Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

 

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывает описание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития является становление самосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение. Приобщение к творчеству происходит через интериоризацию знаний об основных концептуальных эталонах развития культуры, через эмпатическое восприятие произведений литературного и художественного, отражающих интеллектуальные и духовные особенности рассматриваемых эталонов. Создается возможность для становления продуктивного самосознания: системы "Я-сам", "Я-другой", "Я-культура", "Я-деятельность". В ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка и укрепление механизмов саморегуляции.

Рассмотрение сущности и особенностей творческой личности, как целостной системы позволит выяснить многофакторный характер развития творческого человека.

Цель исследования: цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2. провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;

3. выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;

4. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Объектом исследования: творческая личность.

Предметом исследования: психологические особенности творческой личности.

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень самоотношения и типа мышления, с целью выяснения зависимости между этими показателями.

База для исследования: опрошено 20 учащихся изостудии "Воробьевы горы" Московского городского Дворца творчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.

Методы исследования:

1. методика "Тип мышления", модификация Г.Резапкиной (Приложение №1). Тест предназначен для диагностики типа мышления у респондента, у каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет определить один из следующих типов мышления:

· Предметно-действенное мышление – свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

· Абстрактно-символическим мышлением – обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

· Словесно-логическое мышление – отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

· Наглядно-образным мышлением – обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

· Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

2. опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (Приложение №2). Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

· глобальное самоотношение;

· самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

· уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

• Шкала S - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.

• Шкала I - самоуважение.

• Шкала II - аутосимпатия.

• Шкала III - ожидаемое отношение от других.

• Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

• Шкала 1 - самоуверенность;

• Шкала 2 - отношение других;

• Шкала 3 - самопринятие;

• Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность;

• Шкала 5 - самообвинение;

• Шкала 6 - самоинтерес;

• Шкала 7 – самопонимание;

Исследование

 

На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика изучения методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью данной методики были получены следующие данные в баллах, которые представлены в таблице ниже:

 

Испытуемые П-Д А-С С-Л Н-О К Ведущий тип мышления
№1 (жен., 14 лет) 2 0 4 5 6 креативный
№2 (муж., 16 лет) 1 0 1 1 7 креативный
№3 (жен., 12 лет) 3 6 2 5 4 абстрактно-символический
№4 (жен., 14 лет) 3 1 2 1 6 креативный
№5 (жен., 16 лет) 0 2 1 2 4 креативный
№6 (жен., 14 лет) 2 4 6 4 3 словесно-логический
№7 (жен., 15 лет) 0 7 2 2 6 абстрактно-символический
№8 (муж., 15 лет) 2 4 1 5 7 креативный
№9 (жен., 14 лет) 1 0 6 2 4 словесно-логический
№10 (муж., 16 лет) 3 4 1 4 6 креативный
№11 (жен., 12 лет) 4 2 2 6 3 наглядно-образный
№12 (жен., 17 лет) 0 1 4 3 6 креативный
№13 (муж., 17 лет) 2 3 6 0 2 словесно-логический
№14 (жен., 16 лет) 2 7 4 5 4 абстрактно-символический
№15 (жен., 14 лет) 0 4 0 3 6 креативный
№16 (жен., 15 лет) 4 2 1 6 1 наглядно-образный
№17 (жен., 13 лет) 3 4 2 4 7 креативный
№18 (муж., 16 лет) 2 2 6 2 8 креативный
№19 (жен., 14 лет) 0 2 0 2 6 креативный
№20 (жен., 16 лет) 3 3 2 6 2 наглядно-образный

 

Анализ полученных результатов:

рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный тип мышления – 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом и абстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: