Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

 

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплены в ст. 62 Конституции РФ - данные категории лиц пользуются правами и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Здесь следует отметить, что поскольку беженец есть лицо, не являющееся по законам Российской Федерации гражданином Российской Федерации, он может быть определен как иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящееся на территории Российской Федерации. Таким образом, личные, политические, социально-экономические и культурные права, свободы и обязанности распространяются на беженцев с теми же ограничениями, с которыми данные права распространяются на иностранцев и лиц без гражданства.

Но как иностранцы имеют определенные права, свободы и обязанности, вытекающие из законов, так и беженцы и вынужденные переселенцы обладают правами, свободами и обязанностями. Традиционно такой набор прав именуется как специальные права и обязанности, которые позволяют как законодателю, так и правоприменителю выделять беженцев и вынужденных переселенцев в отдельную, достаточно обособленную категорию субъектов конституционного права.

Как правило, законодатель обеспечивает личность дополнительным специальным набором прав и обязанностей в целях облегчения адаптации в новых условиях существования и облегчения контроля государства за личностью.

Такие права закреплены в Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. № 4528-I "О беженцах" (в ред. от 28 июня 1997 г. № 95-РФ) и Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ).

В соответствии с этими законами можно выделить:

- лиц, обратившихся с ходатайством о признании их беженцами и вынужденными переселенцами;

- лиц, признанных в качестве беженцев и вынужденных переселенцев.

Правовой статус лиц первой категории в значительной степени отличается от правового статуса лиц второй категории. Лица, признанные в качестве беженцев и вынужденных переселенцев, обладают относительной стабильностью по сравнению с лицами, обратившимися с ходатайством о признании их таковыми. Кроме того, их отличие заключается в цели наделения тем или иным правовым статусом. Так, в случае с лицом, подавшим заявление о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, цель наделения определенным объемом прав и обязанностей - обеспечение процессуального положения лица, принимающего участие в процедуре наделения статусом беженца или вынужденного переселенца. Цель же наделения лица статусом беженца или вынужденного переселенца - социально-правовая ориентация лица в том или ином государстве на длительное время.

В соответствии с этим каждая из этих категорий обладает своим индивидуальным набором специальных прав и обязанностей. Приведем некоторые из них.

В Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. № 4528-I "О беженцах" в ст. 6 установлено, что лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение:

- услуг переводчика и информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации, указанной в Законе;

- содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. № 485 "О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания";

- единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. № 484 "О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу";

- питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 448 "О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами";

- медицинской и лекарственной помощи в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 этого же Федерального закона лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

- соблюдать Конституцию РФ, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 "О беженцах", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

- соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;

- пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;

- сообщать в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

Несколько иначе выглядит список прав лиц, признанных беженцами, и прибывших с ним членов его семьи. Такие лица имеют право на:

- получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

- получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718;

- охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

- пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения;

- медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации;

- работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

- добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

- выезд на место жительства в иностранное государство и др.

Соответственно лица, признанные беженцами, и прибывшие с ним члены их семьи имеют другие обязанности, нежели лица, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации. Так, они обязаны:

- своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

- сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

- сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;

- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе и др.

Далее перечислим некоторые права и обязанности вынужденного переселенца.

Так, Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I "О вынужденных переселенцах" закрепляет за лицом, получившем свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывших с ним членов семьи, не достигших возраста 18 лет, право на:

- получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997г. № 724 "О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем", но не ниже 100 рублей;

- получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

- проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Типовым положением о центре временного размещения вынужденных переселенцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. № 53, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

- медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.

Кроме обладания соответствующими правами, эти лица обязаны:

- при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

- проходить обязательный медицинский осмотр;

- сообщать федеральному органу миграционной службы и территориальному органу миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

Как уже было ранее сказано, лица, получившие статус беженца или вынужденного переселенца, приобретают другие права и обязанности, отличные от тех, которые имели при получении свидетельства о регистрации ходатайствао признании их беженцами или вынужденными переселенцами.

Так, лицо, признанное вынужденным переселенцем имеет право:

- самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации;

- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и др.

Вынужденный переселенец обязан:

- соблюдать Конституцию РФ и законы;

- соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы и др.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: