Правовые основы борьбы с наркоманией

Введение

 

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность.

Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.

Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия.

Целью данной курсовой работы является изучение наркомании в аспектах угроз национальной безопасности.



Глава 1. Нормативно-правовое регулирование в деятельности по предупреждению распространения наркомании

Нормативно-правовые акты по предупреждению наркомании

Все нормативно-правовые акты по предупреждению и распространению наркотиков можно классифицировать по федеральному признаку. Также существуют международные нормативно-правовые акты. Они представлены в таблице №1.

 

Таблица №1

Международные конвенции и соглашения:

Дата Полное наименование Акт
30.03.1961 Единая конвенция о наркотических средствах (с изменениями от 25 марта 1972 г.) Конвенция ООН
20.12.1988 Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Конвенция ООН
21.02.1971 Конвенция о психотропных веществах Конвенция ООН
10.06.1998 План действий по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
10.06.1998 Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики Декларация ООН
10.06.1998 Контроль над прекурсорами Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
10.06.1998 План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркосодержащих культур и содействия альтернативному развитию Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
28.07.1999 Лакхнауское соглашение о принятии единообразных мер по контролю международной торговли прекурсорами и другими химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ Соглашение ООН
     

 

Российское законодательство:

Дата Полное наименование Акт
08.07.1994 Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Соглашение стран СНГ
16.07.1997 Заключение Постоянного Комитета по Контролю Наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам Заключение
09.10.1997 Таблица крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ Таблица
08.01.1998 "О наркотических средствах и психотропных веществах" Федеральный закон
30.06.1998 Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Постановление Правительства РФ
29.06.1999 Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года Решение Совета Безопасности РФ
28.02.2000 Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде Приказ Минобразования РФ №619
07.06.2000 Федеральный закон о внесении дополнения в ст. 4 закона РФ "О средствах массовой информации" в связи с принятием федерального закона"О наркотических средствах и психотропных веществах" Федеральный закон
24.09.2002 "О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ" Указ Президента РФ №1068
11.04.2003 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Указ Президента РФ №306
15.04.2004 Комментарий к новым статья УК РФ, связанным с наркотиками. Статьи вступают в силу 16 марта 2004г. Комментарий narcozona.ru
06.05.2004 Постановление Правительства РФ "Об утверждении средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 и 229 УК РФ" Постановление Правительства РФ
13.09.2005 Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" Постановление Правительства РФ
10.02.2006 28.12.2009 Постановление Правительства РФ "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228 и 229 УК РФ" Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ

 

Правовые основы борьбы с наркоманией

 

В настоящее время наркомания приобретает характер глобальной социальной проблемы. Вред, наносимый здоровью и благополучию людей, отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы жизнедеятельности общества и государства, потребовали консолидации усилий международного сообщества, принятия международно-правовых мер по предотвращению незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Конвенция Организации Объединенных Наций, принятая 21 февраля 1971 года в Вене, определила сферу контроля над психотропными веществами, порядок их использования для медицинских целей, меры по запрещению и ограничению экспорта и импорта наркотических веществ, общее направление мер по противодействию незаконному обороту психотропных веществ и наказанию виновных.

В соответствии с Конвенцией был образован Международный комитет ООН по контролю за наркотиками. Комитет подготавливает ежегодные доклады о своей работе, содержащие полученную им информацию вместе с любыми замечаниями и рекомендациями. Доклады препровождаются Сторонам соглашения и затем публикуются Генеральным секретарем ООН.

Конвенция Организаций Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая 19 декабря 1988 года, на 6-ом пленарном заседании, констатировала все большее распространение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди различных социальных групп и обратила особое внимание на использование детей в качестве потребителей наркотиков и их эксплуатацию при незаконном производстве и обороте психотропных веществ. Была подчеркнута взаимосвязь между незаконным оборотом наркотиков и иными формами организованной преступности, которая подрывает экономику и создает угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государства.

Конвенция дополнительно регламентировала меры по оказанию взаимной юридической помощи, включая подготовку кадров, передачу материалов уголовного разбирательства, выдачу преступников и ряд других вопросов, связанных с усилением борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указом Президента РФ была запрещена свободная реализация продукции (работ, услуг) и отходов производства, которые могли способствовать распространению наркотических средств и психотропных веществ.

Утверждено Положение о Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту. Основные задачи комиссии включали выработку и осуществление, на основе межправительственных и межведомственных соглашений, мероприятий по обеспечению реализации государственной политики по контролю за наркотиками.

Постановлением Правительства РФ устанавливались государственные квоты, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ.

Важным шагом в деле усиления борьбы с наркоманией стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах», в редакции от 1 декабря 2004 года, которым установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Согласно закону государственная политика в этой сфере отношений базируется на следующих принципах:

1. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2. Лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических веществ;

3. Координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4. Развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков на многосторонней и двусторонней основе.

Значительное место в законе уделено правовому регулированию противодействия незаконному обороту наркотиков. Проведение таких мер возлагалось на Генерального прокурора РФ, МВД, Федеральную службу безопасности, таможенную, пограничную и службу внешней разведки, а также на Министерство здравоохранения и другие государственные органы исполнительной власти.

Организация противодействия наркомании осуществлялась на основе соответствующих федеральных целевых программ, которые были признаны обеспечивать координацию деятельности всех причастных к их исполнению органов государственной власти. Финансирование целевых программ осуществлялось за счет средств федерального бюджета, а также путем создания специальных внебюджетных фондов.

Федеральный закон 1998 года регламентировал широкую палитру правовых мер, которые должны были осуществляться с целью борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В числе исполнителей перечислены практически все правоохранительные органы РФ. К недостаткам закона относится то обстоятельство, что стоящие перед ним задачи были сформулированы в общем виде, без их подразделения с учетом характера деятельности конкретных органов правоохраны.

Указом Президента от 20 сентября 2002 года при МВД было образовано новое структурное подразделение – Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, во главе с заместителем Министра внутренних дел.

Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Госкомитет по противодействию незаконному обороту наркотиков при МВД, был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России).

Госнаркоконтроль России – специально уполномоченный орган, обеспечивающий исполнение законодательства РФ в сфере борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических веществ. Общая численность вновь созданного правоохранительного органа определена в количестве 40 тысяч штатных единиц, в основном за счет перевода на новую службу сотрудников ранее упраздненной налоговой полиции Российской Федерации.

В связи с проведением административной реформы и в целях совершенствования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств Госнаркоконтроль России был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: