Основные положения
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» - это основной нормативно-правовой акт в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Рассматриваемый Федеральный закон состоит из 8 глав:
Глава I. Общие положения.
Глава II. Организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
Глава III. Особенности деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Глава IV. Условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Глава V. Использование наркотических средств и психотропных веществ.
Глава VI. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Глава VII. Наркологическая помощь больным наркоманией.
Глава VIII. Заключительные положения.
Следует отметить, что основные понятия, используемые законодателем в данном Законе, по мнению ученых, в целом соответствуют основным понятиям, используемым в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Определения наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов даны в статье 1 Федерального закона.
Согласно ст.1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» не даёт критериев различия между наркотическими средствами и психотропными веществами. В соответствии со статьей 2 Конвенции. 1971 года к таковым критериям относятся:
) способность вещества вызывать состояние зависимости и оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, либо мышления, либо поведения, либо восприятия, либо настроения или приводить к аналогичному злоупотреблению и аналогичным вредным последствиям, что и какое-либо вещество, включенное в списки психотропных веществ Конвенции 1971 года;
) достаточные свидетельства того, что имеет место злоупотребление данным веществом или существует вероятность такого злоупотребления, которое представляет или может представить проблему для здоровья населения и социальную проблему, дающие основания для применения к этому веществу мер международного контроля.
Для отнесения нового вещества к категории психотропных, в соответствии с Конвенцией 1971 года, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на основе изучения практики в различных странах ставит перед Комиссией ООН по контролю над наркотиками (далее - Комиссия ООН) вопрос о необходимости включения данного вещества в списки Конвенции и установлении соответствующих мер контроля, которые были бы целесообразными в свете ее оценки.
Кроме того, в ФЗ появляется понятие инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ. Критерием для установления контроля за этими объектами является их использование при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных веществ. Введение таких мер на национальных территориях предусмотрено статьей 13 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
В соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» все наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в специальный Перечень, утверждаемый Правительством РФ. Он состоит из четырех списков, которые различаются в зависимости от применяемых государством мер контроля оборота перечисленных в них наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По этому основанию они классифицированы на следующие категории:
наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 1);
наркотические средства и т.п. вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 2);
наркотические средства, оборот которых в РФ ограничен, но в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 3);
прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список 4).
Перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен или ограничен в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681. Перечень содержит два списка. В списке № 1 названы наркотические средства, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее международными договорами. В нем значится 153 наименования, в том числе гашиш, героин, лист коки, маковая соломка, опийный мак, изометадон, каннабис (марихуана), кат, кетобемидон, клонитазен, кодоксим, кокаиновый куст, кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин, кустарно изготовленные препараты из псевдоэфедрина или из препаратов, содержащих псевдоэфедрин, кустарно изготовленные препараты из фенилпропаноламина или из препаратов, содержащих фенилпропаноламин, млечный сок разных видов мака, не являющихся опийным или масличным маком, но содержащих алкалоиды мака, включенные в списки наркотических средств и психотропных веществ, и др.
В Списке № 1 названы следующие психотропные вещества: дексамфетамин, катин (d-норпсевдоэфедрин), катинон (L-альфа-аминопропиофенон), меклоквалон, метаквалон, 4-метиламинорекс, метилфенидат (риталин), изомеры, в том числе стереоизомеры (если таковые определенно не исключены), наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в этом списке, в тех случаях, когда существование таких изомеров, в том числе стереоизомеров, возможно в рамках данного химического обозначения, эфиры сложные и простые наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в данном списке, соли всех наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в данном списке, если существование таких солей возможно, все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества.
Список № 2 содержит перечень наркотических средств, оборот которых ограничен, в связи с чем согласно законодательству Российской Федерации и ее международным договорам устанавливаются меры контроля. Всего в списке 45 наименований, среди которых амфетамин, кодеин, кокаин, морфин, омнопон и др.
Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил. В частности, вещества, внесенные в Список I, могут использоваться:
а) в научных и учебных целях юридическими лицам при наличии лицензий на виды деятельности, связанные с использованием конкретных наркотических средств и психотропных веществ;
б) в экспертной деятельности или для их идентификации юридическими лицами при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии;
в) в оперативно-розыскной деятельности при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность без лицензии (ст.34-36 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных ст.34 - 36 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Следует сказать здесь еще об одной классификации наркотических средств и психотропных веществ, встречающейся в литературе. Так, в зависимости от источников поступления к потребителям наркотические средства подразделяют на:
наркотические средства растительного происхождения, получаемые из мака (в данную группу входят: мак опийный, опий, концентрат маковой соломки, экстракты и настойки опия и маковой соломки, ацетилированный опий);
наркотические средства растительного происхождения, получаемые из конопли (в данную группу входят: марихуана, гашиш, смола канабиса, гашишное масло и т.д.);
наркотические средства, выпускаемые фармацевтической промышленностью (эфедрин, снотворные и стимулирующие средства);
синтетические наркотические средства.
На осуществление основных видов деятельности ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил государственную монополию, в частности, на разработку, переработку, изготовление, производство, ввоз (вывоз), распределение, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и культивирование наркотикосодержащих растений.
Осуществление любых видов деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации теперь запрещено законодательно физическим лицам, что также как и госмонополия, увязывается с усилением мер контроля.
Наряду с этим, в Федеральном законе дан ещё ряд понятий, которые ранее отсутствовали в законодательстве страны. Это такие понятия, как оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, незаконный оборот, производство наркотических средств, психотропных веществ и т. д.
Поясним суть данных понятий.
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.
Производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений.
В соответствии с Федеральным законом, производство наркотических средств или психотропных веществ может осуществляться только государственными предприятиями и учреждениями при наличии соответствующей лицензии. Производство наркотических средств находится в ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.
Изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные препараты.
Переработка наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых происходит рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.
Следует отметить, что ранее, до принятия Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под незаконным изготовлением наркотических средств понимали любые действия, в результате которых были получены готовые к потреблению наркотические средства, а также их переработку и рафинирование (очистку от посторонних примесей) без соответствующего на то разрешения в целях повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта.
Распределение наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества.
Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с таможенной территории другого государства на таможенную территорию Российской Федерации или с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию другого государства.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
В данном определении речь идет только о зависимости от веществ, включенных в Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. В остальных случаях на практике используют термин «токсикомания».
Следует отметить, что в наркологической практике используется также понятие «полинаркомания» - наркомания с употреблением двух или более наркотических средств.
В других случаях больной, кроме наркотических средств, принимает другие вещества и лекарственные препараты, не отнесенные к наркотическим.
Больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», поставлен диагноз «наркомания».
Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Схожее определение дано в статье 3 Типового закона ООН о борьбе с незаконным производством и оборотом веществ, находящихся под контролем, и мерах по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами. В соответствии с которым злоупотребление наркотиками и незаконное потребление наркотиков означают потребление запрещенных наркотиков или потребление без рецепта врача других наркотических средств и психотропных веществ, находящихся под национальным контролем.
В то же время ученые обращают внимание на то, что понятийный аппарат Федерального закона нуждается в определенной корректировке и дополнении. Многие понятия, используемые в оперативной и судебно-следственной практике, в нем отсутствуют. Так, С.В. Полубинская и А.Н. Сергеев предлагают (и автор настоящей дипломной работы присоединяется к данному предложению) законодательно закрепить понятия таких незаконных действий, как незаконное хранение, потребление, пересылка, перевозка, приобретение, сбыт, а также склонение граждан к потреблению наркотиков, незаконная выдача рецептов, необходимо дать понятие незаконному выращиванию и культивированию наркотикосодержащих растений.
Кроме того, необходимо дать более точное, исключающее разночтения, определение понятий «производство» и «изготовление» наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Кроме этого, назрела необходимость уточнить, что является уничтожением наркотических средств и психотропных веществ, а что переработкой, чтобы исключить употребление такого термина, как «уничтожение путем переработки».
Глава 2 Федерального закона определяет организационные основы деятельности в сфере оборота наркотиков и в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
Статьей 6 предусмотрено, что в целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
В настоящее время на решение таких задач ориентированы более 10 федеральных органов исполнительной власти (ФСНК России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минздравсоцразвития России, Минпромэнерго России, Минсельхоз России, Минобрнауки России и др.). В то же время их компетенция законодательно не определена, полномочия и сфера ответственности не разграничены.
В статье 7 Федерального закона закреплено одно из основополагающих положений государственной политики Российской Федерации, запрещающее осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту негосударственным организациям и объединениям.
Общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установлен статьей 8 (лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определенный порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, специальный контроль над инструментами и оборудованием, используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (далее - инструменты или оборудование).
В статье 8 главы 2 ФЗ определён общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а в главе 3 и 4 закона рассматриваются основные положения о видах и условиях осуществления этой деятельности. Данные положения в виде сводной таблицы помещены в приложении к настоящей дипломной работе.
Особый интерес вызывают положения главы шестой ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», посвященной вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков. Одним из основополагающих положений данного раздела является восстановление запрета на потребление наркотических средств без разрешения врача. Однако, ответственность за потребление наркотических средств без разрешения врача установлена только КоАП РФ, хотя, как свидетельствует практика, административный запрет уже является недостаточным барьером, способствующим удержать от граждан от потребления наркотических средств. Думается, что целесообразным было бы введение уголовной ответственности за потребление наркотических средств без разрешения врача.
Следует отметить, что не все ученые считают необходимым наличие такого запрета. Сторонники легализации ссылаются на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Они выступают за полную или частичную (касательно так называемых «мягких» наркотиков) отмену запрета на употребление наркотических средств. Некоторые из сторонников легализации считают, что необходимо создание государственной системы распределения среди страдающих наркоманией людей наркотических средств (в том числе героина, кокаина и т. д.) и стерилизованных медицинских приспособлений для их приема (пилотные такие программы прошли в Ярославле и Санкт-Петербурге).
Однако, по мнению большинства специалистов и практиков) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков (позицию которых разделяет и автор настоящей дипломной работы, аргументация сторонников легализации представляется весьма сомнительной и ошибочной. Так, ссылка на положения Всеобщей декларации прав человека применительно к наркомании не является убедительной. Необходимо учитывать не только прямой негативный эффект явления, но и заключающуюся в нем опасность - потенциальный риск, вытекающий из него, социальную цену его последствий. Употребление индивидуумом наркотиков наносит вред не только ему, но и его окружению (в бытовой, интимной, производственной сферах), резко повышает вероятность несчастных случаев на транспорте и производстве, усиливает риск вовлечения в потребление наркотиков окружающих, в том числе несовершеннолетних, наносит необратимый урон будущему потомству.
Думается, что так называемое «частичное» снятие запрета на потребление «мягких» наркотиков также не решает проблему: медицинские исследования показывают, что наркотическая зависимость развивается только в одном направлении - в сторону количественного и качественного увеличения дозы потребляемых наркотических средств. Причем около 40 процентов наркоманов начинали с потребления конопли.
Возможно, легализация наркотиков способна в той или иной мере облегчить учесть лиц, нуждающихся в лечении от наркомании, однако представляется весьма сомнительным, что она будет способствовать самому процессу лечения - иллюзорно считать, что оно будет эффективно при свободном доступе наркоманов к наркотикам.
Также не убедительны доводы сторонников легализации относительно снижения количества смертей и болезней среди наркоманов и ограничения распространения СПИДа в их среде благодаря контролю со стороны государства за чистотой распределяемых им наркотиков и регулярной выдаче стерилизованных шприцев. Практика показывает, что в состоянии наркотического опьянения наркоманы активно экспериментируют в создании «коктейлей» из наркотических средств и прекурсоров, произвольно дозируют вводимые в организм наркотики, часто погибая от передозировки. Известная половая распущенность наркоманов будет продолжать способствовать распространению СПИДа и других инфекций, передаваемых половым путем.
Наивно выглядит и экономическая аргументация сторонников либерализации наркотиков. Создание государственной системы распределения наркотиков может вызвать кратковременное снижение цен на них, однако в дальнейшем по мере развития наркорынка из-за увеличения числа потребителей наркотиков и роста их «аппетитов» увеличится и спрос на наркотики, что вызовет и новый рост цен. Учитывая высокую степень приспособляемости дельцов наркобизнеса к новым условиям, представляется нереальным и вывод о возможности снижения их доходов и, как следствие, их самоликвидации. Также крайне сомнительна жизнеспособность довода о снижении числа преступлений, совершаемых наркоманами с целью получения возможности приобретения наркотиков, и хищений наркотических средств.
Кроме запрета на потребление наркотиков Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» ввел еще один запрет: запрет на пропаганду и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 46). Так, запрещается пропаганда наркотиков, то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и распространения в компьютерных сетях указанных сведений.
Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченном объеме. Это распространяется на определенные группы наркотиков, а именно, включенные в списки 2 и 3 Перечня, сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Думается, что введение норм, запрещающих пропаганду и рекламу наркотиков, является существенным вкладом в области организации противодействия незаконному обороту, так как некоторые средства массовой информации превратили сложную проблему в некую привлекательную и даже занимательную область рекламной индустрии.
В ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» содержится также комплекс мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. Например, в указанных целях в стране вводится контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств и прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркотикосодержащих растений, включенных в Перечень, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок указанных веществ.
Следует пояснить, что введение подобного контроля направлено на пресечение изготовления и перемещения контролируемых веществ, поскольку определяются так называемые криминогенные регионы, в пределах которых вводится специальный контроль. При этом должностные лица контролирующих федеральных органов вправе производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляется незаконная перевозка или пересылка наркотиков. Вполне очевидно, что для реализации рассмотренных положений, как и во многих других, уже упомянутых случаях, требуется принятие значительного числа различных подзаконных или законодательных актов.
Важную профилактическую роль должна была сыграть статья 51 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», предоставляющая возможность ликвидировать в судебном порядке юридическое лицо, предоставляющее услуги (в том числе, рестораны, кафе, бары, казино, дискотеки и др.), в случае непринятия со стороны его администрации мер по устранению причин и условий для распространения наркотиков в помещениях указанного юридического лица.
Интересно, что, несмотря на отсутствие правового механизма реализации этого положения на федеральном уровне, в некоторых регионах уже пошли по пути принятия нормативных правовых актов, учитывающих местные условия и определяющих конкретные механизмы его действия. В частности в Московской городской Думе принят Закон «Об административной ответственности за попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ».
Различные субъекты законодательной инициативы разрабатывают варианты законопроектов по этому вопросу (о дополнениях Кодекса об административных правонарушениях, о разработке отдельных законов). Однако все они, как правило, содержат общие ошибки, заключающиеся в необходимости, прежде всего, установления определенных правил для юридических лиц и обязанностей - для должностных лиц, за нарушение которых как раз и будет установлена ответственность. Поэтому этот вопрос остается на настоящий момент открытым для обсуждения и решения.
Предусмотрел законодатель и возможность ликвидации юридических лиц, осуществляющих финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков.
Следует сказать здесь и о том, что с вступлением в силу ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрена база для оказания больным наркоманией наркологической помощи (глава 7). Каждому больному наркоманией гарантировано государством обследование, консультирование, диагностика, лечение и медико-социальная реабилитация.
При этом лечение является исключительной компетенцией учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, а иные виды медико-социальной помощи могут осуществляться и частными учреждениями по соответствующим лицензиям. Это положение, как представляется, не бесспорно. Есть аргументированные доводы за, есть не менее аргументированные - против.
При разработке Федерального закона невозможно было обеспечить, чтобы все его статьи имели прямое действие. В целом ряде случаев для реализации их положений потребовалась разработка и утверждение Президентом и Правительством Российской Федерации комплекса взаимоувязанных правовых актов.
По поручению Правительства МВД России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами был подготовлен и согласован по исполнителям и срокам План-график разработки указанных нормативных документов.
В частности, проводилась разработка 23 документов. В этой работе были задействованы 29 министерств и ведомств, к компетенции которых относились различные вопросы, связанные с оборотом наркотиков или противодействием их незаконному обороту. Это Минздрав, Минэкономики, Минсельхозпрод, МВЭС, Минюст, МВД, ГТК России и др. Параллельно приводилась в соответствие с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» нормативная база всех-министерств и ведомств, прежде всего, Минздрава и МВД России.
По окончании всей запланированной работы должна была быть создана стройная единая система контроля над наркотиками, которая в максимальной степени должна исключать их утечку в незаконный оборот. Однако, к сожалению, многие необходимые нормативные акты до настоящего времени не приняты, что в значительной степени затрудняет как деятельность по исполнению данного Федерального закона, так и в целом противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими.
Статья 44 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» посвящена вопросам медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача. Такое лицо может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Необходимо пояснить, что одной из задач указанной статьи является обеспечение механизма противодействия распространению наркомании, выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков. В виду широкого распространения наркомании в России, в юридической и медицинской литературе уже обсуждается вопрос о разработке законодательства об обязательном тестировании на содержание наркотических средств и психотропных веществ ряда категорий граждан, прежде всего сотрудников правоохранительных органов и лиц, допущенных к работе с наркотиками.
В настоящее время действует приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 октября 1998 г. № 289 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека».






