Методика №2 - опросник самоотношения

С помощью данного опросника (Приложение №2) нам удалось выявить уровень самоотношения, все данные предоставлены в таблице:


 

Испытуемые глобальное самоотношение Шкала (I) Шкала (II) Шкала (III) Шкала (IV)
№1 (жен., 14 лет) 69,33 44,67 9 17,67 29
№2 (муж., 16 лет) 90,67 86,67 69,67 72,33 71,33
№3 (жен., 12 лет) 69,33 25,33 16 6 71,33
№4 (жен., 14 лет) 74,33 71,33 47 9 92,33
№5 (жен., 16 лет) 74,33 86,67 58,33 91,33 71,33
№6 (жен., 14 лет) 69,33 58,67 21,67 72,33 92,33
№7 (жен., 15 лет) 38,33 25,33 16 27,33 29
№8 (муж., 15 лет) 99,67 71,33 9 17,67 49,67
№9 (жен., 14 лет) 62,67 44,67 21,67 27,33 71,33
№10 (муж., 16 лет) 80 58,67 69,67 53 92,33
№11 (жен., 12 лет) 62,67 58,67 16 17,67 49,67
№12 (жен., 17 лет) 85 86,67 58,33 6 49,67
№13 (муж., 17 лет) 55,33 58,67 69,67 9 71,33
№14 (жен., 16 лет) 49 25,33 9 39,67 29
№15 (жен., 14 лет) 85 71,33 69,67 72,33 71,33
№16 (жен., 15 лет) 74,33 71,33 47 17,67 49,67
№17 (жен., 13 лет) 85 86,67 58,33 53 29
№18 (муж., 16 лет) 80 58,67 21,67 27,33 49,67
№19 (жен., 14 лет) 55,33 25,33 21,67 6 29
№20 (жен., 16 лет) 62,67 71,33 69,67 9 71,33

 

Показатели выраженности признака:

— 50 – признак не выражен;

— 50 – 74 – признак выражен;

— выше 74 – признак ярко выражен;

Таким образом, мы получили следующие обработанные данные, по уровню самоотношения у испытуемых:

Глобальное самоотношение:

· ярко выражено у испытуемых под: №2,4,5,8,10,12,15,16,17,18;

· признак выражен: №1,3,6,9,11,13,19,20;

· признак не выражен: №7,14.

Шкала (I) Самоуважение:

· ярко выражено у испытуемых под: №2,5,8,12,17;

· признак выражен: №4,6,10,11,13,15,16,18,20;

· признак не выражен: №3,7,9,14,19.

Шкала (II) Аутосимпатия:

· ярко выражено у испытуемых под: - нет;

· признак выражен: №2,5,10,12,13,15,17,20;

· признак не выражен: №1,3,6,7,8,9,11,14,16,18,19;

Шкала (III) Ожидаемое отношение от других:

· ярко выражено у испытуемых под: №5;

· признак выражен: №2,6,15;

· признак не выражен: №1,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,16,18,19,20;

Шкала (IV) Самоинтерес:

· ярко выражено у испытуемых под: №4,6,10;

· признак выражен: №2,3,5,9,13,15,20;

· признак не выражен: №1,4,7,8,11,12,14,16,17,18,19;

Анализ полученных результатов:

полученные данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.

Рассматривая каждую из исследуемых показателей по шкалам, можно сказать, что в целом у испытуемых определенно положительное самоотношение "за себя" - достаточная уверенность в своих возможностях в деятельности и в творчестве. Лишь у испытуемых под №7 и 14 глобальное внутреннее самоотношение определенно имеет негативную самооценку. Также по данным первой методики у данных испытуемых выявлен абстрактно-символический тип мышления.

У 25% испытуемых уровень самоуважения низкий, это свидетельствует о том, что данные испытуемые подвержены, оценивать свое творчество слишком критично и зачастую не могут быть самопоследовательным в своих решениях. По данным первой методики тип мышления имеет различный характер.

Показатели аутосимпатии среди испытуемых свидетельствуют преимущественно виденье в себе недостатков и самокритичную самооценку, готовность к самообвинению – у 55% всех испытуемых.

75% испытуемым важна оценка их деятельности и творчества, что подтверждают показатели по шкале ожидаемое отношение от других.

Ясное представление смысла и содержания осуществляемой деятельности, творчества, выраженное желание к новому и интерес к самому себе как к личности, ярко выражен лишь у трех испытуемых (15% от всех испытуемых).

 




Заключение

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова.

В написании этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь были проанализированы работы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др.

Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве, особое внимание уделялось структуре творческой личности.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. Общие выводы по проведенному исследованию: при проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:

1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2. провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;

3. выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;

4. сделать анализ результатов проведенного исследования.

После решения этих задач мы пришли к таким заключениям:

I. данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.

II. качественные показатели измерения личностных показателей участников экспериментальной группы отражены в характеристиках, которые представлены в практической части и являются достаточно многомерными.

III. у творческой личности уровень самоотношения никак не зависит от типа мышления, лишь у двух испытуемых под №7 и 14 есть зависимость между типом мышления и низким уровнем самоотношения.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности, нельзя подтвердить.

 



Список используемой литературы

1. Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

2. Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. – 416 с.

3. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев, - М.: Прогресс, 1989. – 269 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

5. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин, - Новосибирск: 2001. – 228 с.

6. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, "Психологическая наука и образование", - 1998. - №1 – С. 10 – 14.

7. Гераимчук И.М. Философия творчества / И.М. Гераимчук, - М.: Эксмо, 2006. – 120 с.

8. Интеллект и творчество / под ред. А.Н. Воронина, - М.: Прогресс, - 1999. – 266 с.

9. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде, - М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

10. Кэмерон Д. Путь художника – ваша творческая мастерская / Джулия Кэмерон, - М.: Гардарики, 2005. – 101 с.

11. Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, - М.: ЛКИ, 2007. – 512 с.

12. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, мышления и воображения / И.Ю. Матюгин, - М.: Эйдос, 1996. – 59 с.

13. Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

15. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян, - М.: Флинта, 2007. – 528 с.

16. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис, - М.: Знание, 1986. – 272 с.

17. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с.

18. Пряжников Н.С. Методы активации духовного потенциала личности / Н.С. Пряжников, - М.: МОДЭК, 2008. – 168 с.

19. Пуфаль-Струзик И. Творческий путь в "трансгрессивной концепции личности" // И. Пуфаль-Струзик, "Психологическая наука и образование", - 2002. - №2. – С. 76 – 85.

20. Сельченок К. Психология художественного творчества / К. Сельченок, - М.: Прогресс, 1997. – 297 с.

21. Тед Фолконар Творческий интеллект и самоосвобождение / Тед Фолконар, - М.: "КСП+", 2003. – 200 с.

22. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров, - М.: Эксмо, 2000. – 246 с.

23. Яковлев В.Ф. Виртуальные миры трансового рисунка, или "Я требую, чтобы меня пожалели" / В.Ф. Яковлев, - М.: Класс, 2006. – 304 с.

24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // М.Г. Ярошевский, "Вопросы психологии", - №6, 1985. – С. 14 – 24.

25. Эдварде Б. Художники внутри вас / Б. Эдварде, - МН.: Попурри, 2000. – 256 с

 


Приложение 1

 

Методика "Тип мышления" (методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

 

П-Д А-С С-Л Н-О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
         

Тестовый материал:

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Красота для меня важнее, чем польза.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.





double arrow
Сейчас читают про: