Оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности

Анализ балансовой прибыли начинается с изучения динамики за 2006–2008 годы массы прибыли и изменения ее структуры. Для этого составляется таблица 5 с исходными данными для расчета показателей прибыльности работы МУП «Назаровский хлеб»

Таблица 5 – Показатели прибыльности работы МУП «Назаровский хлеб» в 2006–2010 гг. (руб.)

Показатель строка баланса 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Выручка нетто от реализации продукции 010 317205 416332 520413 693838 991268
Себестоимость реализации продукции 020 358834 415970 490737 657940 944107
Операционные доходы и расходы 060 - - - - -
Внереализационные доходы и расходы 130 -5815 -7632 -9540 -12720 -18172
Прибыль (убыток) 170 -47444 -7270 20135 23178 28989

В 2006–2007 гг. конечный финансовый результат МУП «Назаровский хлеб» представлял собой убыток: в 2006 году – в сумме 47444 рублей, в 2007 году – 7270 рублей. Начиная с 2008 года предприятие начало получать прибыль: в 2008 году – она составила 20135 рублей, а в 2009 году возросла до 23178 рублей, в 2010 году – до 28989 рублей. Расход от внереализационных операций возрос с 5815 рублей в 2006 году до 18172 рублей в 2010 году.

Динамика финансового результата пекарни прослежена в таблице 5.

Таблица 5 – Динамика финансовых результатов МУП «Назаровский хлеб»в 2004–2008 гг. (в процентном отношении к предыдущему году)

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Динамика финансового результата 100 653 377 115 125
Динамика выручки 100 131 125 133 143
Динамика себестоимости 100 116 118 134 143

 

В 2006 г. убыток от деятельности хлебозавода сократился почти в 6,5 раз (по сравнению с 2007 г.). В 2008 году финансовый результат превысил прошлогодний показатель в 3,8 раза (377%). Следующие два года (2009–2010 гг.) показывают относительно стабильный рост прибыли (таких скачков как в предыдущие годы – более чем в 3 раза – не наблюдается).

Резкое сокращение убытков в 2007 году обеспечивалось 131% ростом объема реализованной продукции на фоне 116% повышения ее себестоимости (динамика роста выручки в 2 раза превышает динамику роста себестоимости). Эта же тенденция, чуть в более скромных масштабах, сохранилась и в 2009 году – четырехкратное (377%) сокращение убытков произошло за счет 125%-увеличения выручки и 118%-повышения себестоимости (динамика роста выручки в 1,5 раза превышает динамику роста себестоимости). Относительно стабильный рост прибыли предприятия в 2009–2010 гг. объясняется уравновешиванием динамики роста объемов выручки и себестоимости продукции (в 2009 году темпы роста себестоимости обогнали темпы роста выручки всего на 1%, а в 2010 г. – эти показатели сравнялись).

Для того чтобы узнать причины роста прибыли предприятия, проанализируем влияние отдельных ее составляющих на конечный финансовый результат.

Исходные данные для проведения факторного анализа деятельности организации представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа прибыли

Показатель (2008 г.)

Наименование продукции

  Хлеб пшеничный

Батон

Выпечка
Цена продукции (руб.) 4,4

5,9

3,8
Количество реализованной продукции (ед.) 104189

7835

4146
Себестоимость единицы продукции (руб.) 4,17

5,34

3,49
Показатель (2009 г.)

Наименование продукции

  Хлеб пшеничный Батон

Выпечка

Цена продукции (руб.) 5,3 7,1

4,9

Количество реализованной продукции (ед.) 112081 9816

6146

Себестоимость единицы продукции (руб.) 5,06 6,44

4,49

Показатель (2010 г.)

Наименование продукции

  Хлеб пшеничный Батон

Выпечка

Цена продукции (руб.) 6,4 8,2

5,7

Количество реализованной продукции (ед.) 133021 11806

7513

Себестоимость единицы продукции (руб.) 6,09 7,94

5,36

         

 

В 2010 г. хлебозавод получил наибольшую прибыль от реализации пшеничного хлеба (выручка по этому виду продукции почти в 9 раз превышает выручку от реализации батонов, а себестоимость осталась ниже себестоимости батонов на 25%).

Проведем анализ степени влияния различных факторов на изменение суммы прибыли от реализации хлеба «Пшеничный» в 2010 году (способом цепной подстановки).

Прибыль от реализации пшеничного хлеба (П) равна:

П = (Ц – С) * О, (5)

где Ц – цена 1 булки пшеничного хлеба,

С – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба,

О – объем реализации пшеничного хлеба.

Прибыль от реализации пшеничного хлеба составила:

– в 2008 г.: (5,3 – 5,06) * 112081 = 26899,44 руб.,

– в 2009 г.: (6,4 – 6,09) * 133021 = 41236,51 руб.

Общее изменение прибыли (∆П) от реализации пшеничного хлеба в 2010 г. по сравнению с 2009 г.:

∆П = П2010 – П2009,

где П2010 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2010 году,

П2009 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2009 году.

∆П = 41236,51 – 26899,44 = 14337,07 руб.

Отклонение прибыли за счет изменения цены реализации пшеничного хлеба (∆Пусл1):

∆Пусл1 = Пусл.1 – П2008,

где Пусл.1 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2009 году по ценам реализации 2010 года:

Пусл.1 = (Ц2010 – С2009) * О2009,

где Ц2010 – цена 1 булки пшеничного хлеба в 2010 г.,

С2009 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2009 г.,

О2009 – объем реализации пшеничного хлеба в 2009 г.

Пусл.1 = (6,4 – 5,06) * 112081 = 150188,54 руб.

∆Пусл1 = 150188,54 – 26899,44 = 123289,1 руб.

Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости пшеничного хлеба (∆Пусл2):

∆Пусл2 = Пусл2 – Пусл.1,

где Пусл.2 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2009 году по ценам реализации и себестоимости 2010 года:

Пусл.2 = (Ц2010 – С2010) * О2009,

где С2010 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2010 г.

Пусл.2 = (6,4 – 6,09) * 112081 = 34745,11 руб.,

∆Пусл2 = 34745,11 – 150188,54 = – 115443,43 руб.

Отклонение прибыли за счет изменений в объеме реализации (∆Пусл3):

∆Пусл3 = П2010 – Пусл.2,

∆Пусл3 = 41236,51 – 34745,11 = 6491,4.

Правильность расчетов отклонения прибыли за счет влияния различных факторов можно проверить следующей формулой:

∆П = ∆Пусл1 + ∆Пусл2 + ∆Пусл3

И, действительно:

14337,07 руб. = 123289,1 + (– 115443,43) + 6491,4 руб.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 14337,07 руб., в том числе, за счет изменения:

- отпускной цены пшеничного хлеба: + 123289,1 руб.,

- количества реализованной продукции: + 6491,4 руб.,

- себестоимости пшеничного хлеба: – 115443,43 руб.

Основная доля прибыли в 2010 году была получена за счет увеличения цены реализации пшеничного хлеба и незначительного роста объемов его продаж. Изменение себестоимости пшеничного хлеба оказало негативное воздействие на доходы пекарни в 2010 году: за счет этого фактора предприятие недополучило прибыль в размере 115443,43 руб.

Основным резервом роста прибыли хлебозавода  в 2011 году является снижение себестоимости производимой продукции и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта).

Себестоимость хлеба и хлебобулочных изделий можно понизить за счет покупки более дешевых ингредиентов (муки, маргарина, яичного порошка), путем заключения договоров с новыми поставщиками сырья и автотранспортными предприятиями.

Объемы реализации можно увеличить за счет приобретения новых рынков сбыта (заключение договоров на поставку хлеба и хлебобулочных изделий с другими магазинами) и путем расширения ассортимента производимой продукции.

 






double arrow
Сейчас читают про: