Таможенный контроль

В основе возникновения таможенных отношений лежит фискальный интерес государства. В связи с этим возникает необходимость контроля действий всех субъектов отношений, а также объектов. Меры, связанные с таможенным контролем, появились давно.

В соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза, а именно со ст. 4, таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР) в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

СУР – этот термин появился вместе с ТК РФ 2002 г. До этого СУР не существовал.

При проведении Т контроля таможенные органы должны расходовать свои ресурсы (техника, оборудование, рабочее время) экономно, но эффективно. Они должны исходить из принципа выборочности цели, то есть ограничиваться теми формами Т контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства. Метод применения СУР позволяет оптимально использовать ресурсы Т органов, то есть не уменьшать эффективность таможенного контроля и освобождать большинство субъектов Т правоотношений от излишней бюрократизации. Впервые принципы были озвучены в рамках проведения Конференции 1999 г.

Обеспечение в переделах компетенции ТО мер по защите национальной безопасности жизни и здоровья человека, охране окружающей среды. Это сосредоточение внимания на областях повышенного риска для обеспечения эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов. Под риском понимается несоблюдение таможенных платежей.

Ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

С применением СУР отрабатываются риски, которые: связаны с неуплатой таможенных платежей, имеют устойчивый характер, наносят ущерб местному товаропроизводителю.

Одни риски определяют ФТС, то есть каждый определяет риски в пределах своей компетенции.

Основные задачи СУР:

1. создание единого информационного пространства, обеспечивающего формирование и функционирование СУР.

2. разработка методик по выявлению рисков.

3. определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков.

4. выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений.

5. оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков.

6. определение возможности предотвращения или минимизации рисков.

7. разработка и применения методик эффективности применяемых мер.

8. оценка эффективности применяемых мер и корректировка управленческих решений.

И другие.

Общие положения о таможенном контроле.

Т контроль проводится ТО в соответствии с национальным законодательством. Проводят ТК непосредственно ДЛ, но к нему имеют отношение только те ДЛ, чьи функции закреплены в должностном регламенте.

Т контроль проводится в отношении:

1. товаров, в том числе ТС, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих декларированию (объект налогообложения).

2. таможенные декларации, документы и сведения о товарах, предоставление о которых предусмотрено в соответствии с законодательном Таможенного союза. Контролируется не только объект, но и документ по нему.

3. деятельность лиц, связанных с перемещением товаров через таможенную границу оказанию услуг в сфере таможенного дела.

4. лиц, пересекающих таможенную границу.

При ввозе на таможенную территорию товара, он находится под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, находится под контролем до:

1. помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (уплата таможенных платежей)

2. помещения товаров под процедуры отказа в пользу государства или уничтожения

3. обращение в собственность государства-члена Таможенного союза (от предыдущего отличается тем, что процедуру отказа в пользу государства некому заявлять)

4. фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза

5. признания факта уничтожения товаров вследствие аварий либо иных форс-мажорных обстоятельств.

Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при вывозе с момента регистрации декларации или иных документов, используемых в качества Д, либо совершении действий непосредственно направленных на вывоз товаров с территории.

Таможенный контроль осуществляется в зонах таможенного контроля. Они делятся на постоянные и временные. Постоянные зоны – склады, таможенный склад СВХ, магазины беспошлинной торговли, это те самые места, где товары находятся всегда. Временная зона – место, на которое распространяется действие режима соответствующего после принятия решения начальником таможенного органа. Временная зона создается тогда, когда товар не может быть перемещен в зону постоянного контроля.

В целях проведения Т контроля после выпуска товаров ТО вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме. Все декларанты, а также таможенные представители обязаны хранить документы, необходимые для проведения Т контроля в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров еще в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Это означает, что если кто-то сумел недостоверно задекларировать товар, еще после выпуска товаров этот факт может причинить вред.

Если в ходе проведения таможенного контроля ТО либо иные ДЛ нанесли убытки контролируемым лицам, и эти убытки были связаны с неправомерными решениями либо действиями и бездействиями, то убытки подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.

Приказ ФТС от 25.10.2011 № 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля»: посмотри формы документов.

Форма – Проверка документов и сведений. ТО проверяют документы и сведения, представленные для совершения таможенных операций в целях установления достоверности информации, подлинности документов и правильности их заполнения. При проведении данной формы таможенного контроля ТО вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы в целях проверки информации, которая содержится в таможенных документах. Данная форма реализуется главным образом после приемки декларации на товары и основная задача в данном случае – установление корректности заполнения данной декларации. ДЛ Т органа устанавливает, насколько точно заявлена процедура, соблюдены меры тарифного и нетарифного регулирования и насколько точно внесена иная информация. Это одна из основным форм, так как путем применения данной формы можно с большой долей вероятности выявить правонарушение в таможенном деле.

Форма – устный опрос. При совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС ДЛ ТО вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Чаще всего форма применяется, когда идет устный опрос физических лиц, которые перемещают товары для личного пользования и декларируют их устно. Особенность формы – письменно не оформляется.

Форма – получение пояснений. Отличается от устного опроса тем, что результаты оформляются письменно. Объяснения берутся у перевозчиков, декларантов и иных лиц, которые располагают сведениями о перемещаемых товарах.

Форма – таможенное наблюдение. Это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение.

Форма – таможенный осмотр. Это внешний визуальный осмотр товаров, в том числе ТС, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия ТС, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов. Таможенный осмотр как правило осуществляется без присутствия декларанта и без каких-либо лиц, которые имеют полномочия в отношении перемещаемых товаров, за исключением случаев, когда они сами захотят присутствовать на этом осмотре. В ряде случаев инициаторами таможенного осмотра и оформлению акта осмотра является именно декларант.

Форма – таможенный досмотр. Это действия должностных лиц ТО, связанные со вскрытием упаковки товара, либо емкостей, контейнеров, иных мест, где находятся или могут находиться товары с нарушением наложенных на них таможенных пломб разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов. ДЛ ТО уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иных заинтересованных лиц. Декларант и по своей инициативе могут там присутствовать. Если эти лица не явились на досмотр, то ДЛ ТО может проводить эту форму контроля и без их присутствия, но пригласив при этом двух понятых. Кроме этого, без декларанта таможенный досмотр может проводиться, если существует реальная угроза национальной безопасности, здоровью человека, животных, окружающей среде (то есть при обстоятельствах, не требующих промедления). Досмотр международных почтовых отправлений. Если на Т территории обнаружен товар, который был заявлен с процедурой вывоза, но остался на территории. В последних случаях также обязательно наличие понятых. По досмотру составляется акт по установленной форме, в который вносятся следующие сведения: сведения о ДЛ, которые проводили досмотр и присутствовали при проведении, причины проведения досмотра и результаты Т досмотра. Т досмотру не подлежит личный багаж глав государств-членов Таможенного союза и членов их семей, глав Правительств, а также иных лиц, если есть какое-то международное соглашение по этому поводу, военные корабли, воздушные военные суда, военная техника, которая следует своим ходом – освобождаются от таможенного досмотра. Досмотр можно отнести к одной из главных форм. Досмотр применяется и в отношении ФЛ, если ФЛ перемещает через таможенную границу багаж, но в этом случае акт составлять не обязательно, составляется тогда, когда в результате досмотра были обнаружены предметы, являющиеся предметом нарушения.

23.10. Форма – личный досмотр. Глава 27 КоАП – статья, посвященная личному досмотру. Но личный досмотр в таможенном деле и личный досмотр в КоАП это разные вещи. Обычный – досмотр вещей, которые находятся при лице, то, что в карманах, сумках и т. д. Личный досмотр ТО – мера, которая направлена на то, чтобы обнаружить товары, скрываемые на таможенном контроле на теле либо в теле досматриваемого. При личном досмотре чаще всего выявляют предметы преступления. Здесь речь идет о личной неприкосновенности – противоречие с Конвенцией о правах человека.

Личный досмотр – исключительная форма таможенного контроля, путем применения которой ДЛ ТО пытаются обнаружить предметы, скрываемые от таможенного контроля на теле либо в теле досматриваемого. Причем не факт, что применяя такую форму контроля, эти предметы будут обнаружены.

Основанием для проведения личного досмотра является подозрение должностного лица, что это лицо что-то скрывает. Возможна ошибка. Поэтому для того, чтобы исключить возможные претензии Д Лицам, личный досмотр должен проводиться в строгом соответствии с установленными правилами:

1. Разрешение на личный досмотр выдается письменно начальником таможенного органа (либо лица, которое его замещает).

2. Перед тем, как начать личный досмотр лицу должно быть предложено добровольно выдать скрываемые вещи и разъяснено, что сейчас с ним будут делать.

3. Досмотр должен проводиться в специальном помещении, отвечающим санитарным нормам.

4. При досмотре должны присутствовать:

· ДЛ ТО (одного пола с досматриваемым)

· Двое понятых (все они одного пола с досматриваемым)

· Мед. Работник (досматривает тело). Он не вправе отказаться от участия в личном досмотре.

· Законные представители досматриваемого (если речь идет о несовершеннолетнем либо недееспособным)

5. Досмотр должен проводиться в корректной форме.

6. Акта досмотра независимо от результата составляется. Второй экземпляр может быть передан досматриваемому лицу, если ничего не нашли. Если нашли, то акт используется как доказательство. Если есть нарушения по процедуре, то можно подать в суд. Как правило возмещение морального вреда.

Проверка маркировки товаров специальными знаками и наличие на них идентификационных знаков. Подакцизные марки акцизного сбора. Импорте таких товаров закупает такие марки заранее, сразу оплачивает акцизные сборы. Передает их производителю, производитель автоматически туда клеит марки.

Отсутствие на товарах специальных марок либо иных идентификационных знаков или обозначений рассматривается как ввоз товар на таможенную территорию ТС, осуществленный без совершения таможенных операций и (или) выпуска товаров, если лицо (декларант) не докажет обратное.

Таможенный осмотр помещений и территорий. Проводится форма для того, чтобы подтвердить наличие товара, находящегося под таможенным контролем, на СВХ, таможенных складах, в магазинах беспошлинной торговли, а также в иных местах, где товары могут находиться. Эта форма контроля может проводиться в местах перемещения товаров через таможенную границу (пограничной зоне), также у лиц, которые осуществляют оптовую или розничную торговлю (в магазинах, если есть основания полагать, что директора магазинов хранят товары с нарушением правил ввоза), у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Проведение проверки жилых помещений не допускается. Осмотр проводится только при наличии предписания и при предъявлении удостоверения ДЛ ТО. В случае отказа в доступе на территорию или помещения, ДЛ ТО вправе входить на территорию их помещения с пресечением сопротивления, со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Если произошла такая ситуация, то ТО обязаны уведомить прокурора в течение 24-х часов. Лица, которые препятствуют ходу ДЛ несут административную ответственность.

Осмотр помещений проводится в минимальный период времени, необходимый для его проведения, не продолжаться не более одного рабочего дня. Составляется акт в двух экземплярах и этот второй экземпляр в случае, если все в порядке, выдается на руки досмотренному лицу.

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Эта форма плюс следующая – надзор – это проверка на соответствие деятельности этих лиц закону. Под надзором находится отчетность этих лиц. Кладовщики, владельцы беспошлинной торговли ведут его. Эта форма проводится во отношении владельцев СВХ, магазинов беспошлинной торговли, таможенных складах, может проводиться с применением информационных систем и технологий.

Проверка систем и учетов товаров и отчетности. Предприниматели в области таможенного дела, а также участники ВЭД, которые пользуются специальными упрощениями, обязаны представлять в ОТ отчетность о ранящихся или ввозимых, реализуемых или перерабатываемых товара. Формы этой отчетности устанавливаются национальным законодательством.

Таможенная проверка. Наиболее актуальная в настоящее время, проводится с целью проверки соблюдения требований, установленных таможенным законодательством. Могут проверяться: декларант, таможенный представитель, а также все иные предприниматели в области таможенного дела, владелец магазина БТ и уполномоченный экономический оператор, иные лица, напрямую либо косвенно участвующие в сделках с товарами, помещенных под соответствующую таможенную процедуру, лица, в отношении которого имеется информация, что в его владении либо пользовании находятся товары с нарушением порядка, предусмотренного в ТК ТС (например, незаконное перемещение).

При проведении проверки проверяются: факт помещения товара под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документов, представленных при декларировании товара; соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенных товаров и т. д.

Проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товара под таможенную процедуру и иных сведений, имеющихся у ТО с данными бухгалтерского учета и отчетности со счетами и другое информацией, полученной в порядке, установленным таможенным законодательством. Как правило, при проведении проверки комплексно применяются иные формы таможенного контроля.

Проведению проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке. Разрабатывается план проведения проверки. Проверка может проводиться в двух формах: камеральная – осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих транспортных и иных документов, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также иных документов и сведений, которые попадают в распоряжение ТО.

Камеральная проверка проводится ТО по месту нахождения без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления каких-либо предписаний. Проводится без каких-либо ограничений по времени и периодичности.

Выездная проверка проводится с выездом к месту нахождения ЮЛ либо к месту осуществления деятельности ИП, то есть а объекты, которые используются этими лицами. Выездная проверка может быть плановой и неплановой.

Плановая осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который разрабатывается ТО. Выездная проводится на основании предписания по форме, которая утверждается национальным законодательством. Проводится не чаще одного раза в год в отношении одного и того же лица, во отношении уполномоченных экономических операторов – не чаще одного раза в 3 года. Перед началом плановой проверки ТО направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой проверки либо заказным письмом, либо под роспись выдают, и проверка может быть начата не ранее чем через 15 дней после выдачи уведомления. Зачастую до проведения этой формы контроля до проверяемого лица, доводится информация, что именно интересует ТО, то есть ему дается возможность подготовить необходимые документы. Срок выездной проверки не должен превышать два месяца, по решению начальника ТО может быть продлен еще на один месяц.

Внеплановая. Основанием для ее проведения являются: данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базе данных ТО и иных органов государственного надзора, которые свидетельствуют о возможном нарушении таможенного законодательства; заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела на получение статуса уполномоченного экономического оператора; запрос компетентного органа иностранного государства о проведении проверки в отношении лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией. Внеплановые проверки проводятся без каких-либо ограничений при наличии этих условий. Осмотр помещений и территорий – можно совершать те же действия, если не пускает ТО.

При проведении проверки ТО имеет право:

требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные, бух. документы, а также любую информацию, содержащуюся на электронных носителях (относящиеся к проверяемому товару);

требовать у проверяемого лица предъявление товаров, в отношении которых проводится проверка;

требовать у проверяемого лица предоставление отчетности;

требовать у банков и иных кредитных организаций, получать у них необходимую информацию, документы, касательно движений средств по счетам организаций, в том числе содержащую банковскую тайну, запрашивать необходимые сведения у иных государственных органов, в соответствии с установленным порядком;

проводить инвентаризацию;

направлять международные запросы в связи с проведением проверки;

иметь доступ на объекты проверяемого лица;

отбирать пробы и образцы;

изымать у проверяемого лица документы;

налагать арест на товары, в случае необходимости изымать их;

опечатывать помещение и т. д.

Обязанности ТО:

соблюдать законные интересы проверяемого лица;

не допускать причинение вреда данным лицам незаконными действия либо решением;

не нарушать установленный режим работы проверяемых лиц;

полученную в проверке процесса информацию использовать только в таможенных целях, не разглашать конфиденциальные данные;

обеспечивать сохранность документов, которые были изъяты;

информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях.

У проверяемого лица основное право – обжаловать действия ТО и запрашивать у них результаты проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: