Криминологическая характеристика коррупционной преступности

 

Основу криминологической характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной статистики о ее качественных и количественных свойствах.

Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года в ежегодном рейтинге восприятия коррупции Transparency International (Индекс восприятия коррупции - ИВК) равен 2,2; на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 146-е место из 180[36]. В 2010 году Россия набрала 2,1 балла и заняла 154-е место из 178 возможных.

 

Таблица 1

Индекс восприятия коррупции в России

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
2,3 2,7 2,7 2,8 2,4 2,5 2,3 2,1 2,2 2,1

 

ИВК измеряет уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. ИВК ранжирует страны мира по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший[37]. Transparency International принимает во внимание уровень взяточничества, степень вовлеченности государственных служащих в бизнес, наличие независимого правосудия и законодательства по борьбе с отмыванием денег, прозрачность правительства и его подконтрольность гражданскому обществу[38].

Как отмечается руководителем российского отделения организации Е. Панфиловой, в России существует "коррупционная стабилизация", вследствие чего позиции России в рейтинге сильно не меняются, то есть кардинальных изменений ИВК в России не происходит.

Существует множество форм, проявлений коррупции: взяточничество, фаворитизм, протекционизм, лоббизм, незаконное использование государственной и муниципальной собственности и др.

Как социальное явление коррупция конкретно проявляется в совершении различных коррупционных деяний, часть из которых объявляются преступными и преследуются в уголовном порядке. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации дает основания относить к коррупционным такие преступления, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений[39].

Все коррупционные преступления условно можно поделить на относящиеся к главе 30, главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации и иные совершенные лицом с использованием своего служебного положении.


Таблица 2

Динамика должностных преступлений по России[40]

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
27381 28580 33810 37621 39751 39078 43546

 

Как видно за указанные периоды в основном наблюдается положительный прирост данных преступлений.

Практически аналогичная картина и по Сибирскому федеральному округу.

 

Таблица 3

Динамика должностных преступлений по Сибирскому федеральному округу

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
3544 4134 4147 4039 4878 5103 4660

 

Следует отметить, что в силу повешенной латентности уровень преступлений коррупционной направленности в структуре зарегистрированной преступности невысок.

Как отмечал В.В. Астанин, более 500 лет тому назад уже в Псковской судной грамоте учитывалась такая характерная особенность коррупции, как латентность[41]. Проявилась она в достаточно специфичной форме, в первую очередь через сложившуюся на Руси традицию дарения, подношений, а фактически - взяток. По мнению С.В. Бондаренко, "взятка в те времена носила сакральный смысл. Придти без подношений к Великому князю считалось нарушением тогдашних этических норм. Посулы <то есть взятки> несли, когда необходимо было решить какой-либо вопрос, и просто так на всякий случай. Эта традиция до такой степени укоренилась в социальную практику, что в XVII-XVIII в. коррупция стала характерной чертой власти. Существовала и узаконенная форма взятки чиновникам, которая называлась "почесть""[42].

Свидетельствует о высокой латентности коррупционной преступности данные о количестве осужденных за совершение этих преступлений.

 

Таблица 4

Данные о количестве осужденных за совершение коррупционных преступлений

  Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Виды преступлений

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201-204 УК РФ)   357   448   599   641   580   794
Удельный вес в общем количестве осужденных, %  0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст.285-293 УК РФ)   4148   5308   6634   7593   7878   8372
Удельный вес в общем количестве осужденных, % 0,5 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9

 

О латентности коррупционной преступности свидетельствуют данные официальной статистики. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, например, занимали в 2002 г. в общей структуре российской преступности 0,27% (были возбуждены 7033 уголовных дел этой категории, в том числе 2780 - по коммерческому подкупу), в 2003 г. - 0,2% (6108 уголовных дел, в том числе 2495 по коммерческому подкупу), в 2004 г. - 0,18% (5308 уголовных дел, в том числе 2020 - по коммерческому подкупу), в 2005 г. - 0,16% (5817 уголовных дел, в том числе 2178 - по коммерческому подкупу), в 2006 г. - 0,13% (4989 уголовных дел, в том числе 1751 - по коммерческому подкупу), в 2007 г. - 0,13% (4631 уголовных дел, в том числе 1786 - по коммерческому подкупу), в 2008 г. - 0,13% (4210 уголовных дел, в том числе 1712 - по коммерческому подкупу), за январь-июнь 2009 г. - 0,2% (3098 уголовных дел, в том числе 1348 - по коммерческому подкупу).

Разумеется, приведенные цифры действительности не отражают. Об уровне латентности коммерческого подкупа, в частности, свидетельствует показатель криминала во взяточничестве. В 2002 г. в России зарегистрированы 7311 фактов взяточничества, в 2003 г. - 7346, в 2004 г. - 8928, в 2005 г. - 9821, в 2006 г. - 11063, в 2007 г. - 11616, в 2008 г. - 12512, за январь-июнь 2009 г. - 9141. Таким образом как показывает приведенные данные, уровень выявленного взяточничества выше уровня выявленного коммерческого подкупа в 2002 г. - в 2,6 раза, в 2003 г. - в 2,9, в 2004 г. - в 4,4, в 2005 г. - в 4,5, в 2006 г. - в 6,3, в 2007 г. - в 6,5, в 2008 г. - в 7,3, за январь-июнь 2009 г. - в 6,8.

Сфера действия ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), между тем, много шире сфер действия ст. ст.290 УК РФ (получение взятки) и 291 УК РФ (дача взятки), поскольку число хозяйствующих субъектов в стране исчисляется миллионами и явно больше числа государственных органов, органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений и других, представленных должностными лицами. С достаточно высокой степенью вероятности, исходя из близости коммерческого подкупа и взяточничества, можно предположить если не превышение первого в структуре преступности по отношению ко второму, то хотя бы их равенство.

Таким образом, следует признать, что в структуру преступности попадает лишь один из двух-трех (по 2002-2003 гг.), один из четырех-пяти (по 2004-2005 гг.), один из шести-семи (по 2006 - июнь 2009 гг.) реально совершенных фактов коммерческого подкупа. Это означает уход от уголовной ответственности, по меньшей мере, двух-семи человек на каждого привлеченного к таковой; появление у них, да и у общества в целом, ощущения безнаказанности подобного преступного поведения[43].

Анализ состояния и структуры данных свидетельствует, что среди должностных преступлений преобладают такие, как взяточничество, служебный подлог и превышение должностных полномочий.

 

Диаграмма 3


Диаграмма 4

 

Преобладание доли служебного подлога среди должностных преступлений связано с тем, что данное преступление сопутствует, как правило, всем должностным преступлениям и квалификация проводится по совокупности преступлений.

Ядро коррупционной преступности, как известно, составляет взяточничество.

 

Таблица 5

Состояние получения взятки

Год Зарегистрировано получение взятки (ст.290 УК РФ) по России Темп прироста к предыдущему году, % Доля в структуре всех должностных преступлений по России, % Зарегистрировано получение взятки (ст.290 УК РФ) по Сибирскому федеральному округу Темп прироста к предыдущему году, % Доля в структуре всех должностных преступлений по Сибирскому федеральному округу, %
2002 4553   16,6 575   16,2
1 2 3 4 5 6 7
2003 4425 -2,8 15,5 501 -12,9 12,1
2004 5273 19,2 15,6 561 12,0 13,5
2005 5720 8,5 15,2 556 -0,9 13,8
2006 6546 14,4 16,5 641 15,3 13,1
2007 6788 3,7 17,4 627 -2,2 12,3
2008 7131 5,1 16,4 712 13,6 15,3
2009 (6 мес) 5633   18,0 663   19,0

 

Таблица 6

Данные о совершении деяний предусмотренных ст. ст.290-291 УК РФ

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего выявлено фактов 7346 8928 9821 11063 11616 12512
Удельный вес в общем количестве зарегистрированных преступлений, %   0,3   0,3   0,3   0,3   0,3   0,4
Темп прироста (снижения), %: к предыдущему году, к 2003 г.   0,5   21,5 21,5   10,0 33,7   12,6 50,6   5,0 58,1   7,7 70,3
Совершены: группой лиц   309   374   372   297   293   250
ранее совершавшими преступления 293 289 291 394 490 517
Направлены в суд 4964 7114 7772 9069 9625 9846
Осуждены за получения взятки 958 1211 1374 1472 1597 1576
к лишению свободы 146 171 231 253 309 417
к другим видам наказания 128 161 147 168 181 176
условно и с отсрочкой исполнения приговора (только ч.1 ст.290 УК РФ)   581   870   988   1050   1112   981
Осуждены за дачу взятки 1274 1719 2235 2757 3272 3763
к лишению свободы 59 107 175 199 279 431
к другим видам наказания 1205 1595 2056 2480 2985 3322

 

Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать вывод о необоснованном применении условного осуждения и отсрочки исполнения наказания к лицам осужденным за получение взятки в 2003 г. (осуждены 958 человек, из них условно с отсрочкой исполнения приговора - 581 человек), что, возможно привело к резкому увеличению количества осужденных за получение взятки, которые ранее уже совершали преступления, 294 человек в 2006 г. до 490 человек в 2007 г. [44]

Однако статистические показатели коррупционной преступности носят весьма неполный или некорректный характер, что может быть отчасти компенсировано результатами научных исследований. Показательны данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по вопросу исследовал мнения россиян о причинах коррупции и о том, какие сферы наиболее поражены ею[45].

Три четверти россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую степень распространения коррупции в обществе (30% - очень высокая, 44% - высокая). Только 19% респондентов посчитали ее средней, лишь 1% - низкой, и никто не сказал, коррупции нет совсем.

Высокую степень коррумпированности чаще отмечают жители Северо-Западного (46%), Сибирского (43%) и Южного федеральных округов (41% соответственно). Причем чем крупнее населенный пункт, тем более коррумпированы различные сферы и институты общества, по мнению наших сограждан. Так высокий уровень коррупции отмечают 42% жителей обеих столиц и только 21% сельских жителей[46].

Особо следует отметить, что феноменальная живучесть коррупционных отношений, на наш взгляд, во многом объясняется двойственностью общественного сознания. С одной стороны, общество понимает пагубность коррупции и, негативно оценивая ее, мечтает вырваться из ее сетей, с другой, - многие граждане смирились и не воспринимают коррупцию как какое-то серьезное зло: оно стало чем-то обыденным, привычным, само собой разумеющимся; бытует мнение, что если даже поменять всех чиновников на других, ситуация практически не изменится. Пройдя путь "коррупционной социализации" и будучи твердо уверенным, что только с помощью взятки или подношения его проблема будет решена, человек, ощущая стыд (18% респондентов), унижение (17%) и даже негодование (около 20%), все-таки идет на сделку с совестью, лишь 11,5% вступивших в коррупционные связи никаких угрызений не испытывают, правда, около 5% из числа тех, кто давал взятки, испытывал страх.

Коррупция воспринимается как неотъемлемый атрибут реальной действительности, чуть ли не как социальная норма. Поэтому, призывая на словах к решительной борьбе с коррупцией, люди либо безразлично, либо откровенно саботирует любые усилия в этом направлении. Вместе с тем, культивируется так называемая коррупционная готовность. Не удивительно, что объектом коррупции при таком "благодушии" стали практически все мало-мальски значимые, охраняемые законом, общественные, хозяйственные и социально-бытовые отношения: политика, бизнес, образование, здравоохранение, межбюджетные отношения, призыв в армию, ЖКХ. И это при условии, что в антикоррупционном плане в стране делается немало, о чем свидетельствует разработка стратегии и механизма противодействия коррупции.





Заключение

 

Таким образом, "коррупция" - особое социальное явление, сущность которого заключается в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения". Нормативно в российском законодательстве - это "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами", а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Особенностями коррупционной преступности являются:

несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы и наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;

непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

тесная связь с организованной преступностью, представители, которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;

повышенная общественная опасность.

Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно. По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность экономической жизни страны такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд. долларов, т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений.

В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание, и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы. На уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.

Победить коррупцию трудно, но можно, по крайней мере, в наших силах снизить уровень до определенного минимума. Действовать следует общими усилиями власти, бизнеса и общества, причем одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность (принуждение), совершенствуя управление (предотвращение коррупции), повышая правовую и нравственную культуру граждан (просвещение). Только тогда, как говорил Конфуций, в обществе начнет господствовать добродетель и строгость, "народ будет почтителен, предан и воодушевлен".

Однако, результат антикоррупционных усилий пока незначительный, итоги, как считает Президент РФ, "пока сверхскромные"[47]. Оценок и деклараций о намерениях пока больше, чем реальных результатов. Продвигаться к позитивному итогу семимильными шагами вряд ли удастся: уж очень большое количество людей втянуто в коррупционные сети (не менее 70% взрослого населения страны хотя бы один раз в жизни сталкивались с необходимостью давать взятки).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: