокий финансовый кризис изменил ситуацию на рынке минеральных удобрений во всем мире, во многих странах возникла нехватка финансовых средств на краткосрочные кредиты для фермеров. К тому же после нескольких лет бурного роста мировая экономика значительно замедлила свой рост. Синергия глобального экономического спада и углубляющийся финансовый кризис полностью изменили результаты 2009 года и прогнозы на 2010 год.

Резкое падение спроса и цен на минеральные удобрения в IV квартале было обусловлено следующими факторами:

- развитие рынка биотоплива, в свое время взвинтившее цены на технические сельхозкультуры (кукуруза и рапс), потеряло актуальность в связи с падением цен на нефть;

- высокая урожайность основных культур в 2009 году способствовала накоплению мировых запасов зерна. Перепроизводство, в свою очередь, снизило цены на сельхопродукцию и спрос на минеральные удобрения;

- на конец 2009 года в мире были накоплены большие складские запасы минеральных удобрений;

- в условиях отсутствия спроса и снижения цен на удобрения большинство производителей сократили объемы выпуска продукции.

По предварительной оценке на долю России в 2009 году приходилось 10% от мирового объема производства минеральных удобрений. В 2009 году Россия произвела около 16,3 млн тонн всех видов удобрений в действующем веществе, или около 36 млн тонн в физическом весе.

Вследствие мирового финансового кризиса, повлиявшего на результаты IV квартала, производство фосфорсодержащих удобрений и кормовых фосфатов в 2009 году снизилось на 8,2 % до 2576,4 тыс. тонн Р2О5 (по отношению к 2008 году).

Выработка азотных удобрений в России составила 6857,5 тыс. тонн в питательном веществе, что на 4,8% ниже показателя 2008 г. Средняя загрузка российских мощностей по производству азотных удобрений составила 83,9% (на 4,5% ниже, чем в 2008 г.).

В 2005–2009 гг. объем поставок минеральных удобрений на внутренний рынок (для сельского хозяйства и промышленного потребления) составлял 19–21% от объема производства. В 2009 году доля объема поставок на внутренний рынок, по оценке Компании «УРАЛХИМ», составила около 7,8 млн тонн в физическом весе (более 21% от объема производства), что соответствует уровню 2008 года.

В ассортиментной линейке производимых в России азотных удобрений лидирующие позиции занимают карбамид и аммиачная селитра, включая производные (69,1% общего объема производства азотсодержащих удобрений). Основными фосфорными удобреними, производимыми в России, являются аммофос (МАР) и диаммофос (DAP).

Производство минеральных удобрений в России осуществляется на более чем 20 крупных предприятиях. На сегодняшний день в российской индустрии азотно-фосфорных минеральных удобрений сформированы четыре вертикально-интегрированные группы, которые обеспечивают выпуск большей доли азотно-фосфорных (без учета калийных) минеральных удобрений в России:

- ОАО «МХК «Еврохим»;

- ОАО «ОХК «УРАЛХИМ»;

- ОАО «Акрон»;

- ОАО «ФосАгро».

Объемы производства основных предприятий отрасли фосфорных удобрений приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Объемы производства основных предприятий отрасли фосфорных удобрений, тыс. тонн

Наименование предприятия

2008

2009

Объем

Доля, %

Объем

Доля, %

АК «Азот» г. Новомосковск

0,0

0,00%

0,0

0,00%

ОАО «Череповецкий «Азот»

2,8

0,10%

1,5

0,06%

ОАО «Кирово-Чепецкий комбинат»

43,7

1,55%

28,0

1,11%

ОАО «Воскресенские минеральные удобрения»

309,9

10,97%

223,2

8,86%

ОАО «Минудобрения», г. Мелеуз

5,6

0,20%

11,0

0,44%

ООО «БМУ», г. Балаково

469,5

16,62%

468,8

18,60%

ОАО «Аммофос»,

945,9

33,48%

877,5

34,82%

ОАО «Невиномысский Азот»

18,4

0,65%

15,0

0,60%

ОАО «Фосфорит», г. Кингисепп (ООО «ПГ Фосфорит»)

373,4

13,22%

304,8

12,09%

ОАО «Минудобрения» г. Белореченск (ОАО «Еврохим-БМУ)

177,3

6,28%

173,1

6,87%

ОАО "Акрон"

170,2

6,02%

170,3

6,76%

ОАО «Минудобрения», г. Россошь

168,1

5,95%

146,4

5,81%

ОАО «Среднеуральский медеплавильный комбинат», г.Ревда

0,0

0,00%

0,0

0,00%

ОАО «Доргобуж»

101,4

3,59%

64,0

2,54%

ОАО "Гидрометаллургический завод", г. Лермонтов

39,1

1,38%

36,5

1,45%

Итого

2825,3

100,00%

2520,1

100,00%

 

По сравнению с 2008 годом объем производства фосфорных удобрений в отрасли снизился на 305 тыс. тонн 100% Р2О5. Доля ОАО «Аммофос» в общем объеме производимых фосфорных удобрений в пересчете на 100% Р205 составила 34,8%.

Российский рынок минеральных удобрений переживает не лучшие времена. Кризис в банковским секторе практически полностью парализовал кредитный рынок. Покупка удобрений традиционно осуществлялась на кредитные деньги. Сложности с получением кредита не позволяют сделать даже приблизительные оценки новых заказов.

Отсутствие спроса привело к снижению цены. Значительнее всего упали цена на азотные удобрения. Основным индикатором, для стоимости российских удобрений являются цены на зерно и кукурузу в США, снижение на которые превышает 50%.

В прошлом году были введены пошлины на экспорт удобрений за границу. Введение пошлин было необходимо, так как стоимость удобрений на внешних рынках на 30% превышает их стоимость на внутреннем рынке. Существенное сокращение спроса заставило минпромторг обратиться к премьер-министру страны с предложением обнулить экспортные пошлины. Премьер обещал рассмотреть такую возможность, при условии, что компании будут реализовывать часть продукции на внутреннем рынке, по ценам, ниже чем за границей.

 

Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика игроков рынка по основным параметрам

Компания Производственные мощности Ассортимент услуг Географический охват Рыночная доля Сильные стороны
ОАО МХК «Еврохим» 18 091 тыс. тонн удобрений за 2008 год Аммиак, Карбамид, Амселитра, КАС, Аммофос, ДАФ, Метанол, Уксусная кислота, Железорудный концентрат, Апатитовый концентрат РФ, СНГ, дальнее зарубежье 12,4% Широкий ассортимент, финансовая устойчивость, налаженный сбыт
ОАО «Уралхим» 14782 тыс. тонн за 2008 год Аммиачная селитра Азотосульфаты Известково-аммиачная селитра Кальцийазотосульфат Аммофос Диаммонийфосфат Монокалийфосфат Калиевая селитра Карбамид приллированный Сложные удобрения Тукосмеси РФ, СНГ, дальнее зарубежье 9,1% Широкий ассортимент, развитая логистика
ОАО «Акрон» 12479 тыс. тонн за 2008 год более 40 наименований – включает аммиак, азотные (карбамид, аммиачная селитра и карбамидо-аммиачная смесь) и сложные (азофоска (NPK), нитроаммофос (NP) и сухие смеси) минеральные удобрения, а также продукцию органического синтеза и неорганической химии. реализуется более чем в 50 странах мира, при этом большая часть – на быстрорастущих рынках России и Китая, а также на рынках других стран Азии, Европы и Америки. 8,2% Широкий ассортимент, Развитая логистика (ЗАО «Агронова»)
ОАО «Уралкалий» 11639 тыс. тонн за 2008 год Калийные удобрения реализуется в странах Европы,, Африки, на Ближнем Востоке, в США 10% Развитая современная производственная база
ОАО «Аммофос» 679 тыс. тонн за 2008 год Аммофос-экстра, ДАФ, ДАФК, Азотно-фосфорно-калийное удобрение, ЖКУ марка РФ, СНГ, дальнее зарубежье 2,1% Современное производство, налаженный сбыт

 

Итак, в настоящее время в сегменте минеральных удобрений присутствуют ярко выраженные компании-лидеры, которые конкурируют между собой, главным образом, по степени освоенности отечественных и иностранных площадок, и соответственно по объемам сбыта. Однако это можно говорить лишь о тех компаниях, которые развиваются в одинаковых направлениях, то есть производстве удобрений из одного виды сырья, например, производстве азотных удобрений.

Если же говорить о компаниях, занимающихся производством различных типов продукции, то конкуренция как таковая между ними отсутствует, и в принципе в каждом из сырьевых подсегментов можно выделить одного или двух монополистов, которые имеют конкурентов лишь на мировом уровне.

Нужно отметить, что в условиях финансового кризиса, и уже наблюдающегося сокращения объема производства, конкуренция между «однопрофильными» игроками, скорее всего, ужесточится. При этом возможны и негативных прогнозы по развитию некоторых предприятий, вплоть до банкротства. В таких непростых условиях будут «выживать» сильнейшие, чьи позиции в дальнейшем лишь усилятся.

Сегодня компания ОАО «Аммофос» намерена больше внимания уделять модернизации и обновлению оборудования, работающего в сложных технологических условиях под воздействием агрессивной среды.

В связи с временным снижением спроса на мировом рынке, компания приступила к осуществлению мер по оптимизации издержек производства и сокращению выпуска продукции до уровня, сопоставимого с текущим потреблением.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: